Оригинал взят у
expertmus в
Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Тропарь Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, глас 1:
В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
Кондак Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, глас 2:
В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,// во утробу Вселивыйся Приснодевственную.
Величание Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии:
Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим // Успение Твое.
Успение Пресвятой Богородицы.
Конец XV - начало XVI в.
Круг Дионисия.
135 х 106,5.
Икона происходит из Успенского собора г. Дмитрова.
Поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1959 г. из Дмитровского краеведческого музея.
ЦМиАР. КП 823.
Сохранность: первоначальный фон почти не сохранился, красочный слой на «славе» Христа сохранился фрагментарно, утраты тонированы, контуры крыльев и облаков соскоблены, потертости на большинстве ликов.
В день этого двунадесятого праздника уместно вспомнить праздничную Литургию в далеком 1915 г., которую совершил игумен Серафим (Кузнецов), приехав с фронта в Дивеево. По его воспоминаниям, сразу после Литургии в праздник Успения Божией Матери в Дивеево прямо из церкви он прошел к блаженной Паше Дивеевской (схимонахиня Параскева, в миру Ирина Ивановна, в Дивеево с 1884 г.) и пробыл у нее больше часа, внимательно слушая ее грядущие грозные предсказания.
Великая подвижница-прозорливица «Саровская Парасковья Ивановна» тогда ему сказала, что войну затеяли наши враги с целью свергнуть Царя и разорвать Россию на части. За кого сражались и на кого надеялись, те нам изменят и будут радоваться нашему горю, но радость их будет не надолго, ибо у самих будет то же горе. При этом прозорливица несколько раз целовала портреты Царя и Семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам и горько плакала. Портреты Царя, Царицы и Семьи блж. Паша Дивеевская всегда ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас».
Затем старица взяла иконки Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим, заочно благословила Государя и Семью, передала их игум. Серафиму и просила переслать. Благословила она иконки: Государю, Государыне, Цесаревичу, Великим Княжнам Ольге, Татиане, Марии и Анастасии, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и А. А. Вырубовой. По просьбе игум. Серафима и Великому Князю Николаю Николаевичу она благословила иконку, но не Умиление Божией Матери, а преподобного Серафима.
Только впоследствии игум. Серафиму стало ясно, как Богом было открыто этой праведнице все грядущее грозное испытание уклонившемуся от истины русскому народу. Для него непонятно было тогда, почему она благословила всем, кроме Великого Князя Николая Николаевича, иконки не преподобного Серафима, а Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим. В настоящее время это ясно: она знала вперед, что все они кончат жизнь кончиной праведников-мучеников, как кончил жизнь и преподобный Серафим, и наследуют жизнь вечную в обителях рая вместе с ним. Целуя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это ее родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить. И это предсказание исполнилось. Она через месяц скончалась, перейдя в вечность, а ныне вместе с Царственными Мучениками живет в небесном тихом пристанище.
Холст (наволочка) блаженной Паши Саровской.
Начало XX в.
Данилов монастырь в Москве. ЦИМ 552.
На лицевой стороне красными нитками вышиты крест и надпись: «Холстъ Блаж. Праскевiи Ивановны / А.С.» (Архимандрит Серафим?). По словам монаха Михаила (Карелина), наволочка принадлежала одному из последних духовников московского Данилова монастыря архим. Серафиму (Климкову).
© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2009-2014.