Не на правах рекламы, а в рамках ликбезов, которые я обещала. Долго думала, с чего начать, и решила начать с рассказа про обучение инклюзии. Хочу поделиться впечатлениями о прохождении курса "Включи меня" (Разработка и построение модели школьной инклюзии на основе методов структурированного обучения с технологией ресурсной зоны), группа для родителей, от Московского института психоанализа в сотрудничестве с Центром проблем аутизма (ЦПА).
Я чусь на курсе с 29 октября и он продлится до 6 марта. По итогам курса мы получим удостоверения о повышении квалификации. Мое обучение, как и других родителей из Москвы на этом потоке бесплатное, спонсируется ЦПА. Раньше бесплатное давали в регионы, но на этот раз подарили Москве, чем я скорее и воспользовалась.
На потоке занимаются 4 группы:
1 группа: Директора школ, заместители директора, заведующие учебной частью, руководители структурных подразделений, зам. директора по воспитательной работе, школьные психологи
2 группа: парапедагоги, воспитатели, тьюторы
3 группа: ресурсные учителя, руководители ресурсных зон
4 группа: учителя регулярных классов, учителя-предметники, классные руководители, родители, представители НКО - это как раз моя группа.
Родительская группа не предполагает практики, в отличие от практических 2 и 3 групп. Однако, тот обширный блок лекций, который для нее предоставлен - это та необходимая информация, которой должен оперировать человек, которого касается инклюзия, но который не принимает непосредственного педагогического или организационного участия в ней. Я бы сказала, неплохо было бы родителям из родкомов и инициативных групп поучиться здесь.
Лекции поделены в курсе по темам. У родительской группы в учебном плане темы следующие:
1. Понимание аутизма и мультидисциплинарный подход к ментальным нарушениям. Эта тема общая для всех групп и по ее итогам необходимо сдать тест. Тест довольно-таки сложный, требует вдумчивого ответа на вопросы, однако, его сдача не составит большого труда для тех, кто внимательно слушал все лекции. Тема очень широкая, прекрасно раскрыта, приводятся ссылки на научные статьи, даются примеры в виде реальных кейсов, пример из опыта нашей страны и других стран. Отдельно хочу отметить презентации к лекциям - они ёмкие и понятные. Этот блок ведет Екатерина Мень, человек, который в аутичном сообществе и для других сообществ ОВЗ в представлении не нуждается. Должна сказать, что мне очень нравится, как она ведет лекции, стиль изложения очень четкий, грамотный, и при этом очень доступный.
2.
Юридические и организационно-экономические аспекты инклюзивной работы в общеобразовательной школе. Это тема для первой группы, но лекции доступны для желающих из других групп. Если честно, мне было сложно смотреть потому, что я совсем не юрист. Я старалась вникнуть, но в итоге уловила общий смысл. При этом не могу сказать, что зря потратила время, нет.
3. Методическое назначение ресурсной зоны и ее организация. Эта тема посвящена описанию организации и наполнения ресурсной зоны (ресурсного класса) - очень интересная и важная тема. Учитывая, что сейчас в стране (несмотря на разъяснения Министерства Образования и Науки РФ - письмо от 7 июля 2017 № ТС-267/07 - о том, что такое "ресурсный класс") огромная, просто кошмарная путаница в терминологии, и ресурсным классом называют что угодно, только не ту модель, о которой речь в письме, я б вообще всех имеющих отношение к школьному образованию отправила бы на этот курс.
4. Кто такой тьютор: функционал, обязанности, навыки и умения парапедагога в инклюзивной школе. Эта тема посвящена функционалу тьютора, хотя она также раскрывает и функционал и фигуру учителя ресурсной зоны. Это тоже важно, очень важно, поскольку та же самая путаница у нас и в отношении тьюторов: большинство родителей почему-то полагают, что тьютор - это кто-то врод еняньки, чтобы проводить в туалет и столовую, раздеть, вытереть нос. Но если мы прочитаем Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью” - то мы узнам, что тьютор - это педагогический работник, который отвечает за педагогическое сопровождение ученика и его маршрута. а вовсе не сопровождающий. И мы узнаем, что есть и сопровождающие, которые называются ассистентами. Но это я сейчас такая умная, потому что я прослушала курс, и я знаю, во-первых, где искать информацию, во-вторых, какую информацию мне искать.
5. Юридические и организационно-экономические аспекты инклюзивной работы в общеобразовательной школе. - эта тема для группы 1, для руководителей школ. Однако по желанию можно было посмотреть тему всем. Я смотрела. Это очень познавательно, и очень важно для понимания, из каких источников вообще поступают в школу деньги, куда можно писать заявки, и как формулировать. Возможно, лично мне это никогда и не понадобится, однако общее представление для родителя тут совсем не лишнее.
________Тут мы уходим на каникулы, после которых будет еще 1 лекция по теме экономических аспектов и мы перейдем к двум завершающим темам:
6. Типы и виды работ в инклюзивных процессах общеобразовательной школы.
7. Сверстниковое тьюторство как технология формирования коммуникативных и академических навыков
После них по плану очный тренинг в начале марта, и наше обучение будет закончено.
Общие впечатления о курсе очень положительные: много информации, вся она нужная, лекции слушать комфортно, хотя первые лекции длились по 3-4 часа, у меня не просто хватило сил высидеть до конца не отвлекаясь (ох уж этот СДВГ-подобный синдром из-за перенасыщенного информацией мира), а я в какой-то момент даже ловила себя на мысли "хочу еще".
Для чего вся эта простыня: задавайте вопросы, задавайте темы на следующие посты, я в рамках своего понимания уже со ссылками отвечу. Если вопросы очень личные - задавайте тему, обсудим в закрытых постах.
________________________________
Ссылка на описание курса на сайте Центра Проблем Аутизма:
https://autismchallenge.ru/include_me - здесь с картинками, и много информации
Ссылка на описание текущей программы на сайте Московского Института Психоанализа:
https://inpsycho.ru/additional_education/34?block_id=7 - здесь кратко и емко информация от вуза