Маленькие скульптуры животных и большие истории, связанные с ними

May 17, 2016 17:51

Борис (Исай) Яковлевич Воробьев. 6 ноября 1911, Томск - 25 апреля 1990, Ленинград. Наверное, у каждого из нас дома есть фарфоровые фигурки животных, автором которых является скульптор Воробьев.

Скульптор-анималист, работал в различных материалах: фарфоре, фаянсе, керамике, стекле, дереве, металле. Один из ведущих скульпторов-анималистов Ленинградского фарфорового завода, заслуженный художник РСФСР, участник всесоюзных и международных выставок. Его работы находятся в музейных и частных коллекциях.

Мастер о своих работах: "...свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои "фарфоровые звери" показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее. Жители больших городов мало общаются с природой, многие из них постепенно становятся по отношению к ней "глухими и немыми". Мне хочется помочь таким людям научиться любить все живое, стать человечнее. Если образ созданного мною зверя вызывает хоть какое - либо чувство заинтересованности, любви к нему со стороны зрителя, я считаю свою задачу выполненной".




До 25 лет Борис Яковлевич Воробьев и сам не представлял, что станет скульптором-анималистом и это станет делом всей его жизни. За свою жизнь он перепробовал множество профессий: был помощником каменщика, школьным учителем, воздушным гимнастом в цирке, служил на молочном заводе, учился в строительном техникуме. В 1932 году он поступил в Московский архитектурно-строительный институт, но в 1936 году оставил его и переехал в Ленинград, чтобы поступить в Академию художеств и стать скульптором. Директор академии Исаак Бродский помог Воробьеву, допустив его к экзаменам на подготовительное отделение.

В свободное время Борис вырезал фигурки из дерева. Одну из таких фигурок увидел художник Исаак Бродский, его совет заставил еще совсем молодого Воробьева поверить в свое призвание. Также серьезно заняться скульптурой ему посоветовал художник-анималист Василий Ватагин. Именно его иллюстрации к произведению Киплинга «Книга джунглей» побудили Воробьева заняться анималистикой. Влияние Ватагина на творчество Воробьева было особенно сильным. С тех пор Воробьев всю жизнь нежно и почтительно звал Ватагина - «батя». Старейший русский анималист был для него подлинным духовным отцом. Именно он помог Воробьеву найти свое истинное место в жизни.

Борис Яковлевич поступил в Ленинградскую академию художеств и почти сразу стал работать в Ленинградском фарфоровом заводе. Когда пришло время выбирать тему для защиты диплома, Воробьев, вопреки установившейся традиции, выбрал в качестве скульптурного объекта не человека, а зверя. Когда он решил что темой его дипломной работы будет анималистика, то вспомнил такой случай: волчица, попавшая в капкан, чтобы выбраться, отгрызла свою ногу и ушла. Его дипломной работой стала вырезанная из дерева скульптура волчицы в капкане. Его волчица произвела не только скандал на академическом экзамене, но и стала своеобразным пропуском анималистики в мир большого искусства. Это событие стало знаковым в истории советского искусства: с тех пор доступ «зверю» на официальные, а в те годы единственно возможные для художника выставки, был открыт.



Скульптуры животных стали все чаще появляться на разнообразных выставках, их перестали считать чем-то второстепенным. Скульптура волка еще не раз появлялась не только в работах великого мастера, но и в жизни. Во время блокады Ленинграда, в городском зоопарке настали нелегкие времена и Борис Яковлевич взял к себе домой годовалую волчицу. Он выводил ее на прогулку рано утром и поздно вечером, когда на улице не было людей. Однажды во время прогулки он отвлекся буквально на секунду, волчица сильно дернула поводок, вырвала его из рук хозяина и убежала. После этого случая дикие звери больше не появлялись в квартире Воробьева.

Значительным было влияние и другого большого художника - Ивана Ефимова. Оно наглядно проявилось в крупных скульптурах Воробьева, ярким примером которой является памятник «Лось», установленный в Мончегорске (Кольский полуостров). Он выполнен в лучших традициях ефимовского направления анималистического искусства. Однако Воробьев не только следовал урокам своих учителей, но и выработал свою манеру интерпретации животного.



