Ребенок с ОВЗ идет в первый класс

Feb 01, 2023 14:55

Здесь хочу собрать идеи, как представить ребенка с ОВЗ классу.
Имеется в виду исключительно система инклюзии. В системе сегрегации, в которой работают классы по нозологиям, своя специфика, в зависимости от функциональности (ненавижу это слово, но другого нет) одноклассников, настроя родителей на такие мероприятия и проч и проч и проч. И в сегрегационных классах представлять нужно каждого ребенка, они же все особые, и все разные. В общеМ, это тема широкаЯ, и сейчас не про нее.

Давайте чисто теоретически представим, что в класс пришел ребенок, который плохо говорит, с трудом отвечает на вопросы, или не отвечает, не всегда смотрит на вас при разговоре (на взрослых смотрит. на детей нет), он иногда странно себя ведет. С ним невозможно завязать игру, он даже не всегда ответит на вопрос: Как тебя зовут? И он приходит с тьютором.
Как отреагируют другие дети?
Что они почувствуют?
Что подумают?
Я не буду описывать, думаю, все уже представили.

Ребенок рискует с первого дня превратиться в изгоя в новом коллективе. Даже если сейчас кажется, что ребенку это не важно, в дальнейшем это негативно повлияет на климат в классе и на внутренние ощущения ребенка. Эти дети, даже дети с РАС, вопреки расхожему мнению, довольно-таки чувствительные эмпаты, другое дело, что, например, дети с РАС выражают это с трудом, но чувствуют иногда даже тоньше и ярче, чем их нейротипичные сверстники.

Итак, нужно представить ребенка классу. Нужно показать детям, его будущим одноклассникам, что он - такой же, как и они, человек, он тоже ребенок, он тоже живет, играет. и интересуется окружающим.

Что же можно сделать?
1. Договориться с будущим классным руководителем о том, чтобы представить ребенка на классном часе перед его одноклассниками. Минут 15ти вполне хватит для начала. Нужно будет подготовить речь, где простыми словами объяснить детям, какие у ребенка особенности, что ему дается хуже, а что - лучше. Говорить строго в нейтральном ключе. Не нужно лишних подробностей или диагноза. Формат: "У Маши очень тонкий слух, и резкие звуки она слышит гораздо громче, чем вы все, поэтому, когда гудит автомобиль. или свистит свисток, ей бывает больно и она закрывает уши." или "Петя родился с особенностями скелета и мышц, поэтому он не может бегать как вы, и для передвижений у него коляска"
Это познакомит детей с особенностями ребенка, и уменьшит (или даже исключит) их страх и растерянность в подобных ситуациях.

2. Если ребенок занимается каким-то спортом, или в художественной студии, или может быть дома он мастерит какие-то сложные механизмы, или выстраивает лего уровнем выше возраста, то хорошо бы сфотографировать его за работой и его работы, оформив в виде буклета с простыми короткими подписями, или презентации, и показать классу.
Это сделает ребенка ценнее в глазах одноклассников, поскольку просто и наглядно определит его академические(но нешкольные)/неакадемические умения, понятные всем детям)

3. Если вы как-то интересно проводите с ребенком лето, например, вы катаетесь на лошадях, или сплавлялись по горной реке, или же вы ходите в турпоходы, то можно собрать небольшой буклет "Как Маша провела лето" и тоже показать его в классе.
Это поможет детям увидеть в ребенке с аутизмом человека, а не "черный ящик", в котором непонятно, что происходит. (Извините, я тут опять не про опорников, просто не моя тема)

4. Если ребенок коммуницирует с другими детьми хотя бы минимально, в паре, можно попробовать договориться с учителем, чтобы тот предложил кому-то из одноклассников иногда помогать ребенку в какой-то его сложности, под руководством тьютора. Предположим, поиграть в простую игру на переменке, или порисовать вместе, или помочь пройти в туалет. Это можно включить в виде своеобразного дежурства, и менять ответственных детей.
Это поможет установить личные отношения, и ребенок перестанет быть для одноклассников неизведанным "чужим".

Спасибо всем, кто прочитал. Мысли и идеи приветствуются, с радостью дополню текст:)

Особый ребенок, Школа

Previous post Next post
Up