На днях я получила просьбу подписать открытое письмо в защиту психологов.
Если я правильно понимаю, речь идет о нашумевшей истории про девушку, наложившую на себя руки, обвинение в этом психолога, который с ней работал, и распространение этого обвинения на всех представителей профессии.
Я отказалась подписывать это письмо.
1. Там где речь идет о жертве, преследователе и спасателе - там
треугольник Карпмана. Я в нем бывала неоднократно, и мне там не понравилось.
2. Я так же не включаюсь в массовую истерию, основанную на обобщениях по любому признаку (профессиональному, национальному, конфессиональному, возрастному и т.д.).
Более того, меня очень беспокоит, что среди людей, называющих себя психологами, в частности, в моей ленте на фб, я регулярно встречаю персонажей, которые делят людей на группы по одному из признаков, адресуя группе все свои негодования по поводу своих страданий.
Ответственность за ущерб несет конкретный человек перед конкретным человеком вне зависимости от профессии, национальности, конфессии и т.д.
И, на мой взгляд, если ты - психолог, то твоя первоочередная задача - это самому быть чистым от любого рода обобщений.
3. В связи с этим, вопрос - кого вы называете психологом и что вменяете ему в обязанности?
Получить диплом психолога в нашей стране может любой человек, который вызубрил профессиональную литературу и сдал по ней экзамен.
И единственная компетенция, которая у него есть на момент получения диплома - это, в лучшем случае, анализ профессиональной литературы.
У него нет компетенций, необходимых для практической работы с людьми, диагностики нарушений и психологических состояний, и сам он непродиагностирован на этот предмет, и ничем не отличается в этом смысле от всех других людей.
Для обретения компетенций, которые пытаются приписать всем людям, называющим себя психологами, им необходимо углубленное практическое образование, включающее длительную практику работы с людьми под супервизией, личную терапию, а так же доскональное знание и навыки профессионального применения на практике этического кодекса.
То есть, примерно лет 10 одного только практического обучения.
И если ввести такой ценз для права называться психологом, то этой профессией смогут овладевать только небедные люди (поскольку это - дорогое обучение), с очень высокой мотивацией работать именно в этой профессии.
В то же время, потребность в психологической помощи в нашей стране не удовлетворяется (можно поискать статистику, на сколько), и работа психологов, например, в государственных учреждениях, оплачивается деньгами, никак не покрывающими затрат на профессиональное обучение, личную терапию, супервизию и постоянное повышение квалификации.
Так что тут важно разделить, кому конкретно предъявляется обвинение, на основании каких профессиональных требований (а так же где, как и кем они определены), и в связи с каким составом преступления или нарушения этих самых профессиональных требований.
4. Внезапная смерть молодой женщины, конечно, пугает. Насилие любого рода, по отношению к себе или другим, безусловно нарушает человеческие ценности.
И я считаю, что лучшая профилактика такого рода случаев - внимательное отношение людей друг к другу, прежде всего, в своей семье.
Если каждый из нас займется своим личным и духовным развитием, своими собственными семейными и личными отношениями вместо оголтелых столпотворений, лозунгов, открытых писем и демонстраций по любому поводу, будет намного больше пользы в следовании этим ценностям.
Идите и любите своих близких. Занимайтесь любовью, а не войной.