Воробьев вспоминал: «Разные предлагались варианты. Советовали, например, создать скульптурную оленью упряжку с геологами на нартах. В замысле этом есть рациональное зерно. Но в художественный образ не укладывалось, не воплощалось. Когда мы взялись за создание символической скульптуры, прежде всего, обязаны были думать о том, чтобы не нарушить своеобразие архитектуры Мончегорска». Скульптура отлита на живописно-скульптурном комбинате ленинградского отделения Художественного фонда.

Лось стал символом Мончегорска.




Лось. Фарфоровая скульптура.



Воробьев всегда конкретен. Его животные индивидуальны и поэтому тоже характерны. Но у них, во-первых, совсем не человеческий характер, а именно характер животного, проявляющийся в повадках и внешнем облике, а во-вторых, в нем есть черты, как будто бы присущие только данной особи. Всегда создается впечатление, что Воробьев лепил не какого-то барсука или медведя вообще, но именно этого, конкретного, хорошо ему знакомого, живущего тут же, рядом, и, наверное, запросто приходившего к Воробьеву на сеансы. Многие его произведения кажутся портретными, хотя мы прекрасно понимаем, что он лепил не с натуры потревоженного тигра или шипящую пантеру. Но, создав их как индивидуализированные, будто бы знакомые автору образы, он тем самым и зрителей, приближает к этим зверям, сделав их и нашими знакомыми, заставив принять и полюбить их. Такова особенность манеры Воробьева, образная основа его творчества.

Дикий кот (Манул). Фарфоровая скульптура.





С 1936 Воробьев работал в штате ЛФЗ, постепенно осваивая фарфор как материал. Его скульптуры выбивались из общего помпезного ряда «орденоносной бронзы». Изображая гордых и свободолюбивых животных: полных достоинства тигров и медведей, беркутов и барсов, пантер и мудрых орангутангов, он сознательно отказывался от воспевания «образа советского человека» и его «усатых и бородатых» вождей. В 50-е годы Воробьёв стал признанным мастером, участником многих российских и зарубежных выставок (серебреная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г., в 1959 г. - в Остенде, Бельгия, и других), а его работы начали приобретать крупнейшие музеи.

У Воробьева часто первоначальный замысел вещи возникает уже в цвете, и порой цвет определяет в дальнейшем материал и частично форму. Так было, например, с его „Черными пантерами". С самого начала скульптор поставил перед собой задачу создать совершенно черные, гладкие, блестящие фигуры зверей. Лишь около пасти предполагалось чуть тронуть контрастным красным или белым. Но подобных блестящих и глубоких черных глазурей для фарфора не было. Не повезло скульптору и с фаянсом. Оставалось одно - обратиться к майолике, т. е. к более простым и грубым керамическим массам и менее тугоплавким глазурям. Но „Пантеры" мыслились как большое по размеру произведение, их не обожжешь в лабораторной муфельной печке. На крупном же фарфоровом или фаянсовом предприятии для обжига майолики нужно было менять весь технологический режим работы, приспосабливать его к керамике. Это, конечно, оказалось невозможным.

Необходимо было искать завод, где делали бы именно керамику и где поэтому обжиг „Пантер" не потребовал бы нарушения привычных параметров. Но тут был велик риск для скульптора - ведь „Пантеры" это все-таки не цветочные горшки и не черепица. Нужно было, чтобы на предприятии все же учли особенности скульптуры, необходимость более тонкого, точного и внимательного соблюдения определенной технологии, качества материалов, температуры и т.д. Воробьев нашел такое предприятие: Рябовский кирпичный завод под Ленинградом. Во главе этого завода стоит человек, любящий искусство, сумевший увлечься замыслом скульптора, поверить в его талант, человек широкой души и большой энергии, способный не только загореться идеей, но и довести дело до конца, - директор завода 3. И. Горовой. Он создал Воробьеву условия для многократных опытов и проб, оказал помощь скульптору в осуществлении его замысла в материале. Фамилия Горового не значилась в каталоге международной выставки керамики в Остенде, а между тем „Черные пантеры" в немалой степени обязаны ему своим существованием. Пантеры рождались в муках, было очень много неудач, бессонных ночей у горнов и тоскливых сердцебиений перед тем, как откроют вынутый из печи огнеупорный капсюль. Сколько раз в нем вместо сверкающей черной красавицы оказывалась бесформенная, рябовато-зеленая шелудивая кошка. Когда же дело, наконец, пошло на лад, уже почти не оставалось времени до назначенных сроков. „Пантеры" для Остенде были доставлены в Москву на самолете за час до генерального просмотра. Они еще не успели окончательно остыть после обжига и были теплые, будто живые, согретые трудом, энтузиазмом и верой в искусство многих людей - скульптора, директора завода, модельщиков, лаборанток, колдовавших над глазурями, рабочих-обжигальщиков.

