Фактура шерсти и пера

Jun 15, 2016 01:26

Большая статья о петербургском скульпторе-анималисте Виталии Новикове. Его скульптуры приобретены Государственной Третьяковской галереей в Москве. Он участвовал в международных симпозиумах:

В 1977-1979 году - участник международного симпозиума по камню в Венгрии, где в выработанном карьере создавал скульптуру из камня. Скульптура попала в десятку лучших скульптур симпозиума и экспонировалась во многих городах Европы. Сейчас находится в музее международной каменной скульптуры в Венгрии, в местечке Вилань, область Печь.

В 1989 году участвовал в международном симпозиуме по камню в Болгарии в городе Асеновград, Родопи. Скульптура установлена в городе Асеновграде.

Участник международной анималистической выставки в городе Антверпене в 1993 г. За скульптуру «Сидящий медведь», которая установлена в зоопарке г. Антверпена, получил спонсорскую премию. Скульптура стоит в Антверпенском зоопарке.

Принимал участие в анималистическом фестивале по бронзе в Таллинне, гле в 2004 году получил 1-ю премию за скульптуру «Беременная медведица», в 2006 - 3-ю премию за скульптуру «Волчица».

Оригинал взят у budorcas в Фактура шерсти и пера



Эта статья была опубликована 12 апреля в газете «Новгородские ведомости», Великий Новгород, но - в значительном сокращении. Не влезла целиком на полосу. Если честно, мне жалко две этих почти целых колонки текста, поэтому я публикую его здесь целиком, причем не с одной, а сразу с кучей фотографий. Надеюсь, кто-то сумеет прочесть до конца...


Кто из нас в детстве не пробовал рисовать животных - хотя бы схематично, хотя бы свою или соседскую кошку? Да наверняка каждый первый! У кого-то это получалось так себе, у кого-то лучше, но вряд ли и он задумывался, что отдает дань анималистическому направлению в изобразительном искусстве. Одному, между прочим, из древнейших, существующих с тех самых времен, когда собиравшийся на охоту троглодит впервые изобразил на стене своей пещеры мамонта, быка и дикую лошадь - предтечу коней, изваянных Петром Клодтом для питерского Аничкова моста. Художников, что специализируются на рисовании животных, до сих пор немного. Анималистов-скульпторов и того меньше. С одним из таких нечастых творцов мне посчастливилось встретиться в Санкт-Петербурге.

БРОНЗОВЫЕ ПТИЦЫ

В мастерской Виталия НОВИКОВА на Заневском проспекте животные застыли повсюду - на столах, стеллажах, подставках, подоконниках, полу. Материалы неоднородные: глина, гипс, пластилин, бронза, фарфор…

В мастерской скульптора



Видового разнообразия хватит на маленький зоопарк. Скульптор по очереди знакомит меня со своими героями. Застыла на одной ноге терпеливая серая цапля. Черный лебедь вытягивает шею, подхватив глоток воды с поверхности пруда. В случае с птицами бронза великолепно передает фактуру их перьев, то курчавящихся, то колышущихся на ветру. А у лежащего волка и сидящей медведицы (кстати, взявшей главный приз на I международной анималистической выставке в Таллинне) - волнистую шерсть. Играющий с мячом леопард гладкий, он зверь короткошерстный. А морской котик и вовсе отполирован, словно только что из воды, и пятна патины играют на его спине словно солнечные зайчики. Материал один, но насколько же отличается он в разных воплощениях!

Чёрный лебедь



Скульптуры Виталия Новикова не натуралистичны, однако весьма реалистичны и одновременно образны, подчеркивая мировосприятие автора, которому счастливо удается будить фантазию зрителя и не иметь придирок от профессиональных зоологов.

Медведица



Фарфоровые животные тоже узнаваемы, хоть выглядят совершенно иначе, опять-таки соответствуя воображению создателя. Они - часть окружающей природно-исторической среды, отображенной на их боках подглазурной росписью. У филина и рыси это глухая тайга, у бурого медведя - заснеженные русские деревни с крышами изб и куполами старинных церквей…

Бурый (хотя с виду белый) медведь



- Знаете, - Виталий Михайлович поворачивает голову, и солнечный луч из окна взрывается яркой синевой в его живых глазах, - хоть символом вашего древнего города с незапамятных пор является как раз медведь, но если бы мне пришлось выражать образ Новгорода в виде животного, я бы, пожалуй, выбрал зверя более утонченного и благородного. Ну, например, оленя - тоже лесной обитатель. Или лося...

