Художник-анималист Вадим Горбатов

Mar 23, 2015 12:25

С творчеством Вадима Горбатова я познакомилась в 2013 г. на выставке фотографий дикой природы "Золотая черепаха". Меня поразила высококлассная работа художника и сегодня я хочу вам о ней рассказать.

Вадим Алексеевич Горбатов - живописец, график, художник книги. Его творчество посвящено миру животных и взаимоотношению человека и дикой природы. Достоверность и убедительность работ художника - результат личных впечатлений и сотен натурных зарисовок. С зоологами, кинооператорами и охотниками он побывал в самых разных уголках земли, от заполярных тундр Сибири и Аляски до джунглей Камбоджи и Эквадора. Имя Вадима Горбатова хорошо известно не только в нашей стране, но и за рубежом. Он единственный российский художник, чьи работы включены в книги «300 лет анималистики» и «Современная анималистика», изданные в Великобритании. В течение вот уже 20-ти лет он единственный российский участник художественных проектов голландского фонда «Artists for nature Foundation», объединяющего многих известных анималистов мира. Вадим Горбатов - кандидат искусствоведения, член Союза художников России и единственный россиянин - член Союза художников дикой природы Великобритании. Работы В. Горбатова хранятся в галереях, музеях и частных собраниях многих стран мира.



Сайт - http://vgorbatov.ru/



Вадим Алексеевич родился в 1940 году в Москве. Учился в МСХШ (Московская средняя художественная школа). В 1965 закончил Художественно-промышленную академию им. Строганова, где обучался на факультете Художественного конструирования и промышленного дизайна. Затем аспирантура, защита диссертации и преподавательская работа в «Строгановке» и МВТУ им. Баумана. С 1970 года Вадим Горбатов работает художником на Центральном телевидении в должности руководителя группы художников Главной редакции Информации, выпускавшей программы «Время», «Новости», «Международная панорама» и др. В это же время художник начинает работать для различных издательств. Возвращаясь к своим прежним увлечениям, он иллюстрирует книги о животных, дикой природе, охоте. Вместе с зоологами участвует в различных экспедициях, занимается живописью. Времени на все не хватает, и в 1987 году художник уходит с телевидения, чтобы полностью посвятить себя любимому делу.



Вадим Горбатов рассказывает о своем творчестве:

Меня часто спрашивают: «Как ты рисуешь все это? Ты, что, действительно видел всех этих медведей, лосей, тигров? И что - они сидят, ждут, пока ты их нарисуешь?»

«Разумеется, да. Видел!» Были редкие встречи, которые врезались в память на всю жизнь. О них будет речь впереди.

«И, разумеется, нет!» Они не сидели и не ждали, пока я их нарисую. Чаще я видел лишь следы, чувствовал запах, натыкался на остатки трапезы, лежки, линные перья. Конечно, бывают удачи. Если сидеть тихо, а зверь приближается по ветру, он может выйти на тебя. Если у художника есть навыки охотника и биолога, то он может подкараулить животное на местах кормежек, на водопоях, у гнезд, сможет подобраться с биноклем к кормящемуся на болоте лосю или подманить рябчика. И тогда можно сделать серию набросков, записать что-то, в блокнот сделать зарисовки по свежим впечатлениям. Но чаще всего в лесу успеваешь заметить лишь силуэт животного или услышать шум крыльев, и все - уже никого нет, лишь качаются кусты. В таких случаях, конечно, невозможно сделать подробный рисунок с натуры. Но, собственно, не в этом задача художника, который пришел в лес. В конце концов, этих зверей и птиц можно нарисовать и в зоопарке, подробно разглядеть в книгах и фотоальбомах. А вот личные ощущения во время таких встреч, ощущения твоего присутствия вместе со зверем в его лесу, в его среде, ощущение неразделимости животного и природы - все это можно почувствовать только на месте. Ни один фильм, никакое фото не могут этого заменить: «Ты видел этого зверя, он прошел только что вот здесь, именно здесь!» И ты рисуешь на этом самом месте, в еловом сумраке, в прохладной тишине, чувствуешь ладонью влажность мха… И мне нравится это безлюдье, тихое тиньканье синичек, - и, как могу, я стараюсь перенести это на бумагу, чтобы забрать с собой.

