Для меня нет хороших или плохих подходов к решению психологических проблем. Есть уместные для конкретного человека, а есть неуместные. Причем, одни и те же проблемы у разных людей будут "лечиться" разными методами, потому что конкретному человеку в силу его особенностей восприятия даже самый "передовой" метод может не подходить.
Если какой-то специалист настаивает на том, что только его метод хорош, а все остальные - чертовщина, это говорит лишь о том, что он или сам не знаком с другими методами, или не умеет их использовать, или это его способ конкурировать.
Единственное, где я провожу различия - есть проблемы, требующие терапии, а есть проблемы, требующие обучения.
Иногда одному и тому же человеку нужно и то, и другое. Но заменить терапию обучением как и обучение терапией никак нельзя.
Терапия гораздо дольше и дороже, чем обучение. И иногда терапевты, не обладающие навыками обучения, вместо того, чтобы обучить клиента конкретным навыкам, побуждают его залезать глубоко в бессознательные процессы, декомпенсируют его вполне адаптивные психологические механизмы и годами получают от него доход.
Гештальт-подход, не смотря на то, что называется терапией, представляет собой обучение конкретным навыкам самоисследования, самоинтеграции, саморегуляции, коммуникации и других. И его можно использовать и как терапевтический подход, и как метод тренировки навыков.
В моих конспектах из обучения в МИГИПе лежит схема "Гештальт-терапия как долгосрочное обучение клиента" под авторством ректора МИГИП Нифонта Долгополова, которая послужила для меня отличным способом интегрировать мои навыки терапевта и тренера в единую парадигму.
Если специалист считает, что какой-то метод (я сейчас не говорю о клинической психотерапии) нельзя адаптировать для конкретных задач, то речь идет о том, что у него не хватает на это креативности, а не о том, что возможности метода ограничены.
Правда, довольно много специалистов упираются в свой метод и считают его лекарством от всех болезней, создавая, таким образом, атмосферу дисфункциональной конкуренции со смежными или близкими специальностями, вместо взаимного обучения и сотрудничества. И, прикрываясь пользой для клиентов, на самом деле, занимаются самоутверждением.