ЕСЛИ Б НЕ ВАТАГИН…

В Новгороде Новикову бывать довелось, но, к его сожалению, пока только проездом. Однажды целый день провел, гуляя по берегам Волхова и любуясь многочисленными храмами. «Может, еще получится приехать к вам с выставкой, - говорит он и добавляет: - Это было бы здорово».

Серая цапля



Выставок в его жизни было множество - и в своей стране, и за рубежом. Работы хранятся в музеях и частных коллекциях разных стран. Сам же Виталий Михайлович - коренной петербуржец, ленинградец. Хотя предки его родом с русского Севера, окраины Новгородской Республики, да и внешне скульптора легко представить этаким умудренным предводителем ушкуйников, что ведет свой отряд под парусом на фоне северной природы.

Скульптор Новиков в размышлениях над очередной работой - пока на стадии глины



Природа интересовала Виталия с детства, и сколько он себя помнит, всегда пытался лепить и рисовать разную живность, специально за этим ходил в зоопарк и даже в армии своего увлечения не бросал - лепил тамошнего пса. В художественном училище его наставниками, определившими творческий путь, были известные скульпторы Павел Веселов и Борис Воробьев, работавшие на знаменитом Ломоносовском фарфоровом заводе. Созданные ими статуэтки самых разных зверей, птиц и рыб и сегодня пользуются популярностью среди серьезных коллекционеров и рядовых любителей изящного. Я, например, только теперь узнал, что стоящий у меня на полке фарфоровый медвежонок-панда был создан скульптором Веселовым еще в 1964-м, в год 100-летия Московского зоопарка, тогдашнего обладателя единственной панды в Советском Союзе.

Кстати, Павел Павлович Веселов, окончивший Мухинское училище, стал одним из редчайших выпускников своего времени, защитившим анималистический диплом. В 1952 году он представил к защите не изображение сталевара или колхозницы, а модель трехфигурной композиции «Олени» для Ленинградского зоопарка. Дело в том, что в тот же год знаменитому художнику, классику жанра Василию Ватагину за группу анималистических произведений была присуждена Госпремия СССР, и именно это оказалось счастливым поводом для исключительного послабления в «Мухе».

НОЧНОЙ НАТУРЩИК

Наверное, вполне закономерно, что 16 лет спустя ученик Веселова Виталий Новиков и сам создал прецедент, первым в истории теперь уже Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина Российской академии художеств защитив диплом в жанре анималистики. А моделью для его итоговой работы послужил мощный самец черной пантеры по кличке Грозный из Ленинградского зоопарка. Деньги, выданные на оплату труда натурщиков, Виталий аккуратно платил молодым ребятам, тоже студентам, дежурившим ночами в здании львятника. Им, понятно, любая копейка лишней не была, и они пускали художника внутрь, включали свет и не давали спать грозному Грозному, то и дело тормоша его длинным металлическим прутом - крейцером. Зверь отсыпался днем, разочаровывая посетителей зоопарка. На следующую ночь всё повторялось: неутомимый художник садился напротив клетки и рисовал, рисовал… А потом лепил, лепил…

И вот настал день сдачи диплома.

Председателем комиссии был Николай Томский - скульптор заслуженный-перезаслуженный, весь соцлагерь Лениным заставивший, и ко всему прочему уроженец Новгородской губернии плюс автор установленного в Новгороде памятника пионеру-герою Лёне Голикову. Увидев работу Новикова, мэтр удивленно обратился к окружающим: «И что, для этого его шесть лет учили человека лепить?!». Не избежать бы дипломнику-отщепенцу итоговой «тройки», если б не огромное количество набросков, сделанных в ночном зоопарке. Оценив усердие Виталия и объем проделанной работы, строгая комиссия согласилась на «четверку».

А к образу той черной пантеры Виталий Михайлович за прошедшее сорокалетие возвращался не раз и впредь планирует ваять этого красивого зверя. Даром, что Грозного давно нет на свете. Набросков, сделанных в 1968-м, хватит еще надолго…

Тот самый чёрный Грозный



«ОНИ ВСЕ ИНТЕРЕСНЫЕ!»

Конечно, художник воспринимает зоопарк иначе, чем зоолог, а уж тем более - массовый посетитель. В животных его привлекают цвет, форма, фактурность или необычность движений, которую сразу хочется попытаться зафиксировать, будь то невероятная пластичность или, наоборот, резкая угловатость. И тут уж художнику неважно, редкое это существо или самое обычное. Оно «просится» быть запечатленным, заставляет остановиться, задержаться около него надолго. Когда на час, когда на недели.

