Анималистические миниатюры Олега Дорошенко

Nov 14, 2012 16:42

         Сегодня расскажу о мастере создания миниатюр из кости, дерева, Дорошенко Олеге.
         Художественная резьба по кости - это не просто умелое применение технических знаний для обработки ценного материала, каким является моржовая, мамонтовая или слоновая кость. Художественная резьба - это искусство: костяная пластина или объемный кусок клыка превращаются волей мастера в законченное произведение, где каждая линия, каждый штрих точно положены на свое место, где общее нераздельно дополняется частностями, одно неотделимо от другого.
         Сайт мастера - http://doroshenko.in.ua/
         Здесь можно посмотреть работы мастера на Портале изобразительного искусства - http://arts.in.uagerd.arts.in.ua/artists/dors11/

"ХОМЯК С ОРЕХОМ" (тонированный бивень мамонта, гагат)




"МЫШКА" (тонированный бивень мамонта, гагат)



Резьба по кости - это искусство художника, хорошо понимающего законы пластического мастерства. Точное определение объема вещи с учетом ее функционального назначения как бы предопределяется дополнительной разработкой поверхности в графической или пластической манере. Гравировка, подцветка, сквозная или рельефная резьба являются неотторжимым дополнением целостного художественного образа вещи.

"Медведь" (тонированній бивень мамонта, гагат, эбеновое дерево)


"ВОЛК" (бивень мамонта)


Большое мастерство, достигнутое резчиками по кости, лучшие образцы которого мы любим и ценим как национальное, художественное достояние, явилось результатом многовекового процесса развития. От простейших утилитарных предметов до гармоничных по форме и орнаментации произведений декоративно-прикладного искусства - таков путь развития художественной резьбы по кости.

Мышка на замке, 6,5х7,5 см





"ХОМЯК С КУКУРУЗОЙ" (тонированный бивень мамонта, янтарь, эбеновое дерево, гагат)



"ХОМЯК С МЕШКОМ" (тонированный бивень мамонта)



Сила эмоционального воздействия лучших произведений этого искусства в том, что в них вложены не только труд и талант одного человека - исполнителя данной вещи, но навыки и таланты многих поколений, многих безымянных творцов, чьи достижения подучили достойных восприемников в лице косторезов последующего времени.

"КРЫСА В БОТИНКЕ" (бивень мамонта)



"КРЫСЫ С СЫРОМ" (бивень мамонта)


Кость как материал, из которого создавали высокохудожественные произведения, добывалась в разных местах. Так, жители побережья Белого моря Северного Ледовитого океана охотились на моржей около Мезенского берега, у острова Войгач и мыса Колгуев, у Новой Земли и Мурманского берега, у Шпицбергена и около устья Печоры.

"БЫК" (бивень мамонта)


"НОСОРОГ" (бивень мамонта)


Важным фактором в определении художественных достоинств произведения является мастерство его исполнения. Техничность резьбы или гравировки, профессионализм, с которым сделана гладкая, рельефная или сквозная резьба, определение соразмерности членений предмета, его функциональности в соединении с декоративной обработкой - все это входит в общую оценку произведений декоративно-прикладного искусства. Резчик по кости должен быть не только мастером, владеющим инструментами своего ремесла, но и художником, скульптором, точно и правильно оценивающий материал, из которого создается оригинальное художественное произведение.

"ЦЫПЛЕНОК" (тонированный бивень мамонта, гагат)


Основные технические приемы обработки кости сложились много веков тому назад и практически не меняются до наших дней.

Простая кость (кость домашних животных) называется цевкой; она имеет сероватый оттенок и потому требует обязательного отбеливания.

Моржовая кость очень прочная, имеет белый, прозрачно-зеленоватый цвет с розово-теплым оттенком при просвечивании.

Мамонтовая «голубая» кость, так называемая ископаемая, поскольку ее обнаруживают, как правило, в районах вечной мерзлоты, несколько мягче моржовой, легко режется, имеет желтоватый оттенок. Иной раз она бывает окрашена солями грунтовых вод в коричневый или сине-зеленоватый цвет. Эта особенность удачно используется мастерами при решении декоративных задач. Мамонтовый бивень по структуре и цвету очень близок к слоновой, который на тонкий срез несколько прозрачней.
"СКОРПИОН" (бивень мамонта)


Первоначально моржовый клык, бивень слона или мамонта, кость домашних животных обезжиривается, затем отбеливается. Кость подвергают грубой обработке - пилят на куски или пластины, определяют форму предмета. Распиловка кости на пластины ведется вдоль слоев, а не поперек, что важно для прочности будущего изделия. Долевой распил не позволяет кости коробиться при изменении температурно-влажного режима. Для всевозможных шкатулок, ларцов, коробочек, мебели основу делали из дерева, снаружи ее оклеивали костяными пластинками, которые украшали изобразительными или орнаментальными мотивами в технике рельефной или сквозной резьбы. Часто под прорезь мастера подкладывали цветную фольгу, яркую бумагу, шелк или бархат. В сочетании с мягким светлым тоном кости это создавало больший декоративный эффект, выявляло красоту пластической проработки поверхности. Но прежде чем художник приступал к резьбе, он делал на кости или пластине схематический, эскизный рисунок и лишь затем лобзиками, пилками, сверлами, дрелями и другими специальными инструментами вел обработку костяной поверхности. Специальный инвентарь не изменился за многие столетия.

"ХАМЕЛЕОН" (тонированный бивень мамонта, гагат)


"ВОРОБЕЙ НА ГРУШЕ" (тонированный бивень мамонта)


Крыса, Мышь, Воробей, Цыпленок, Носорог, Скорпион, Хамелеон, Медведь, Волк, Бык, Хомяк

Previous post Next post
Up