Психотерапия - это не бизнес

May 11, 2019 09:19

Очень многие психологи и начинающие психотерапевты, идя в профессию, не задумываются всерьез о финансовой стороне вопроса. Они хотят сразу много зарабатывать, не осознавая, что большого заработка в ПСИХОТЕРАПИИ в принципе не бывает.
Психотерапия - это не бизнес!
Это - помогающая профессия.
Впервые я обсуждала эту тему с моим учителем Нифонтом Долгополовым, когда я планировала перспективы развития своего центра в 2010 году. И мы обсуждали, что является предметом ЗАРАБОТКА денег в психологии, а что - нет.

Если вы делаете из психотерапии бизнес - вы неизбежно становитесь профанатором и науки, и помогающей профессии, поскольку их исключительная задача - это помощь людям.
А заработок денег в психотерапии - это просто оплата труда специалиста, соответствующая его квалификации.
И самый большой заработок обусловлен ДЕСЯТКАМИ лет психотерапевтического стажа, научными работами и исследованиями, получившими большой авторитет в профессиональной среде и психотерапевтической эффективностью, подтвержденной как минимум 70% вылеченных/адаптированных к нормальной жизни пациентов/клиентов.

Насколько мне известно, максимальный заработок самого крутого психотерапевта в мире - не больше 200$ за часовую сессию, потому что нет такого психотерапевтического искусства, которое бы стоило дороже с точки зрения спроса и пользы для населения. Больше зарабатывают только харизматики, популярные своей харизмой, но та стоимость, которую платят в этом случае - это стоимость популярности, а не мастерства.
Здесь очень важно понимать принципы ценообразования, которые складываются из огромного числа средовых факторов, кроме самой квалификации психотерапевта.

А бизнес - это получение СВЕРХПРИБЫЛИ за товары и услуги широкого потребления.
Поэтому, если психотерапевт заявляет "я хочу больше денег", то вопрос перед ним встает следующий: он хочет заниматься бизнесом или он хочет славы, которая принесет ему деньги, но ограниченные потолком помогающей профессии. Нормальный психотерапевт не хочет больше денег, он хочет быть максимально эффективным специалистом, получающим оплату труда, адекватную его квалификации.
Инфобизнес - это не психотерапия даже близко.

Это ликвидация психологической безграмотности среди населения и педагогические (тренерские) услуги по развитию навыков самостоятельного решения задач у населения. Если еще проще - это развивающая телепередача. И для того, чтобы стать крутым шоуменом в этом тв, нужно так же обладать изрядным мастерством - знаниями, опытом, технологиями, подачей технологий, умением вести свою пиар-медиа-компанию и продавать свои услуги.
Это очень разный набор навыков.

Некоторые психологи полагают, что если они найдут себе крутого продюсера, то они начнут круто зарабатывать на психотерапии. Это то, почему я перестала продюсировать психотерапевтов вообще - это неадекватное ожидание. Психотерапевт не может получить клиентскую аудиторию на основании того, что о нем расскажет продюсер. Люди, идущие к психотерапевту, идут К НЕМУ, а не к продюсеру. И ровно настолько, насколько психотерапевт доступен для того, чтобы с ним и его работой можно было познакомиться, насколько он транслирует собственные знания для широкой аудитории, настолько он узнаваем и востребован.

Если психолог не производит никакой образовательной продукции сам - не пишет полезные для населения статьи, не рассказывает о своем видении процесса психотерапии, не делится своими открытиями и идеями, он - кот в мешке, ничем не отличающийся от других специалистов.
Он может быть очень крутым у себя в кабинете, но тогда его клиентская аудитория - это те, кто пришел по сарафанному радио, и все.
Реклама в психотерапии не работает. Реклама работает в бизнесе. В психотерапии человек работает собой, и что он наработал - то и имеет.
11.05.2018

Какие есть  способы увеличивать качество своей работы и, в связи с этим, стоимость, я рассказываю на мини-курсе "Личный стиль работы психолога".

Профессия психотерапевт

Previous post Next post
Up