Будучи в Бельгии, Виталий Новиков рисовал выразительных обитателей Антверпенского зоопарка и его филиала, зоопарка Планкендаль, где наибольшее впечатление на скульптора произвел индийский носорог - весь в складках, словно в латы закованный. Вообще, толстокожие звери привлекательны для ваяния. В Париже Виталий Михайлович первым делом попросил своего сопровождающего, потомка Бенуа, отвезти его в зоопарк. Там он увидел африканского слона, о котором говорили, будто ему 80 лет: худой гигант с морщинистой, похожей на дубовую кору кожей. Тут же уселся рисовать. После прогулки показал результат директору зоопарка. Тот обрадовался: «О-о, мерси, у меня такого нет!». И… оставил себе. Теперь автор об этом случае только рассказывает, а проиллюстрировать рассказ, увы, не может.

На абстрактную скульптуру "Взгляд носорога" Новикова вдохновила встреча в бельгийском зоопарке Планкендаль



Мне и самому приходилось много раз видеть, и Новиков подтвердил как профессионал: анималистическая скульптура очень популярна в европейских городах, а в зоопарках особенно - где же ей и стоять, как не там. К сожалению, в России это направление пока не развито. Уж больно дорогое дело отлить бронзового или вытесать каменного зверя в натуральную величину. Нужны меценаты, а их не хватает, да и сознание не доросло. Исключение, пожалуй, лишь Московский зоопарк, но то столица, там Церетели трудится…

Зато изображение леопарда, созданное Новиковым, стоит перед недавно выстроенным современным вольером амурских леопардов в зоопарке Таллинна. Глядишь, и до родного питерского зоопарка дело дойдет. По крайней мере, разговоры такие ведутся.

- Есть ли животные, которых вы никогда не стали бы рисовать, ваять? - интересуюсь у собеседника.

- Пожалуй, нет, - отвечает. - Они все интересные. Вот в том же Таллиннском зоопарке живет роскошный крокодил. Интересно было бы сделать его - с рифленой шишковатой кожей, с гребнем, переходящим со спины на хвост…

Морской котик



САНДИК НАМ СПОЁТ

Сейчас главное дело Виталия Михайловича - бронзовая скульптурная композиция «Орангутаны», которую он делает для Московского зоопарка. Всё остальное, даже заявки коллекционеров, пока отложено ради этой цели.

Возник необычный заказ спонтанно. Сидел себе скульптор на стульчике в зоопарковском обезьяннике, делал быстрые зарисовки косматых рыжих «лесных людей». И тут в зал павильона выходит заведующая отделом приматов Варвара Мешик. Понаблюдала за работой художника и говорит, мол, неплохо было бы сделать большие скульптуры орангов и установить их на лужайке перед павильоном. И то сказать, на Старой территории зоопарка разных скульптур много - и фламинго тебе тут, и лосенок, и тигр, и морж, и котики, и Древо сказок, и разные животные на переходе над Большой Грузинской улицей, а на Новой территории - ничего подобного. Когда Новиков передал слова Варвары директору зоопарка Владимиру Спицину, тот сразу ухватился за эту идею: «Впереди 145-летие зоопарка, начинай делать, а деньги на этот проект мы так или иначе отыщем».

- Когда я впервые увидел этих больших обезьян, - рассказывает Виталий Михайлович, - то сразу понял: это моё. Причем работать их, длинноволосых, с характерными движениями, нужно только в бронзе и не иначе. Хотя о скульптурах уличного формата и не мечтал…

Один за другим мастер выкладывает на стол листы с набросками, эскизами, зарисовками, иной раз донельзя схематичными: ломаный поворот обезьяньей руки, округлость лица, точки близко посаженных глаз с характерной челкой над ними… Их сменяют более подробные изображения. Десятки листов - результат кропотливой многодневной работы, когда Новиков безвылазно просиживал перед застекленными вольерами семьи суматранских орангутанов. На столе в углу мастерской теснятся пластилиновые и глиняные фигурки, вылепленные с натуры, запечатлевшие будущих героев в объеме. Скульптурные наброски, каждый из которых - шаг к цели.

