Св. адмирал Федор Ушаков спустя 200 лет поставил корабль с мощами у освобожденного им о. Кефалония

Nov 10, 2014 19:00



Российское деревянное трехмачтовое судно «СВЯТИТЕЛЬ ПЕТРЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ» (см. фото), направлявшееся через Ионическое море в Крым на плановый ремонт мимо греческого острова Кефалония, рано утром 26 октября 2014 г. штормом выкинуло на рифы. Об этом сообщил РИА Новости председатель русского общества Кефалонии и Итаки Евгений Авдюков. Корабль получил пробоину размером примерно 60 см.



Для справки: корабль «СВЯТИТЕЛЬ ПЕТРЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ» с прямым парусным вооружением и малой звонницей на палубе являлся точной копией поморской торговой ладьи XVII века (длина 16 м, ширина 6,5 м). Судно было освящено и спущено на воду 6 сентября 2002 г. на судоверфи клуба «Петрофлот», откуда неоднократно совершало дальние морские походы. На борту находился ковчег со св. мощами святого адмирала Федора Ушакова и его дяди Фёдора Санаксарского.

2003 г. - участие в праздновании 300-летия городов Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

2004 г. - участие в олимпийских играх в Афинах в качестве представительского судна Федерации парусного Спорта России.

2006 г. - духовно-православный поход по Волге с чудотворной иконой «Неупиваемая чаша».

2010 г. - участие в праздновании 1000-летия Ярославля.



Как сообщил ИТАР-ТАСС почетный консул РФ на Керкире (Корфу) и других Ионических островах Никос Канулас, «судно направлялось в Черногорию мимо острова Кефалония, но волнами его выкинуло на скалы недалеко от острова». «На паруснике находятся два гражданина России - члена команды, - сказал Канулас. - Сначала я связался с капитаном судна, который находится сейчас в Москве, а потом удалось установить связь и с ними. Это - Андрей Платонов и Владимир Чистяков». Консул подтвердил, что «на борту парусника находится ковчег с частицей мощей святого адмирала Федора Ушакова».

Греческая береговая охрана сообщила, что за снятие судна с камней, буксировку и ремонт необходимо было заплатить € 26 тыс. «Одна из компаний, увидев, что ситуация безвыходная, вместо запрошенных сначала € 6 тыс. потребовала сразу € 20 тыс., при этом абсолютно ничего не сделав»,- рассказал Авдюков.



Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выразил надежду, что «греческий народ проявит солидарность и поможет спасти историческую ладью «СВЯТИТЕЛЬ ПЕТРЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ», перевозившую ковчег со св. мощами св. адмирала Федора Ушакова: «В таких случаях народы и люди всегда проявляют солидарность. Хочется надеяться, что так будет и в этот раз. Тем более что речь идет об уникальном судне, команда которого совершает очень благородную и духовно-значимую миссию, направленную на добрые отношения с разными народами, в том числе с народом Греции».



В Петрозаводской и Карельской епархии, под эгидой которой проходили многочисленные паломнические экспедиции корабля после спуска на воду в 2002 г., комментировать ситуацию отказались, а в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата про крушение ладьи даже не слышали.



«Тяжелая ситуация, почти никто не хочет помогать. Это горькая тема. Никто не может подогнать технику. Помогали только простые люди. Еще консул России на Ионических островах помогает. Мы восемь дней пытаемся найти выход, собирали деньги», - сказал Авдюков. Не найдя за прошедшие 7 дней сумму в € 30 тыс., запрошенную за снятие корабля «СВЯТИТЕЛЬ ПЕТРЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ» специальным морским краном, местные моряки придумали недорогое, но остроумное решение. На обычный морской паром, который перевозит автомобили и пассажиров между островами местного островного архипелага, поставили автокран, принадлежащий Dionisis Vandoros. Его мощности и грузоподъемности, как считали спасатели, должно было быть вполне достаточно, чтобы поднять корабль из воды и поставить его на палубу парома. Увы, они просчитались , в последний момент стало ясно, что ладья может развалится от подобной операции (см. фото) и операцию по спасению приостановили.



