Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии

Aug 28, 2014 11:29

Оригинал взят у expertmus в Успение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии



Тропарь Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, глас 1:

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице: / преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, глас 2:

В молитвах неусыпающую Богородицу,/ и в предстательствах непреложное упование,/ гроб и умерщвление не удержаста:/ якоже бо Живота Матерь,/ к животу престави,// во утробу Вселивыйся Приснодевственную.

Величание Успению Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии:

Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим // Успение Твое.

Успение Пресвятой Богородицы.
Конец XV - начало XVI в.
Круг Дионисия.
135 х 106,5.
Икона происходит из Успенского собора г. Дмитрова.
Поступила в Музей имени Андрея Рублева в 1959 г. из Дмитровского краеведческого музея.
ЦМиАР. КП 823.
Сохранность: первоначальный фон почти не сохранился, красочный слой на «славе» Христа сохранился фрагментарно, утраты тонированы, контуры крыльев и облаков соскоблены, потертости на большинстве ликов.

В день этого двунадесятого праздника уместно вспомнить праздничную Литургию в далеком 1915 г., которую совершил игумен Серафим (Кузнецов), приехав с фронта в Дивеево. По его воспоминаниям, сразу после Литургии в праздник Успения Божией Матери в Дивеево прямо из церкви он прошел к блаженной Паше Дивеевской (схимонахиня Параскева, в миру Ирина Ивановна, в Дивеево с 1884 г.) и пробыл у нее больше часа, внимательно слушая ее грядущие грозные предсказа­ния.

Великая подвижница-прозорливица «Саровская Парасковья Ивановна» тогда ему ска­зала, что войну затеяли наши враги с целью свергнуть Царя и разорвать Россию на части. За кого сражались и на кого надеялись, те нам изменят и будут радоваться нашему горю, но радость их будет не надолго, ибо у самих будет то же горе. При этом прозорливица несколько раз целовала портреты Царя и Семьи, ставила их с иконами, молясь им как святым мученикам и горько плакала. Портреты Царя, Царицы и Семьи блж. Паша Дивеевская всегда ставила в передний угол с иконами и молилась на них наравне с иконами, взывая: «Святые Царственные Муче­ники, молите Бога о нас».

Затем старица взяла иконки Умиления Божией Матери, пред которой скончался преподобный Серафим, заочно благосло­вила Государя и Семью, передала их игум. Серафиму и просила пере­слать. Благословила она иконки: Государю, Государыне, Це­саревичу, Великим Княжнам Ольге, Татиане, Марии и Ана­стасии, Великой Княгине Елисавете Феодоровне и А. А. Вырубовой. По просьбе игум. Серафима и Великому Князю Николаю Николаевичу она благословила иконку, но не Умиление Божией Матери, а преподобного Серафима.

Только впоследствии игум. Серафиму стало ясно, как Богом было открыто этой пра­веднице все грядущее грозное испытание уклонившемуся от истины русскому народу. Для него непонятно было тогда, почему она благословила всем, кроме Великого Князя Нико­лая Николаевича, иконки не преподобного Серафима, а Умиления Божией Матери, пред которой скончался препо­добный Серафим. В настоящее время это ясно: она знала вперед, что все они кончат жизнь кончиной праведни­ков-мучеников, как кончил жизнь и преподобный Серафим, и наследуют жизнь вечную в обителях рая вместе с ним. Це­луя портреты Царя и Семьи, прозорливица говорила, что это ее родные, милые, с которыми скоро будет вместе жить. И это предсказание исполнилось. Она через месяц скончалась, перейдя в вечность, а ныне вместе с Царственными Мучени­ками живет в небесном тихом пристанище.



Холст (наволочка) блаженной Паши Саровской.
Начало XX в.
Данилов монастырь в Москве. ЦИМ 552.
На лицевой стороне красными нитками вышиты крест и надпись: «Холстъ Блаж. Праскевiи Ивановны / А.С.» (Архимандрит Серафим?). По словам монаха Михаила (Карелина), наволочка принадлежала одному из последних духовников московского Данилова монастыря архим. Серафиму (Климкову).

© Блог экспертов Музея имени Андрея Рублева, 2009-2014.


Русская Православная Церковь, иконопись, древнерусское искусство, Музей имени Андрея Рублева, лекторий

Previous post Next post
Up