В „Черных пантерах" именно цвет явился главным, ведущим элементом, выражающим основной замысел произведения и определившим его материал, размер и некоторые другие компоненты.

В этом произведении с особой наглядностью проявилось характерное для Воробьева тонкое умение передавать различные состояния животных. Совокупностью своих фигур триптих „Черные пантеры" раскрывает многообразие не только внешних поз, но и внутреннего состояния животного, черт его характера. Фигуры как бы дополняют одна другую, показывая пантеру то спокойно-умиротворенной, умывающейся, то потревоженной, злобно-раздраженной, шипящей, то отдыхающей, олимпийски величественной.

Триптих "Черные пантеры". Фото - http://velly84.livejournal.com/205191.html



За скульптуры «Гималайский медведь» (майолика) и «Пантера» (фарфор) художник был награжден серебряной медалью на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.

"Пантера" ("Ярость"). Фарфор. Скульптура - Борис Воробьев, 1967 Роспись - В. М. Жбанова.



Статуэтка "Пантера". Фарфор, покрытое кобальтом, позолота. ЛФЗ, СССР, 1960-е гг. Скульптор Б.Я. Воробьев. Высота 12 см. На дне синее клеймо "ЛФЗ", высший сорт.



Однако всю свою жизнь он был вольнодумцем, отстаивавшим собственную независимость и презиравшим конформизм в искусстве. Имя Воробьёва для любого коллекционера и исследователя искусства, ассоциируется с авторством превосходного по пластике и выразительности анималистического фарфора. Скульптуры, растиражированные на ЛФЗ, до сих пор выпускаются на заводе. Они стали маркой завода и расходятся не только в России, но и по всему миру. Едва ли найдётся коллекция фарфора, в которой не была бы представлена пластика Воробьёва.

Воробьев создал серии скульптур по произведениям известных русских писателей. Персонажи поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Чичиков», «Ноздрев», «Плюшкин», «Коробочка», «Маниловы», «Собакевич», персонажи комедии «Ревизор»: «Городничий», «Хлестаков», «Бобчинский и Добчинский» . По мотивам басен Крылова : «Волк и журавль», «Квартет», Михалкова: «Бобер и лиса», «Заяц во хмелю».

Фигурка "Лев и заяц ". Высота - 14 см. Ленинградский фарфоровый завод. Фарфор, роспись красками. Скульптор - Воробьев Борис Яковлевич. Год выпуска модели 1951 год. По басне Сергея Михалкова "Заяц во хмелю".



"Квартет" по мотивам басни Крылова. Фарфоровая композиция.



Сравнивая первые опыты Воробьева с его зрелыми работами, видишь тот путь, который прошел скульптор. На первый взгляд кажется, что ранние работы обобщеннее, лаконичнее, менее детализированы, чем последующие произведения. Однако обобщенность нередко выступает в них как самодовлеющий формальный прием, по сути дела не зависящий от внутреннего содержания образа и не ставящий себе целью выявить главное, наиболее существенное в облике и состоянии животного. С годами пришло иное - обобщаются второстепенные, повторяющиеся черты, но глубже и внимательнее разрабатываются наиболее важные детали, формирующие, поэтизирующие образ. Они подчеркиваются, выделяются, на них концентрируется внимание. Умение найти яркую, наиболее существенную деталь и необычный, оригинальный композиционный прием, выявляющий ее звучание, становятся характерными особенностями скульптурного почерка Воробьева.