4 ноября 2014 г. команда корабля перевезла на берег колокола и ковчег со св. мощами святого адмирала Федора Ушакова. Прошедший с 5 по 9 ноября шторм полностью разрушил российское судно «СВЯТИТЕЛЬ ПЕТРЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОВСКИЙ»: в первый день сорвало мачту, а затем в последующие дни шторм разбил судно, и на камнях острова Кефалония остались лишь часть кормы и обломки кораблекрушения …


  


Для справки: в 2001 г. Русская Православная Церковь причислила к лику святых адмирала Федора Федоровича Ушакова (1745-1817), «праведного воина Феодора». Инициатором канонизации Фёдора Ушакова выступил в 1995 г. председатель Союза писателей России Валерий Ганичев, автор исторической книги о нём. В 2000 г. это предложение усилиями Саранской епархии при поддержке командования Военно-Морского флота было включено в повестку дня комиссии по канонизации. Комиссия, изучив личность и образ жизни Ушакова, пришла к выводу, что он является не просто великим и почитаемым российским флотоводцем, но и святым русским воином. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, тогда митрополит Смоленский и Калининградский, так выразился об Ушакове: «…Удивительная личность, удивительный человек. Он канонизирован конечно за святость жизни в первую очередь. Но его доблесть, его подвиги нельзя оторвать от всей его жизни…».



4- 5 августа 2001 г. в Санаксарском Рождество-Богородичном монастыре состоялось прославление в лике местночтимых святых Саранской епархии первого из православных моряков, величайшего флотоводца адмирала Ушакова. В Деянии о канонизации праведного Феодора Ушакова говорится:

«1. Причислить к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии адмирала Феодора Ушакова.

2. Честные останки праведного Феодора Ушакова, находящиеся в храме Рождества Богородицы Санаксарского монастыря, именовать отныне святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание.

3. Службу новопрославленному Святому праведному Феодору составить особую…

4. Память праведному Феодору праздновать в день его кончины 2(15) октября и в день прославления - 23 июля старого стиля (5 августа по новому стилю).

5. Писать новопрославленному святому икону для поклонения…

6. Напечатать житие праведного Феодора Ушакова для назидания в благочестии чад церковных.

7. О сей благой и благодатной вести радости прославления нового святого возвестить священнослужителям, монашествующим и всей пастве».

10 октября 2004 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви адмирал Ушаков и его дядя Феодор Санаксарский были канонизированы для общецерковного прославления.



Ионические острова (в число которых входит Итака - родина Одиссея) были заняты французскими войсками в 1797 г. Жители островов направили российскому Императору Павлу I просьбу взять их под свое покровительство. Россия не могла пойти на присоединение островов, поскольку это вызвало бы недовольство союзнической Турции. Ушаков был вынужден убеждать ионических греков не спешить присоединяться к России. В своих рапортах в Петербург он сообщал, что местные жители ходят по улицам с российскими флагами и, к неудовольствию турок, скандируют: «Государь наш Император Павел Петрович!». Успокоить экспансивных греков было непросто. «Политические обстоятельства понудили меня, - писал Ушаков, - уговаривать их всячески, что ... послали нас единственно освободить их от зловредных французов и сделать вольными на прежних правах... Сим успокаиваются они только потому, что надеются на будущее время непременно остаться под Россиею».

Для освобождения острова Кефалония адмирал Ушаков отправил капитана 2 ранга И. С. Поскочина, который успешно выполнил 17 октября 1798 г. свое поручение. Это самый большой из Ионических островов с самой высокой горой Эном (1628 м). Вместе с Кефалинией видно как бы составляющую с ней единое целое Итаку.

Еще до прибытия Поскочина к о. Кефалония жители этого острова восстали против французов. 23 октября 1798 г. о. Кефалония посетил сам Ушаков. Население встретило адмирала с таким же ликованием, как и на других островах. К нему привели взятого в плен вместе со всем гарнизоном французского коменданта Кефалонии Ройе. Француз «изъявил главнокомандующему чувствительнейшую свою благодарность за вежливое и человеколюбивое обхождение капитана Поскочина, которого он назвал избавителем, защитившим как его самого, так и всех французов от мщения цефалониотов (кефалонитов)». Ройе утверждал, что греки грубо с ним обошлись еще до прибытия эскадры: «Ежели бы не усилия великодушного сего офицера (Поскочина), подвергнулись бы мы, конечно, неминуемой и поносной смерти…». Ушаков отвечал: «Вы все называете себя образованными людьми, но деяния ваши не таковы... Вы сами виновники ваших бед...» Ушаков намекал на постоянные грабежи и безобразные насилия французских оккупантов над жителями островов, возбудившие такую ненависть к французам. Очень характерно, что Ушаков укорял Ройе не за то, что тот служит «безбожной республике», а за то, что он очень плохо ей служит. «Я вел себя, как следует исправному французскому офицеру»,- сказал Ройе. «А я вам докажу, что нет,- возразил Ушаков.- Вы поздно взялись укреплять вверенный вам остров, вы не сделали нам никакого сопротивления, не выстрелили ни из одного орудия, не заклепали ни одной пушки».

