«Сталинградская Мадонна»: образ появился в Рождественский Сочельник

Jan 06, 2013 19:44




Каролине Кула (Karoline Kuhla)

Каждая экскурсия в церкви памяти кайзера Вильгельма в Берлине заканчивается в этом месте - перед  рисунком, выполненным куском угля - «Сталинградской Мадонной». Даже те подробности, которые связаны с ужасными событиями Сталинграда, инстинктивно застывают перед рисунком. Он представляет собой настоящее чудо. Рисунок был написан под Рождество в 1942 г., в самый разгар Второй Мировой войны, в то время как проходили ожесточенные бои. В холод, моменты непроходящего страха он давал каждому частицу спокойствия и надежды. Вокруг раздавались взрывы бомб. Военный врач Курт Ройбер (Kurt Reuber) разворачивал рождественский подарок, который так тронул окружавших его солдат. Ему не было суждено вернуться домой. Но его рисунок был вывезен из Сталинграда в Германию и стал своего рода иконой.

От редакции. См. также статью «Рожковская икона Пресвятой Богородицы (1942)»: http://expertmus.livejournal.com/39427.html

Для справки: 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к последней стадии Сталинградской битвы, целью которой было сжать кольцо окружения, расчленить и ликвидировать немецко-фашистские войска. 20 января генерал-полковник Паулюс запросил у Гитлера согласия на капитуляцию, утром 22 января Паулюс повторил свою просьбу, но получил в категорической форме отрицательный ответ. В январе командующий 6-й армией Паулюс был награжден дубовыми листьями к Рыцарскому ордену. 30 января Гитлер присвоил Фридриху Паулюсу звание генерал-фельдмаршала. 31 января 1943 года Паулюс приказал поднять белый флаг. Легендарная Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе всей Второй мировой войны (см. видео): http://expertmus.livejournal.com/36438.html



История «Сталинградской Мадонны» началась 70 лет назад. С 23 ноября 1942 г. немецкие войска 6 армии под командования генерала Фридриха Паулюса (Friedrich Paulus) оказались в окружении. Снабжение с воздуха было нарушено. Температура доходила до минус 30-40°. Немецкие солдаты, страдая от мороза и голода, потеряли надежду на спасение из окружения.





Среди «заложников» котлована был теолог и врач Курт Ройбер. Для национал-социалистов он был неудобной фигурой. Отец троих детей и пастор из деревни Вихманнсхаузен в Гессене, был известен своими проповедями и критикой фашизма. За это он был отправлен в 1939 г. на Восточный фронт. Но и там не следовал приказам командующих и лечил гражданских жителей.

Во время приезда домой в октябре 1942 г. младшей дочери Ройбера, Уте, было всего 4 года. Сегодня Уте Толькмитт (Ute Tolkmitt) 74 года. Она хорошо помнит тот день, когда приехал отец и привез много рисунков. «Он с радостью играл со мной. Его отцовская любовь была настолько нежной, она навсегда останется таким в моей памяти», говорит Уте. В ноябре Ройбер должен был вернуться на фронт - в Сталинград.

Несмотря на все ужасы войны, письма Ройбера из Сталинграда были проникнуты надеждой. Как христианин и гуманист он верил в то, что любовь к ближнему поможет пережить эти тяжелые дни. Если бы он вернулся в Сталинград хотя бы на 2 дня позже, он бы не попал в окружение.

Находясь в котловане, в самом пекле войны, немецким солдатам мысль о Рождестве казалась какой-то неимоверно далекой, как и их семьи. Но они готовились к Рождеству, откладывали те немногие продукты, что у них были, украшали землянки, мастерили посуду, собирали рождественские венки, елки из степной травы и опилок. «Частичка праздника в этой убогой грязи», писал Ройбер своей жене Марте Ройбер-Иске (Martha Reuber-Iske).

Сочельник

Несколько дней в тайне он готовил в своем импровизированном ателье подарок солдатам на Рождество. Кусочком угля он рисовал на оборотной стороне советской географической карты размером 95 на 115 см.

24 декабря подарок был готов. После обеда солдаты пели в землянке рождественские песни «Stille Nacht» и «Es ist in Ros entsprungen». После поздравления командира Вильгельма Гроссe (Wilchelm Grosse), Ройбер открыл перегородку. Солдаты увидели освещенный огнями свечи рисунок Ройбера, приколотый на деревянной доске на стену в землянке.



Солдаты в исступлении смотрели на изображение Мадонны. Закутанная в платок Дева Мария с Младенцем изображена в округлых, мягких формах. Мадонна прижимает к себе Младенца. На ее губах нежная улыбка. Складки на платке передают глубокие тени, но на лицо Мадонны и младенца падает свет. Рисунок излучал спокойствие и теплоту. «Рождество 1942 года в котле. Крепость Сталинград» - было написано на нем.

Солдаты были глубоко тронуты. Они не ожидали в самом пекле Сталинграда получить такой дар. Как писал Ройбер своей семье, он вспомнил слова Иоанна - «Свет, жизнь, любовь» и написал их на рисунке. Они должны были вселить надежду солдатам. Свет - посреди русской зимы, в которой царят холод и темнота. Жизнь и любовь - в кровопролитной битве, наполненной ненавистью войне. «Эти слова символизируют тоску по всему, чего сейчас вокруг так мало и что может рождаться только внутри нас».

