стыд

Mar 01, 2012 00:29

Оригинал взят у clear_text в самые разные книжки

БИБЛИОТЕКА ДЛЯ ЧТЕНИЯ. 35

ДЕБОРА МАРТИНСЕН

Стыд испытывают в определенном контексте, что делает его предметом эстетической оценки, ибо люди испытывают стыд тогда, когда оказываются разоблаченными, т.е. на обозрение выставляется их голая сущность. Глаголы «обличать», «разоблачать», «раскрывать» означают - лишать покровов, раздевать, обнажать.
Обличение, разоблачение, раскрытие - определяют эстетическое место опозоренного, пристыженного человека - он находится в дисгармоничных, расстроенных отношениях с окружающими. Прочная связь эстетического с этическим происходит из русской традиции и закрепляется самим русским языком. «Образ» - это также икона, а уродливое, позорное, постыдное, скандальное - это безобразие, то, что не имеет образа.

Придумывание обиды, а затем ее преувеличение, превращает страдающую жертву унижения в деятельного унизителя. Может быть, он и сам унижен, но он не пассивен. Он находит удовольствие в том, что контролирует свое переживание.
Если человек контролирует переживание стыда, стыд уже не застигает его врасплох, и, таким образом, исчезает значительная часть причиняемой стыдом боли.
Выдумывая как обиду, так и обидчика, пристыженный человек определяет себя, свой мир и свое место в нем.
Выдумывая нанесенную ему обиду, человек ставит себя в центр внимания других людей. Он становится достойным объектом для презрения тех, кто для него важен. Наслаждение, которое «я» получает от ощущения собственного роста, смягчает боль от стыда.
И Степан Верховенский, и Федор Карамазов являют собой примеры гиперболического унижения. Выдумывая или преувеличивая обиды,они отрезают себя от других. Лишив себя осмысленного общения, они ищут альтернативный источник наслаждения. Они предаются самоувеличенному стыду и получают удовольствие от общения, которое они себе вообразили.
(2003)

Дебора Мартинсен. Застигнутые стыдом. Перевод с англ. Т.В.Ковалевской. М., РГГУ, 2011. С. 27 и 131.

Чужие книги

Previous post Next post
Up