Общее настроение Ушакова выяснилось вполне после его прибытия в Кефалонию. Организовав сразу и здесь нечто вроде самоуправления, то есть немедленно избрав несколько постоянных жителей острова (причем адмирал привлекал также и крестьян), которым поручалось на первых порах поддерживать порядок и подготовить организацию выборов в местный совет, Ушаков незамедлительно должен был разрешить очень важный вопрос. «Как мы всех бывших в погрешностях по таковым делам (в сочувствии к французам) простили и всех островских жителей между собою примирили, потому и имения от них или от родственников их отбирать не надлежит»,- гласило повеление Ушакова от 26 ноября 1798 г. Если же кто провинился «в весьма тяжких преступлениях», то его надлежит судить судом выборных от населения судей «обще с комиссией нашей», назначенной от адмирала. А вот и инструкция этому суду, даже над «весьма важными» преступниками: «Но за всем тем полагаю лучше все, что можно, простить, нежели наказать, а особо, чтобы в числе виновных безвинные родственники их не страдали». И еще и еще настаивает Ушаков: «обо всех таковых решение делать справедливое и всевозможно стараться избегать напрасной обиды и притеснений, о чем наистрожаише делать рассмотрение, дабы какой-либо несправедливостью не подвергнуть себя суду Всевышнего».

Даровав, как и во всех прочих местах, попадавших в его власть, политическую амнистию «якобинцам», Ушаков 28 октября 1798 г.покинул Кефалонию. Перед отбытием Ушаков «по общему желанию здешних обывателей» он оставил на о. Кефалония небольшой отряд. Он сделал распоряжение о подавлении силой беспорядков, если таковые произойдут, но прибавил: «Однако по доброму ко мне расположению и благоприятству всех здешних жителей такового неприятного дела случиться и не ожидаю. Уверен, что всякий, восчувствовав наши благодеяния, приятство и истинное желание всем жителям совершенных благ и спокоя, будут стараться исполнять все то, что сим». Никаких «ослушаний» на Кефалонии не произошло.



Медаль, поднесенная адмиралу Ушакову благодарным населением острова Кефалонии, с портретом адмирала на лицевой стороне и победоносной эскадрой на обратной стороне.

Депутации от населения островов Корфу, Цериго, Занте, Св. Мавры и Кефалония, одна за другой выражали свою горячую благодарность и восторженные поздравления. Они подчеркивали, что русский адмирал даровал им самоуправление, свободу, водворил спокойствие и тишину, «утвердил между всеми сословиями дружбу и согласие». Это был явный намек на то, что Ушаков не позволил обижать и притеснять решительно никого из лиц, подозреваемых в «якобинстве» и в приверженности к французам.

В Донесении Ушакова императору Павлу I от 10 ноября 1798 г. как бы подводится блестящий итог героического освобождения островов Ионического моря: «Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу: прежде бывшие венецианские острова большие и малые, все нашими соединенными эскадрами от французов освобождены... Берега от полуострова Мореи, простирающиеся к венецианскому заливу, также от французов освобождены, обыватели оных мест столь привержены и преданны Вашему Императорскому Величеству, я не в состоянии описать той великой приверженности, какая действительно от душевного рвения их явственна... Редкое гребное судно и лодка... на которых не было бы российского белого флага с Андреевским крестом. Когда по надобности сходил я на берег и был в монастырях и в церквах, от стеснившегося народа по улицам... нельзя было пройтись от чрезвычайного крику, беспрестанно возглашающего имя Вашего Императорского Величества: «Виват Павел Петрович, виват Государь наш Павел Петрович!». Генерально почти во всех домах из окошек... выставлены висящие флаги первого адмирала: несколько тысяч таковых было видно по всем улицам на белых платках и на холстине, нарисованные Андреевым крестом, также из окошек развешено было множество одеял, платков и разных бумажных и шелковых материев… Малолетних детей вносят, заставляют целовать руки у офицеров, даже и у служителей наших, словом, во всех островах замечена мною в рассуждении обывателей чрезвычайная приверженность к Вашему Императорскому Величеству».

Ионические острова были провозглашены Республикой семи соединенных островов, и Ушаков стал одним из авторов конституции этого государства. По единодушному признанию современников, эта конституция была чуть ли не самой либеральной в Европе. Ирония судьбы: в борьбе с революционной Францией российская монархия даровала ионическим грекам символ демократии - конституцию. В сущности Ушаков создал впредь до окончательного решения союзных правительств почти совсем самостоятельную республику под временным протекторатом России и Турции. Фактически никаких вмешательств русской военной власти во внутренние дела Ионических островов не было. 12 апреля 1799 г. Ушаков предложил избрать делегатов от всех Ионических островов и прислать их в город Корфу. Здесь эти делегаты вместе с делегатами от Корфу и составили ядро «сената», который и начал выработку проекта государственного устройства островов под русским и (фиктивным) турецким объединенным владычеством.