В "Бегемоте" такой композиционно-образной доминантой является широко открытая пасть, в „Крадущейся кошке"- само ее распластанное тело, в „Барсе на охоте" - шипящая, угрожающая морда с характерным оскалом. Измените эти детали, обобщите их, лишите их проработки и известной утрировки - и образ распадется, потеряет свою жизненность и убедительность.

Бегемот. Материал: твёрдый фарфор, раскраска подглазурными полихромными красками.
Высота: 70 мм
Скульптор: Воробьев Б. Я.
Художник: Павлова Н. М.
синяя марка лфз, В/С



Статуэтка "Лиса крадущаяся" ЛФЗ, 1930-40 г. Скульптор Воробьев Б.Я. Материал: Фарфор Размер: Выс. 5 см; дл. 21,5 см



Воробьев большой мастер композиции. Его работы всегда впечатляют своей виртуозной найденностью, гармонической соподчиненностью частей и целого. Поза и движение настолько жизненны, естественны, что иногда даже пропадает ощущение мастерства. Все настолько органично, что перестает восприниматься как творческий замысел, и это вызывает безусловное доверие к его произведениям. Мастерство так велико, что оно незаметно - а ведь это и есть высший критерий мастерства. Такой естественностью композиции поражает лежащий вылизывающийся ягуар, сидящий на задних лапах гималайский медведь, играющий жеребенок.

В композициях Воробьева существенную роль, как уже отмечалось, играет какая-либо основная деталь, на которой сосредоточено внимание зрителя. Она тоже всегда естественна, не лезет нарочито в глаза, но как бы концентрированно выражает существо образа. Вспомним, например, царственно-спокойно сложенные лапы у одной из черных пантер, настороженную мордочку барсука, темные большие глаза грустного львенка, внимательный и величественный взгляд потревоженного тигра.



Как видим, очень часто этой характерной деталью оказывается „лицо" зверя. В превосходном владении „мимикой" животного - еще одна особенность таланта Воробьева. Он всегда убеждающе и тонко воссоздает „выражение лица" зверя - то спокойное, то настороженное, угрожающее или испуганное, внимательное или злое. Скульптор чрезвычайно разнообразен в передаче „лиц" и часто как будто неприметной черточкой - разрезом глаз, оскалом пасти, положением ушей - создает совершенно различные нюансы звериных настроений и переживаний. Особенно заметен этот дар Воробьева при сопоставлении изображений одноименных животных - например, шустрого и грустного львят - или в произведениях, построенных на контрастах состояний. Одним из самых значительных творений подобного рода была экспонировавшаяся на выставке „Советская Россия" группа „Материнство". Многоопытная матерая медведица, давно уже изучившая язык леса, впервые вывела своих двух медвежат из берлоги. А для них еще все ново, необычно и все, кажется, таит опасность: и случайный шорох ветки, и стук дятла, и звук упавшей шишки... Вот что-то такое и произошло - раздался какой-то непривычный, страшный звук. Медвежата бросились к матери, они ищут у нее защиты. В этой защите они обретают успокоение, и тогда просыпается любопытство - а что же все-таки случилось? Живому, испуганному и вместе с тем любопытному выражению мордочек медвежат противопоставлено монументальное, какое-то незыблемое спокойствие ,,лица" матери, этой своеобразной „медвежьей мадонны".

И еще одна черта творчества Воробьева впечатляюще - появилась в скульптурной группе „Материнство". Это мастерское владение материалом, использование его специфических художественных качеств как в композиции, так и в фактурно-цветовой обработке произведения. Габариты куска ствола, имевшегося у скульптора, определили чрезвычайно собранную, компактную композицию „Материнства". Но вместе с тем композиция жива, убедительна - художник показывает, что он не подчинен материалу, а свободно владеет им, с точным расчетом „вписывает" в заданный объем свой интересный замысел.

Задуманной скульптором сценке из медвежьей жизни как нельзя лучше соответствует дерево: напоминанием о лесе, своим желтовато-коричневым цветом и особой „теплотой" материала оно помогает раскрытию основной темы „Материнства", ощущению ласки и нерушимой защиты, которую ищут у матери медвежата. Фактурной обработкой дерева хорошо передана медвежья шерсть - с необходимой в искусстве условностью, ясно говорящей о примененном материале, и в то же время с достаточно близким живописно-объемным изображением натуры.