Рисовать в лесу непросто. Глаза разбегаются от огромного количества деталей, заполняющих все пространство. Свет и тени, постоянно смещаясь, полностью меняют всю картину. Но художник работает не так, как фотоаппарат. Он видит все сразу и в то же время ощупывает глазами каждую деталь, отбирает главное, усиливает и обостряет то, что кажется ему важным, то чем он восхищается! Он по-своему перемещает элементы пейзажа, захватывает то, что ему нужно, даже если эти детали расположены за спиной. Одновременно он вписывает в постепенно оживающую картину своего героя. Рисуя пейзаж, художник в то же время как бы видит перед собой животное, хотя он видел его здесь, может быть, месяц назад или видел здесь лишь свежие следы. Такое «видение зверя в пейзаже» основано на опыте прежних встреч, на остроте воображения, на умении представить, как животное движется, кормится, убегает, на умении художника без натуры, по памяти, используя воображение нарисовать зверя или птицу в нужном ракурсе и повороте. Но самое главное на умении так показать зверя или птицу в пейзаже, чтобы зритель чувствовал, что они не пририсованы, а являются неотъемлемой частью картины. Мне не раз приходилось рисовать животных там, где их видел не я, а другие люди: охотники, зоологи, егеря. Они показывали мне место и рассказывали подробно о встрече и, увидев позже законченную работу, соглашались: «Да, было именно так». Случались и вообще мистические вещи - звери приходили туда, где я их нарисовал. Так было с медведем, который пришел ко мне буквально туда, где я сидел и рисовал бредущего по весеннему снегу зверя. Так было с волками, когда я нарисовал их, идущих через озеро по льду, и через пару часов они пришли именно по льду с другого берега прямо к нашей избе!





Из воспоминаний Анатолия Можарова, редактора охотничьего издания, о Вадиме Горбатове - http://maxozhar.livejournal.com/34357.html?thread=171829:

"Он закончил МСХШ и Строгановку, после чего довольно долго работал главным художником самой ответственной новостной программы на советском телевидении - программы «Время». Почти все, что Горбатов делал в жизни, вызывало в нем творческий азарт, но первая любовь - любовь к рисованию животных - в конце концов победила. При этом в то время вообще мало кому нужна была анималистика. Но он бросил работу с постоянной и неплохой зарплатой, потому что живем один раз, и ушел в свободные художники. Вадим стал работать над созданием наборов познавательных природоведческих открыток, начал иллюстрировать книги о животных. В частности, все птицы «Красной книги СССР» - это его рисунки. А в 90-е началась работа над обложками и иллюстрациями к журналу «Природа и охота» и «Московской охотничьей газете».
Поскольку в России интерес к анималистическим графике и живописи проявляют преимущественно люди несостоятельные, продавать свои работы Вадим стал за рубежом, и очень быстро сделался одним из самых популярных в Европе анималистов. Нельзя сказать, что там его знают лучше, он очень популярен (особенно среди охотников и зоологов) и в нашей стране, но там его еще и покупают.

Он много путешествует по России, больше по северам, особенно любит Карелию, где проводит в доме друга, на берегу озера, то весну, то лето, то осень. Часто наведывается в Битцевский парк, что находится недалеко от его студии. Он рисует самых разных животных. Но его любимцами давно стали медведь, волк, тигр и хищные птицы.

Уже много лет его приглашают для участия в необычных культурных акциях международные природоохранные фонды. Они разрабатывают программы по приданию той или иной территории статуса международного заповедника, приглашают в эти места лучших анималистов мира, и художники несколько времени рисуют там, пишут картины. Потом эти картины переходят в собственность фонда и путешествуют по всему миру в виде выставок, а также публикуются в виде альбома. Художники-участники акции получают по такому альбому. Так Горбатов объездил уже всю Европу, побывал в Африке, в Южной Америке, в Южной Азии.

Конечно, относить художника к анималистам, пейзажистам или жанристам - это условность. Вадим Горбатов - художник Божьей милостью, и этим сказано все, а объектами его интереса является все сущее на Земле. Хотя, прежде всего, животные.

И вообще Вадим Алексеевич - счастливый человек, поскольку рисует только то, что ему хочется рисовать, работает исключительно по велению своего сердца, и это давно уже стало образом его жизни."











Встреча в ольшаннике.



Амурские леопарды.



Тигрица с тигрятами.



Зимовье.









Летописи соколиной охоты.













Россомаха.







Ночной гость.





Первый снег.



Старый секач.



Встреча в тумане.



Забытая деревня.







Глухарь токует





Рябчик в оттепель.



Через флажки.





Вы, наверное, вспомнили, что Вадим Горбатов был иллюстратором ко многим советским книгам, газетам и журналам.

Вот, например, иллюстрация к рассказу Сеттона-Томпсона "Виннипегский волк":





Иллюстрации к рассказу "Медвежонок Джонни".






Сокол, Бобр, Филин, Лось, Кабан, Лебедь, Тигр, Зубр, Россомаха, Леопард, Заяц, Журавль, Собака, Кошка, Олень, Глухарь, Горностай, Сова, Рябчик, Рысь, Медведь, Волк

Previous post Next post
Up