Скульптурный набросок - юный оранг на лиане



За это время между человеком и животными естественным путем наладился контакт. Обезьяны стали узнавать скульптора, когда он вновь возникал перед ними после долгого отсутствия, интересоваться процессом работы. Самка Чапа, подходя к стеклу, стучит, требуя показать нарисованное, внимательно вглядывается. Если не нравится - резко отворачивается. Но особенно завораживает орангов процесс лепки. Кусочек глины, в руках скульптора превращающийся то в шарик, то в колбаску, то в лепешку, вызывает у лохматых зрителей неподдельное изумление - явно не меньшее, чем у нас на выступлениях Кио или Копперфильда.

Будущая композиция рождается в муках творчества. Сейчас скульптор склоняется к мнению, что самец Сандик, глава семьи, будет изображен поющим. Виталий Михайлович с самого начала обратил внимание, что время от времени оранг издает громкий протяжный возглас, совсем как человек, напевающий для поднятия своего настроения. В джунглях этот сигнал служит самцу, чтобы заявить на всю округу потенциальным соперникам: территория занята. В зоопарке привычка сохраняется, хотя на вольерную жилплощадь животного никто не посягает. Вот таким и видится его образ Новикову: губы самца вытянуты в трубочку, он солирует и на семью свою внимания словно не обращает. Так и правда интереснее, чем по стандарту, когда орангутана изображают восседающим в позе медитирующего Будды.

Возможно, именно в такой позе забронзовеет глава семейства суматранских орангутанов Московского зоопарка



С позами вроде бы ясность. Но теперь надо понять, на каком расстоянии друг от друга будут располагаться скульптуры, как пространственно решить композицию, как точнее вписать ее в лужайку перед павильоном. Ведь после установки никто не будет двигать бронзовых приматов на каменных основаниях с места на место, это вам не мебель в квартире. Так они и останутся, и любительские фотографии посетителей, стоящих на фоне «поющего» Сандика, будут рассматривать по всему миру и при этом наверняка оценивать работу художника… Как же угадать ту самую золотую середину? И во время нашей беседы, я то и дело замечал, что Виталий Михайлович рассказывает, но взгляд его словно бы где-то в другом измерении, и голова моего собеседника независимо от хозяина занята решением главной для него на сегодняшний день творческой проблемы.

В дальнейшем эта глыба будет больше похожа на бизона, а бока фарфорового зверя украсят изображения небоскребов



НИЧТО НЕ ЗАМЕНИТ НАТУРУ

Анималист - специализация хоть и благодарная, но редкая. Рисуя портреты прохожих на Арбате или Невском, прокормиться значительно легче, нежели изводя бумагу на портреты обитателей зоопарка. Жирафу с медведем рисунок не продашь. Вопрос на засыпку: сколько анималистов в Санкт-Петербурге? Виталий Михайлович может ответить довольно точно, поскольку ежегодно составляет список художников на получение пропусков в зоопарк. Сначала записалось 12 человек. А года через три эта цифра возросла уже до 40. Но за такой срок трем десяткам новых анималистов взяться просто неоткуда. «Ты же три года назад не рисовал зверей!», - удивляется коллеге Новиков. - «Да вот, решил начать», - скромно отвечает коллега. Оно понятно, бесплатно ходить в зоопарк - какая никакая льгота, мелочь, а всё же приятно…

Когда до нее дойдут руки Новикова, эта рысь будет расписана таёжным пейзажем



Но и из полутора десятков реальных анималистов большинство рисует и лепит рыбок, собак и кошек. Это ближе и в общем-то проще. Посчитать тех, кто изображает диких животных, хватит пальцев на руке. Еще меньше коллег, по словам Новикова, работают с натуры. То есть почти никто. Либо так и не научились, либо разучились, пойдя на поводу у лени, - такое тоже бывает. А что - взял фотографию и вперед, нормальный выход… Но как же в таком случае развиваться, как совершенствоваться, не продолжая регулярно учиться у природы?

Манул - символ Московского зоопарка - пока не удовлетворяет автора



Положим, совершенства, идеала не достичь никому, но ведь можно - нет, необходимо! - стараться приблизиться к нему на максимально возможное расстояние. Вряд ли, работая, Виталий Новиков постоянно думает об этом, но всё же такие мысли часто посещают его, и вольно или невольно, но он идет именно по этому пути - извилистому и тернистому, однако единственно приемлемому для по-настоящему творческого человека.




Еще фотографии работ мастера:











Использовались материалы:
http://www.lyssak.com/sculpt/vitalij-novikov

http://tallinnzoo.ee/ru/

Манул, Пантера, Тюлень, Орангутанг, Морской котик, Бизон, Рысь, Медведь, Лебедь

Previous post Next post
Up