Ушаков разработал основы временной «конституции». К концу мая 1799 г. был уже готов и утвержден Ушаковым «План о учреждении правления на освобожденных от французов бывших венецианских островах и о установлении в оных порядка». «План» отдавал высшую административную власть в руки выборного сената, собирающегося в Корфу и состоящего из делегатов от островов, причем эти делегаты выбираются как от дворян, так и от жителей, имеющих определенный годовой доход (фиксированный особо для каждого острова). Сенат имеет верховный надзор как за судом, так и за органами местного самоуправления (так называемыми «малыми советами», или «конклавами»). Самоуправлению дана большая компетенция, обеспечивающая фактическую власть за дворянством и зажиточным торгово-ремесленным классом. Конечно, верховные права сюзерена и покровителя, то есть фактически представителя России, остаются не ограниченными ни сенатом, ни местными учреждениями. Но вместе с тем нигде не говорится о том, в чем именно заключается вмешательство верховной власти в обыденное течение дел в суде и администрации.

Адмирал Ушаков создал на островах орган, избранный не только от дворян, купцов и вообще зажиточного народа, но и от крестьян. В качестве верховного органа намечался «Сенат семи соединенных островов» из делегатов от органов самоуправления, собирающийся на о. Корфу и решающий дела, затрагивающие общие интересы островов. Этим органам самоуправления поручалась организация администрации и суда. У нас нет точных данных о том, как именно в это время происходили выборы, как функционировали органы самоуправления , каковы фактически были действия сената на Корфу и т. п. Да и слишком короток был срок существования этого самоуправления . Население Ионических островов смотрело с величайшей радостью на то упорядоченное, безопасное, спокойное существование, которое дали им и поддерживали у них в течение всего своего пребывания Ушаков и его моряки.

Когда в середине июня 1799 г. в Константинополь и Петербург отправлялись депутации, избранные населением Ионических островов и имевшие целью испросить конфирмацию нового государственного устройства Ионических («Эгейских») островов,- то тяготение к России продолжало оставаться очень сильным и именно в простолюдинах, в «нижнем народе», хотя Ушаков уже категорически заявил о нежелании Павла принять острова в русское государственное подданство: «...особо все вообще искать будут вашей протекции, они и все общество всех островов одно только счастье почитают, ежели не лишатся протекции России, а нижний весь народ слышать не хотят иного ничего, как только желают быть в совершенном подданстве России. Не безызвестно мне, что этого быть не может и что государь император не пожелает и не предпримет, дабы Порта не почувствовала, а пожелает всегда сохранить дружбу, но народ здешних островов и по сие время в уповании о том же...» Силу этих стремлений Ушаков, вообще чуждый преувеличений в слоге, выражает так: «Как видно, дойдут до всякого бешенства, теперь они только дышат тою надеждою, что протекции России не лишатся, это только мнение оживляет их надежду, впрочем все депутаты надежду имеют на вашу только протекцию и покровительство, и искать будут оных и во всем будут вам послушны, так как и мне неограничено». Так писал 14 июня 1799 г. Ушаков В. С. Томаре в Константинополь об отправляющихся в Петербург депутатах.

Когда летом 1800 г. Ушаков окончательно покидал Средиземное море, сенат Ионических островов, снова и снова благодаря Ушакова за «столькие благодеяния», объявил торжественно, что народ Ионических островов «единогласно возглашает Ушакова отцом своим».

В 2014 г. в рамках «Русской недели на Ионических островах» по инициативе Всемирного русского народного собора (ВРНС) было предложено создавать в греческих храмах  приделы, посвященные святому праведному воину Феодору Ушакову. На средства президента кефалонийского общества греко-российской дружбы Димитриса Зафиратоса в честь освобождения Ионических островов от наполеоновских войск был установлен 10 декабря 2011 г. памятник на набережной города Аргостоли, однако на Кефалонии по нерадению российских властей не было до сих пор никакого памятника адмиралу Ф.Ушакову и его победоносной флотилии. Как видим, св. адмирал Ушаков сам распорядился о таком памятнике, навеки остановив корабль со своими св. мощами у берегов острова Кефалония …



© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2014.


Русская Православная Церковь, лекторий

Previous post Next post
Up