Взаимоотношения Воробьёва с администрацией ЛФЗ были достаточно сложными. Его драма - драма художника, работающего на советском фарфором заводе, была в том, что промышленному плановому производству не были нужны неспешно создаваемые произведения высокого художественного уровня, а требовался, возможно, более широкий ассортимент фарфоровых штампов, отвечающих массовым вкусам обывателя. Художник, превращенный в крепостного, пытался спасти честь подлинной «фарфоровой скульптуры» перед тиражным «изделием из фарфора», а его авторское имя подменялось обезличивающим клеймом завода. В 1972 году Б. Воробьёв, расстался с ЛФЗ, мечтая воплотить давно задуманные композиции в других материалах, прежде всего в любимом им дереве. За несколько лет он создал целый ряд значительных станковых произведений, большая часть которых теперь украшает коллекцию Дарвиновского музея в Москве.

Основная же работа, определяющая творческое лицо художника Бориса Яковлевича Воробьева - это анималистическая скульптура. В этой области он создал свои наиболее удачные и значительные вещи. Своим творчеством он открывает нам красоту дикой природы, характер животного на воле, т. е. то, чего мы почти никогда не видим. Тем самым он утверждает значимость природы, пробуждает желание почувствовать ее, услышать ее голос. Фарфоровые "Бегемоты", "Львята" Воробьева проникли в тысячи квартир, украшая наше жилище, принося радость людям и напоминая им, что существует огромный, прекрасный и так часто забываемый нами мир природы - мир великой красоты и простых чувств, мир, из которого человек сам когда-то вышел и к которому ему необходимо приобщаться снова и снова.

К сожалению, многим планам Воробьёва не суждено было сбыться. Его неукротимый, мятежный характер, во многом схожий с чертами его величественных и грозных моделей, не смог уберечь его от тяжёлых конфликтов и переживаний, он был очень ранимым и чувствительным человеком. В 1980 г. Воробьёва настигла тяжёлая болезнь, лишившая его возможности самостоятельно двигаться, говорить и писать. В течение долгих и мучительных последних 10 лет жизни он мужественно сопротивлялся болезни, пытался рисовать и резать по дереву левой рукой. Эти последние работы, хранящиеся у его родственников, являют собой своеобразный памятник его мужеству, подводя итог жизни этого удивительного, талантливого, яркого и сильного человека.

В прошлом году в Русском музее прошла выставка, посвященная творчеству Бориса Воробьева. Вот здесь можно посмотреть замечательный фотоотчет - http://sergej-manit.livejournal.com/677803.html

Лиса.



ЛФЗ, фарфоровая фигурка "Рысь", фарфор, роспись. Размер: 8 х 10,5 х 20,5 см. Модель 1964 года. Скульптор: Воробьев Б.Я. Художник: Жбанов.В.М



"Олененок", ЛФЗ, 50-е гг. Высота 9,5 см, ширина 10 см, длина 16 см.
Скульптор Б.Я.Воробьев, художник Н.М.Павлова.



Олень.


Борзая.





Щенок фокстерьера. Фарфор.



Овчарка. Модель 1955 г.



Жеребенок.





Бык.





Белый медвежонок.





Леопард.



Лежащий тигр.
Из собрания Эрмитажа.



Идущий мандрил. Шамот.
Из собрания Дарвиновского музея.



Использовались материалы:

http://newkomok.ru/library/skulptor-boris-jakovlevich-vorobev/

https://fotki.yandex.ru/users/astta/album/424623/ - редкие фотографии работ

http://luckytoys.ru/articles/view/14/boris__isai__yakovlevich_vorobev__skulptor_animalist_201.html

http://forum.collectors.ru/lofiversion/index.php/t575.html - художественный анализ произведений

http://www.youtube.com/watch?feature...&v=Sorj5SePYW4 - 4-минутный ролик о выставке Воробьева в Эрмитаже

Лошадь, Пантера, Фокстерьер, Немецкая овчарка, Бегемот, Лось, Бык, Тигр, Манул, Леопард, Олень, Борзая, Осел, Белый медведь, Рысь, Медведь, Обезьяна, Лиса, Волк

Previous post Next post
Up