картины восприятия и чувство юмора

May 19, 2015 10:49


Человеческий мозг устроен таким образом, чтобы структурировать информацию (события) в удобную для практического применения картину. Цель этой картины - приспособить самого себя и свои действия к текущему моменту своей жизни для того, чтобы мочь в этом моменте жить - функционировать как биологический организм. В гештальт-психологии такие картины именуются "фигурами" разного масштаба, которые мозг конструирует из деталей (феноменов) окружающего "фона".

Например, в вашей жизни случилось событие - вы получили диплом специалиста. Пока вы учились, к моменту получения этого печатного документа у вас формировалась фигура "я - специалист в определенной области". Благодаря этой картинке, вы теперь можете рассматривать окружающий мир (фон) как сцену для реализации сценария, в котором вы - специалист: поле вашей деятельности, коллегиальное сообщество, клиенты, профессиональные задачи и так далее.
Вспоминаю тот момент в конце 80-х годов, когда я активно увлеклась бальными танцами. Тогда в России не было специальной обуви, грима, тканей и других аксессуаров для танцоров. Любую ткань или штору я рассматривала на предмет, какое из этого можно сшить танцевальное платье, любые туфли - подходят ли они для танцев, в каждой услышанной мелодии определяла ритм, для какого танца она подходит, и каждый деревянный пол - на предмет, подходящее ли он дает сцепление для танцев.
Так формируется картина мира, в которой главным фокусом внимания является ваша потребность и ее реализация.

Таких картин-сценариев существует великое множество в течение жизни одного и того же человека: друг, мать, специалист, руководитель, подчиненный, владелец имущества или бизнеса, бедный или богатый, здоровый или больной, маг или червь земной. Импульс, из которого формируется картина, происходит из биологической потребности приспособиться к текущей реальности и жить в ней, максимально реализуя текущие возможности.

Более мелкие "фигуры": "я выиграл или проиграл", "меня обидели", "я крут", "я в опасности", "мне везет" и так далее.
На первый взгляд, "положительные" картины реальности очевидны в своей пользе, а "отрицательные" - нет. Однако, сами по себе картины не являются ни положительными, ни отрицательными.
Задача воображения в каждом конкретном случае - это открыть, мобилизовать и реализовать скрытые ресурсы организма (вплоть до биохимических) для развития новых навыков и решения прагматических задач. И в этом смысле, любая картина полезна, если она выполняет эту задачу - решение прагматических задач.
Если же она остается в одном только сознании и никак не побуждает к конкретным действиям, призванным улучшить качество жизни - это просто творчество. И чудесно, если это творчество находит воплощение, например, в искусстве. Но если даже в этой форме оно не реализуется, тогда о таком человеке говорят, что он оторван от реальности или сошел с ума.

Здоровая реализация того или иного сюжета определяется двумя основными принципами: воплощение должно а) способствовать здоровой жизни организма; б) поддерживать (то есть, не разрушать) питающую его среду. То есть, например, если в вашей картине вы злобный мститель - это не тот сюжет, что обещает вам долгую и счастливую жизнь.

В естественном виде человек осознанно не выбирает сюжетов, в которые он попадает. Он в них "оказывается". В этом смысле, никогда нельзя знать, куда вас занесет творчество вашей психики - это зависит от огромного количества уникальных деталей вашего устройства, событий вашей жизни, которые провоцирует эти сюжеты, вашей личной истории, культуры, национальности, интересов, образования, биологического пола и так далее. Есть популярные сюжеты, диктуемые социальными, культурными и биологическими программами, а есть очень уникальные и индивидуальные. В этом смысле, вы абсолютно ествественно оказываетесь в том сюжете, в котором оказались. Это - нормально.

Проблемы начинаются, если вы "застряли" в сценарии в тот момент, когда он очевидно не приносит вам пользы, а даже причиняет вред вам и питающей вас среде. Например, если вас обидели и вы попали в сюжет "мне нанесли ущерб" - это может поднять в вас новые ресурсы и сформировать навыки самозащиты, укрепления собственных границ, разрушения розовых иллюзий, реализацию сильных сторон личности. Но если вы застряли в этой роли жёстко, вы становитесь разрушителем своего окружения и в связи с этим - собственной жизни, а постоянная мобилизация и бдительность истощают ваши ресурсы.

Для того, чтобы выходить из сюжетов, которые уже выполнили свою задачу по вашему развитию, необходимо научиться с ними разотождествляться, "снимать с себя эту роль".

Самая эффективная технология разотождествления, которую я знаю, состоит из двух шагов: осознать сюжет и свою роль в нем, и рассмеяться.
Первому шагу (осознаванию) посвящено чрезвычайно много технологий, способов, приемов и практик. И многие практикующие так и остаются пожизненно в роли "я все осознаю, но ничего не меняется".
Второй шаг - это разрушение сюжета и роли при помощи юмора.

Я видела и слышала и другие технологии разотождествления - критика, обесценивание, сарказм, ирония. На мой взгляд, они малоэффективны, поскольку содержат ту или иную концентрацию агрессии, а агрессия при разотождествлении, фактически, уничтожает весь тот опыт, ресурсы, личную силу, которые были набраны в этом сюжете, пока он был полезным. То есть, вы просто теряете все то, что до этого успели обрести. Я считаю, это - не прагматично и разрушительно для личности.

Умение шутить добрым, любящим юмором - отличительное качество самых мудрых учителей. Юмор исцеляет и помогает пережить трудные эмоции, потери, собственное несовершенство и многие другие сложные жизненные феномены, а так же дает разрядку мышечному напряжению, накопленному в "битве по сюжету".
25 мая в 20.00 на он-лайн лекции "Как относиться к жизни с юмором" юморотерапевт Евгения Кузнецова посвятит вас в тонкости конструирования юмора для решения самых разных жизненных задач.
Ваши вопросы в чате вебинара помогут нам обеим максимально глубоко раскрыть эту тему.
Стоимость участия 500 рублей.
Записываться здесь.

Учение толтеков, Эволюция, Поюморить, Эксперимент, Осознавания

Previous post Next post
Up