В землянке солдаты выпили последнюю бутылку шампанского «за все, что мы любим». Вдруг праздничный настрой был прерван. Четыре бомбы разорвались в непосредственной близости от них. Ройбер поспешил наружу, где были один убитый и четверо раненых. Убитый солдат лишь недавно праздновал с ними вместе. «Он успел лишь сказать, я еще допою с вами до конца “Oh, du fröhliche”», писал Ройбер домой. «На этом праздник закончился». В рождественскую ночь раздавались залпы артиллерийских снарядов, пока солдаты смотрели на изображение Мадонны.

В последующие недели положение немецких войск ухудшилось. В начале 1943 г. тяжело раненный командир Гроссе последним самолетом был вывезен из Сталинграда. С ним Ройбер передал рисунки для своей семьи. «На одном из рисунков - ваш отец, это для матери. (...) Мадонна, написанная в укреплениях - для вас всех», написал он.

Вскоре советские войска заняли Сталинград. Из более 300 тысяч солдат 6 армии, попавшей в окружение, 90 тысяч выживших попали в плен. Среди них был и Ройбер. Лишь 6 тысяч из них, вернулись на родину, некоторые только спустя десять лет. Ройбера среди них не было. После выздоровления от сыпного тифа в лагере Оранки он страдал хроническим воспалением среднего уха. Он сумел дойти со всеми до лагеря в Елабуге, но там впал в кому и умер 20 января 1944 г.

«Перед ничем, во власти смерти»

В доме пастора в Вихманнсхаузене, где в гостиной на стене висела «Сталинградская Мадонна», семья Ройбера жила в неизвестности. Только в 1946 г. пришла весть о его смерти вместе с его последним письмом и рисунком «Плененная Мадонна». Закутанная в черное Дева Мария с глубокими морщинами на лице, прижимающая к себе светящегося младенца.



Это был переломный момент. Новый рисунок Мадонны, написанный год спустя Сталинграда, отображает безутешность и отчаянность Ройбера. В обрамлении рисунка он 25 декабря 1943 г. написал для «немецкой жены и матери» свою, возможно, последнюю проповедь. «В самом конце пути, перед ничем, во власти смерти - какая переоценка ценностей произошла в наших сердцах! Так давайте же воспользуемся этим временем ожидания как семья, - в профессии, в народе. Посреди нашего предрождественского смертного пути уже виднеется радостный свет Рождества, этого праздника рождения нового времени, в котором, как бы тяжело это ни было, мы постараемся быть достойными вновь подаренной нам жизни».

Эти две Мадонны, около 150 рисунков и сотни писем родителей остались детям Ройбера как воспоминание о нем. Для Уте Толькмитт это наследие стало своего рода благословением. Со своими братьями и сестрами в 1983 г. она решила передать Сталинградскую Мадонну народу и выбрала Церковь памяти кайзера Вильгельма в Берлине, разрушенную во время войны, и в память об ужасах войны, оставленную невосстановленной.

Церковь подарила две официальные копии «Сталинградской Мадонны». Одна из них была передана в английский Ковентри, где также стоят невосстановленные руины в память о жертвах войны. Вторая копия была передана в знак примирения собору Волгограда, который еще 70 лет назад носил имя Сталинград.

От редакции. Напомним, что во время Сталинградской битвы несколько тысяч человек скрывались в катакомбах под царицынским Свято-Духовым монастырем, Их вырыл политический авантюрист и один из вдохновителей убийства старца Григория Распутина иеромонах Илиодор, который приступил к рытью пещер в сентябре 1911 г.  Чтобы убедить жителей Царицына в их необходимости, Илиодор заявил людям: скоро начнется конец света, и тогда пещеры станут убежищем. Страстные воззвания Илиодора возымели действие, и на рытье пещер записалось 7 тысяч добровольцев - мужчин, женщин и детей. Тогда были перепаханы буквально тонны земли. В результате таких стараний пещерные ходы уходили под храм и другие здания монастыря на несколько десятков километров, а пещерные усыпальницы были рассчитаны на 5 тысяч человек, в том числе и на тех, кто копал пещеры. Кроме того, чтобы убедить царицынцев в необходимости строительства пещер, о. Илиодор также обещал, что их в награду за старания похоронят в «святых пещерах». Над усыпальницами писали имя захороненных и вешали лампаду с неугасимым огнем.

По окончании работ подземелья представляли собой сложную трехъярусную систему ходов с лабиринтами, глубиной до 9 м. Они обкладывались кирпичом, а под потолком оборудовались своды. Планы пещер держались в строжайшем секрете от «непосвященных».

Руководитель епархиальной пресс-службы Сергей Иванов сообщил, что Волгоградская епархия пока не снимает своего вето на вскрытие пещер, засыпанных после войны строительным мусором.  Пещеры вообще стали секретным объектом, недоступным для исследователей…

лекторий

Previous post Next post
Up