Александр Иванович Чашкин - выдающийся церковный художник нашего времени, авторитетный мастер и яркий творец в жанре иконописи. Талант этого художника хорошо известен публике - Чашкин является автором многих монументальных работ, среди которых - иконы и фрески для Часовни Иверской Иконы Божией Матери на Красной площади, Церкви великомученика Георгия Победоносца на Поклонной горе, Иоанно-Богословского монастыря под Рязанью, Святогорской Лавры в Донецкой области. Его мастерство можно увидеть в виде росписи Никольского Храма в Ясной поляне и Никольского Кафедрального Собора в Вашингтоне, Храмов благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзино и Храма Толгской Иконы Божией Матери в Московском Высоко-Петровском монастыре. Перечень его работ можно продолжать и продолжать.
5 декабря 2015 года Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва совместно с Фондом содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева, Министерством Культуры Российской Федерации и Русской Православной Церковью торжественно открыли Выставку работ Александра Чашкина под названием «В ПОИСКАХ КРАСОТЫ И ИСТИНЫ. ТВОРЧЕСТВО АЛЕКСАНДРА ЧАШКИНА».
В этот субботний вечер на Открытие Выставки собралось большое количество людей, среди них - как простые почитатели творчества Александра Чашкина, так и видные иконописцы и искусствоведы Москвы. Экспозицию Икон разместили в Галерее-Трапезной “Хлебный Домъ” на территории Музея имени Андрея Рублева (бывший Спасо-Андронников монастырь).
Помещение Трапезной украсили цветами, царила очень доброжелательная обстановка, гости пребывали в отличном настроении - все было готово к Торжественному Открытию.
Первым перед гостями с приветственной речью выступил Председатель Правления Фонда имени преподобного Андрея Рублева Федор Геннадьевич Рындин: "Александр Чашкин - самый известный, самый видный во всем мире современный российский иконописец. Его работы уникальны тем, что у Чашкина есть своя авторская методика создания образа Иконы. Они не похожи на византийские Иконы и на Иконы XV - XVI веков". Это действительно так, ведь первая основа иконописи Александра Чашкина - византийский стиль со своей мощью и монументальностью, вторая - это образы древнерусских мастеров с их любовью к яркому, открытому цвету и даже музыкальности линий, начало которой в свое время положили Рублев и Дионисий.
Далее слово взял Директор Музея имени Андрея Рублева, Президент Фонда имени преподобного Андрея Рублева Геннадий Викторович Попов: ”Мы крайне редко представляем экспозиции «живых» иконописцев при их жизни. Сегодняшняя Выставка - это прекрасно! Такие Выставки очень важны не только для нас, но и, главным образом, для посетителей, так как важно понять, на каком уровне находится сегодняшнее иконописание. Эта Выставка - заметное явление в нашей художественной жизни, она очень высокого класса и заслуживает самой высокой оценки”.
В подтверждении его слов было заметно, как множество людей просто замирали от удивления перед некоторыми Иконами, рассматривая досконально каждую деталь.
Духовный Наставник Фонда, Помощник Митрополита Истринского Арсения, Первого Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Протоиерей Валерий Степанов в рамках Торжественной Церемонии Открытия отметил, что “Фонд Андрея Рублева всегда поддерживает традиции русского искусства и старается знакомить нас с теми новыми явлениями, которые есть. Сегодня мы видим не новое явление, а уже современного классика, и отрадно видеть, что на своей Выставке он представил действительно замечательные работы”.
После таких теплых слов к Александру Чашкину обратилась Председатель Координационного Совета Фонда имени преподобного Андрея Рублева, Доктор искусствоведения, Профессор, Действительный член Российской Академии Художеств, Заслуженный деятель искусств РФ Анна Вадимовна Рындина: “Здесь прошло уже много выставок - как детских, так и уже весьма зрелых в своем творчестве художников. Но это первая Выставка, связанная с церковным искусством. В работах автора мы сейчас видим то, что происходит в церковной живописи - причем, мы видим художника большого, который мыслит, соединяя древнейшие Византийские традиции со своим мышлением, всегда стремясь по-новому интерпретировать те образы, которые берет за основу. Это очень важно для нас всех и бесконечно интересно. Хочется пожелать дальнейших выставок и новых работ - это большое удовольствие для всех нас!”.
Анна Вадимовна поздравила всех присутствующих и самого автора Выставки с открытием и передала слово Доктору Филологических наук, Профессору Валерию Владимировичу Лепахину (Венгрия): “Веру и Православие невозможно себе представить без Иконы. Иконы Александра Чашкина подают нам пример такого бережного отношения к наследию. Византийская, Болгарская, Сербская Иконы - мы видим здесь также помимо традиций и руку мастера. Спасибо автору за сохранение наших Православных традиций и наследия!”
К многочисленным поздравлениям этого вечера также присоединился близкий друг Александра Ивановича Чашкина - Валентин Никитин (обозреватель журнала “Наука и Религия”), а также Представитель Сербской диаспоры в России Раде Анджелкович. Примечательно, что в этот день Музей и Руководство Фонда также поздравили с Днем Рождения куратора и организатора многих музейных выставок, заведующую сектором декоративно-прикладного искусства Музея Светлану Витальевну Гнутову. Светлана Витальевна услышала много теплых слов в свой адрес.
На этой позитивной ноте под аккомпанементы ансамбля “Ва-банк” участники вечера вновь подошли к Иконам. Росписи действительно поражают своей традиционностью и в то же время непохожестью на все, что приходилось видеть до сих пор. Когда смотришь на Иконы Александра Чашкина - кажется, что тебя уносит в мир, не доступный человеку, мир абсолютной истины, а когда через несколько мгновений приходишь в себя, - хочется соответствовать тому свету, к которому прикоснулся благодаря таланту иконописца, который озарил внутри все лучшее, живое и светлое.