Оригинал взят у
expertmus в:
https://expertmus.livejournal.com/226932.html Патриарх Кирилл перед началом литургии в Успенском соборе Кремля 4 ноября 2023 г. в День народного единства и празднования Казанской иконы торжественно объявил о настоящей сенсации: «Сегодня мы все являемся свидетелями очень важного исторического события. Этот день можно назвать обретением чудотворного образа Божией Матери, Казанского и Московского. Хотя образ был обретен раньше, но он никогда не был представлен людям … Образ датирован 1580 годом - это как раз то самое время. Мы знаем, что перед этим образом молился князь Пожарский, перед тем как начать наступление на Кремль. Знаем, что перед этим образом он молился также, когда должен был начать наступление на Новодевичий монастырь, в то время ставший укреплением польской армии… и в память об этом величайшем событии князь Пожарский на свои деньги строит на Красной площади храм, посвященный Казанской иконе Божией Матери. Этот храм и сейчас существует, но он воссоздан на том же месте, где князем Пожарским был построен первоначальный храм - для того, чтобы поместить в него ту самую икону, перед которой он молился. А потом икона из этого храма исчезает. Самая распространенная версия - икону украли, и эта идея развивалась в разных вариантах: украли и вывезли за границу, давно перепродали, а может, иконы уже и вовсе нет … Но оказалось, что это не так. Икона оставалась в России, и в какой-то момент была принесена в храм благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, - искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи. Благодаря тщательной искусствоведческой экспертизе было точно определено, что данная икона и есть тот самый образ, в руках с которым князь Пожарский и Минин освободили Китай-город, Кремль и изгнали поляков из нашего Отечества.
Другими словами, перед нами историческая святыня, которая находится в ряду самых драгоценных святынь Русской Православной Церкви. Скажу несколько слов о том, как была обретена эта святыня. Конечно, никто не связывал именно эту икону с первоначальным образом. Находилась она в Патриаршей резиденции в Переделкино и была обретена среди других икон, предназначавшихся к тому, чтобы передавать их в храмы, монастыри, куда приезжает Патриарх. Очень часто я именно из этого помещения беру ту или иную икону и дарю храму или монастырю, который посещаю. И вот в этой комнате мне надо было выбрать какой-то образ для очередного подарка. Я внимательно просматривал иконы и обрел этот образ… я очень заинтересовался этим образом и попросил, чтобы была проведена экспертиза. И экспертиза вынесла заключение, что икона принадлежит той самой эпохе, в которую был создан чудотворный образ. А поскольку эта икона является точнейшей копией той чудотворной иконы, то совершенно очевидно, что не могло быть в то время создано две одинаковых иконы и что речь идет о том самом чудотворном образе, перед которым молились и Минин, и Пожарский. Это событие можно назвать историческим. Я не сразу решился на то, чтобы обо всем этом сказать в храме, но потом понял, что таить эту историю невозможно. О ней должен узнать наш народ и весь мир. И вот сегодня происходит это событие. Вы видите перед собой подлинник, чудотворный Казанский образ Божией Матери, перед которым молились Пожарский, Минин и который спас наш народ от иностранной интервенции и неизвестно от каких последствий этой интервенции. Этот образ является нашей общенациональной святыней»:
https://youtu.be/RHd9tme7EuM Click to view
На самом деле икона патриарха Кирилла не имеет ничего общего с чудотворным «Московским списком Казанской иконы Божией Матери», которая известна по фотографии 1905 г. (см. фото).
Московская Казанская икона Божией Матери датируется концом XVI в. Известны 2 варианта ее размера: 27,3×24,5 см (61/8×51/2 вершка) (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2782. Л. 14 - Опись церковнаго и ризничнаго имущества Московскаго Казанскаго, что близ Воскресенских ворот, собора. 50-е гг. XIX в.) и 27,8×24 см (61/4×53/8 вершка). Сохранилась фотография иконы без оклада, сделанная ок. 1905 г. для неизданного тома Н.П. Кондакова «Лицевой иконописный подлинник. Иконография Богоматери» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. № 159). Под изображением на оттиске надпись: «Казанская Московская», видимо, рукой Ф.И. Покровского, старшего библиотекаря БАН, хранителя иконной лавки Комитета попечительства о русской иконописи. На фотографии икона имеет вид после поновлений ХVII-ХVIII вв., о которых свидетельствуют 2 надписи на нижнем поле: верхняя, крупная, в 2 строки: « (7196-1687/88) года сей пречистый образъ поновллъ Мiхаилъ Малютинъ» - и нижняя, более мелкая, в одну строку: «А сего 754 (1754) го(да) паки сей стый обра(з) поновила гжа баронса Прасковь Ивановна Строганова». Эти же надписи приводятся в Описи московского Казанского собора 50-х гг. XIX в. (РГИА. Л. 14-14 об.; РГБ. Ф. 193. П. 14. Ед. хр. 10. Л. 6) и в описании иконы в «Исторической записке» о Казанском соборе кон. 60-х гг. XIX в., сделанной его настоятелем прот. Александром Невоструевым (РГБ. Ф. 193. П. 14. Ед. хр. 10. Л. 6).
Когда в 1930 г. был закрыт только что отреставрированный П.Д. Барановским на средства прихожан собор на Красной площади (в 1936‑м г. его полностью снесут), эту Казанскую перенесли в ставший кафедральным собором града Москвы (после занятия Храма Христа Спасителя обновленцами) храм Богоявления в Дорогомилове, у Киевского вокзала. Но и он к концу 1930‑х гг. был закрыт и разрушен, после чего следы этой Казанской затерялись в музейных фондах…
Более того, б. заместитель вл. Кирилла (Гундяева) по ОВЦС митрополит Казанский и Татарстанский Феофан Ашурков (2015-2020) признавался своим епархиальным сотрудникам, когда еще только ставился вопрос о воссоздании казанского собора, что на складе в Переделкино уже давно была подготовлена близкая по времени икона из частной коллекции С.Н. Воробьева (см. фото) с экспертизой нашего Музея имени Андрея Рублева 2001 г.:
https://expertmus.livejournal.com/43207.html © Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва:
http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html