Фальшивая подпись у Левона Нерсесяна

Mar 10, 2009 17:49


В ноябре 2008 года искусствоведы России опубликовали открытое письмо президенту России Д.А. Медведеву в "защиту" иконы "Троица" письма преподобного Андрея Рублева. Под текстом письма на представленной в Интернете версии перечислены фамилии искусствоведов, среди которых недавно я с удивлением обнаружила и свое имя.
Поскольку дело касается очень серьезных вопросов, хочу заявить, что мое личное мнение отличается от мнения уважаемых коллег. Я не считаю себя вправе подписываться под такими важными документами, как это письмо. Во-первых, я не сотрудник Третьяковской галереи, вижу икону "Троицы" только во время посещения Галереи как все остальные гости музея, потому не могу составить сколько-нибудь адекватное представление о состоянии сохранности живописи и соответственно опасности перенесения ее из помещений Третьяковской Галереи для поклонения верующих в Троице-Сергиеву лавру.
Как хранитель икон я понимаю, что в жизни каждой раскрытой (освобожденной от слоев записей) иконы существуют опасные моменты, когда возникают угрозы хрупкой системе красочного слоя, и состояние сохранности не позволяет двигать предмет. В таких острых состояниях произведения искусства стараются не переносить и создать неизменяемые условия температурно-влажностного режима. Думается, что именно хранитель иконы и реставратор, которые осуществляют регулярные реставрационные осмотры произведения, должны принимать решение о состоянии "Троицы" и возможностях ее перемещений. Такими знаниями об иконе "Троица" я не обладаю. Практика переноса древних памятников в разные города и страны позволяет перемещать произведения живописи и на более значительные расстояния, тем более, что икону планировали перевозить в специальном киоте, задача которого предохранить ее от колебаний температурно-влажностного режима, а специальные автомобили-фургоны с пневмоподвеской позволяют перемещать произведения искусства в щадящих условиях, как это принято в мировой международной выставочной деятельности.
Как верующий человек я понимаю, что духовная обстановка в стране во многом определяет экономическую и политическую историю России. В ситуации мирового экономического кризиса, который болезненно коснулся нашей страны, важно и нужно духовное укрепление нашего народа, чему, безусловно, способствует поклонение и общее моление перед главными святынями государства.
Церковь святителя Николая в Толмачах, которую мои уважаемые коллеги предлагают в качестве компромиссного решения, - очень небольшой по площади храм и не может вместить всех желающих, даже в течение трех дней и непрерывности потока. Компромиссное решение было действительно таким раньше, когда большинство православного населения не знало о возможности присутствия "Троицы" на богослужении.
В-третьих, для меня лично важное значение имеет факт, что просьба о присутствии "Троицы" в Троице-Сергиевой лавре на праздничных богослужениях была высказана Святейшим патриархом Алексием, которого я бесконечно почитаю и уважаю. Я искренно сожалею о том, что была невнимательна и, прочитав содержание письма искусствоведов к президенту еще в ноябре, я не просмотрела внимательно сотни имен и увидела свою личную подпись только в конце февраля 2009 года. Я протестую против присутствия моей фамилии в списке так называемых подписавшихся под этим открытым письмом.

С уважением,
Жанна Григорьевна Белик
Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

расследование, "Троица" письма прп. Андрея Рублева

Previous post Next post
Up