МОСКОВСКИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ТИПОГРАФИИ

Dec 17, 2014 09:43


21 декабря в рамках музейной программы «Знакомство с Москвой старообрядческой» состоится «книжная» лекция. Занятие проведет Лариса Ивановна Алёхина - одна из ведущих научных сотрудников Музея, кандидат филологических наук, хранитель фонда редких и старопечатных книг. Постоянные слушатели «старообрядческого» лектория уже знакомы с Ларисой Ивановной и ее удивительной, вдохновенной манерой рассказывать о старинных книгах: в прошлом году ее занятие было посвящено традициям оформления старообрядческих рукописных книг. Предстоящая лекция будет посвящена московским старообрядческим типографиям.

Как известно, важнейшей причиной церковного раскола стала «книжная справа», начатая в 1652 году патриархом Никоном.

Василий Перов «Никита Пустосвят. Спор о вере». 1880-1881. На картине изображен момент «прения о вере», состоявшегося 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи.

Старообрядцы стремились возобновить издание дореформенных, т.е. неисправленных при Никоне книг. Часовник и Псалтырь, самые необходимые для повседневной жизни, были тайно напечатаны в 1701-м, 1705-м, в 1730-е и 1760-е годы в типографии Братства Богоявления в Могилеве-на-Днепре. Такие же Часовник и Псалтырь в 1717 году были напечатаны в Чернигове в типографии Троице-Ильинского монастыря. Тиражи этих книг тайно разошлись по всей России.

Но из-за усиления гонений старообрядческое книгопечатание прерывается, а возобновляется лишь в середине 60-х годов XVIII века и приобретает широкие масштабы: наименования изданий, выпускаемых каждой типографией, исчисляются десятками, а тиражи - сотнями и тысячами. Так увидели свет десятки изданий Псалтырей и Часословов, Канонников и Прологов, Часовников, Шестодневов, Миней и других церковных книг.

Устройство старообрядческих типографий строго преследовалось властями, типографское оборудование изымалось, издателей судили и штрафовали.

Новый подъем старообрядческого книгопечатания стал возможен только в 60-е годы XIX века. Сеть тайных старообрядческих типографий покрывает Москву и ее окрестности. Издатели - сельские крестьяне и городские мещане - держали домашние хорошо замаскированные мини-типографии с одним-двумя печатными станками. Как правило, полиции удавалось их обнаружить только по доносу. Быстро сформировалась и сеть распространителей: переплетчики брали книги не только в работу, но и значительные их партии на реализацию. Заявки шли со всей страны.

Например, известно, что в 1850 - 1870-е годы в деревне Андреево Бронницкого уезда Московской губернии подобную мини-типографию устроил крестьянин Ефим Пискунов. А чуть позже, в 1870-е годы, похожая типография появилась в деревне Гусево Московской губернии у крестьянина Ивана Балакина. Эти типографии располагались в жилых домах владельцев, имели по одному печатному станку, переплетное оборудование и печатали мелкими тиражами небольшие книги, такие как Устав о христианском житии, Азбука, Святцы, Псалтырь, Каноны разным святым.

Налаживалось книгопечатание и за пределами России. В 1875 году в старообрядческом мужском Никольском монастыре в Мануиловке (Румыния) была создана одна из самых известных зарубежных старообрядческих типографий. Организатором ее был священноинок Арсений. Он сам доставлял отпечатанные книги в Россию и занимался их распространением, в частности на нижегородской Макарьевской ярмарке. Для старообрядцев печатали книги также типографии в Тульче (Румыния) и Черновцах (Украина).

Но книг по-прежнему не хватало. Старообрядцы стали применять для их тиражирования необыкновенный способ: готовили печатную форму с применением желатина и глицерина, затем бумагу с текстом, написанным анилиновыми красками, накладывали на застывшую желатинную массу. Текст отпечатывался на желатине, и с помощью валика получалось до сотни оттисков. Книги, изданные таким способом, называли гектографическими или просто гектографами (слово «гекатон» означает «сто»). Так увидели свет многие оригинальные произведения старообрядческой апологетики, полемики, исторические и канонические сочинения, даже певческие книги. Только одно старообрядческое Братство Честнаго и Животворящего Креста в Москве за 25 лет своего существования выпустило более 75 гектографов.

После объявления в России в 1905 году свободы вероисповедания производство гектографов почти прекратилось, а старообрядческие типографии стали открываться в Москве, Нижнем Новгороде, Балахне, Старой Тушке, Саратове, Киеве и многих других городах.

При содействии и по инициативе епископа Уральского и Оренбургского Арсения в 1906 году в Уральске открылась типография, ставшая одним из самых крупных старообрядческих книгоиздательских предприятий. Она имела передовое оборудование, а в 1910 - 1911 годах там было шесть типографских паровых станков и около 70 сотрудников. Здесь изготавливались оригинальные изящные «уральские» шрифты.

С 1906 года старообрядцы начинают открыто издавать журналы «Старообрядец», «Старообрядцы» (с 1908 года), «Старообрядческая мысль» (1910 - 1917), «Старообрядческий пастырь» (1913 - 1914) и др. С 1908 года в Москве на средства П.П. Рябушинского выходит еженедельник «Церковь» (с 1914 г. - «Слово Церкви») с приложением «Друг земли».

В 1908 году в Киеве издательство «Знаменное пение» под руководством Лазаря Калашникова выпускает журнал «Церковное пение». В 1913 году издательство переехало в Москву и работало до 1918 года.

В 1910 году Братством Честного и Животворящего Креста было организовано издательство и книготорговое предприятие. Издательство ежегодно выпускало «Старообрядческий календарь» и по 20 тысяч экземпляров книг, среди них - «Поморские ответы», «Житие протопопа Аваакума», «Святоотеческий сборник», составленный епископом Пермским Антонием.

Однако период свободного книгоиздательства был недолгим. Большевики закрыли все старообрядческие издательства и типографии. А многие печатники оказались в тюрьмах и лагерях. Только в 1990-х годах старообрядцы получили возможность печатать богослужебную и учительную литературу.

Занятие пройдет в воскресенье 21 декабря
в 12.30

Стоимость билета:
для взрослых - 150 рублей
для школьников, студентов, пенсионеров - 100 рублей
для студентов Московского старообрядческого духовного училища - бесплатно (в кассе предъявляйте удостоверение)

Лекторий, Рублев, Музей имени Андрея Рублева

Previous post Next post
Up