Эмаль и инкрустация (диссертация кн. М. К. Тенишевой)

Dec 02, 2012 15:16

«Чудеснейшим выражением человеческого гения» называла кн. М.К. Тенишева искусство эмалей по металлу. Она задалась целью восстановить способ выемчатой эмали - один из наиболее трудоемких и древних. «Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего времени»,- писал об этом в 1909 г. художник Николай Константинович Рерих. О таланте самой кн. М.К. Тенишевой Рерих оставил драгоценное свидетельство: «Как спокойно и благополучно могла устроиться в жизни М.К... Но стремление к знанию и к красоте, неудержное творчество и созидание не оставили М-ю К-у в тихой заводи. Всю свою жизнь она не знала мертвенного покоя. Она хотела знать и творить и идти вперед... пламенно неудержимо М.К. загоралась к творчеству, к созиданию, к собирательству, к охранению сокровищ, которыми жив Дух человеческий. Действительно, всею душою она стремилась охранять ценные ростки знания и искусства... Музей Общества Поощрения Художеств, Музей Общества Школы Штиглица, Музей Московского Археологического Института и многие другие хранилища сохранили в себе приношения М.К... Наконец - художественное гнездо Талашкино, где М.К. стремилась собрать лучшие силы для возрождения художественных начал... М.К. любила и высоко оценивала значение старорусской иконописи. В то время, когда еще иконопись русская оставалась в пределах истории искусства и иконографических исследований, М.К. уже поняла все будущее художественное значение этого рода искусства... Обогащая музеи лучшими образцами творчества, М.К. хотела указать, насколько понятие творчества и созидания и уважения к этому строительству должно быть не забыто в будущей культуре» (Из сб. «Держава Света»).



Фотография кн. М.К. Тенишевой, подаренная смоленскому архитектору Ю.Ю. Коноплянскому. 1908 г.
Около 30 лет М. К. Тенишева занималась эмальерным делом. В начале XX в. ее работы можно было встретить на многих крупных международных выставках. Среди ее работ были и крупные (напрестольный крест в серебре и золоте для храма Святого Духа, декор двери с изображением Георгия Победоносца в «Теремке» во Фленове, двустворчатый портал из ценных пород дерева с эмалевыми инкрустациями) и весьма тонкие, небольшие по размерам работы (блюдо с разноцветной эмалью, купленное впоследствии Музеем Люксембургского дворца в Париже, эмалевые портреты царя Михаила Федоровича и императора Николая II с наследником-цесаревичем для подарка государю в честь 300-летия Дома Романовых). Кн. М.К.Тенишева выставляла свои работы в салоне Национального общества изящных искусств во Франции (1906-1908), Союзе декоративных искусств. В 1914 г. она показала эмали в Риме, получив диплом и почетное членство в Римском археологическом обществе, а также была избрана бакалавром Римской академии художеств. Как художник, собиратель и исследователь искусства Тенишева была избрана членом нескольких европейских академий.
Единогласно была принята в Национальное общество изящных искусств и в Союз декоративно-прикладного искусства. Современники высоко оценивали творчество Тенишевой, платили ей любовью и признанием. Это поддерживало ее, особенно в последние годы жизни, когда, несмотря на тяжелую болезнь, княгиня вынуждена была работать на заказ. Судьба творческого наследия кн. М. К. Тенишевой трагична. Ее талант художника-эмальера требует серьезного изучения. В России находятся только пять ее эмальерных произведений. Все остальное разбросано по частным коллекциям и музеям мира. До настоящего времени не существует полного каталога или даже списка произведений кн. М.К. Тенишевой.

Мария Клавдиевна изучает древнее искусство эмали, знакомится с коллекциями в крупнейших музеях Европы, а 1.5.1916 г. защищает свою диссертацию «Эмаль и инкрустация» в Московском археологическом институте. В её диссертации были собраны материалы по истории эмали разных стран и народов.

Текст работы, утраченный в годы революции, был восстановлен ее учениками в Праге в 1930 г. Монография была задумана как обширная работа синтетического характера, в виде общего обзора памятников эмалевого дела, хранящихся в собраниях России и зарубежья, а также своей частной коллекции, к сожалению, погибшей в эпоху I Мировой и Гражданской войн и революции. Кн. М.К. Тенишева уехала во Францию вместе с младшей дочерью Лизой и Святополк-Четвертинской через Крым после 26 марта 1919 г. Последние десять лет свой жизни Тенишева проводит в эмиграции, в небольшом имении Вокрессон, которое друзья назвали «Малое Талашкино». Здесь, уже тяжело болея, в маленькой мастерской на авеню Дюкен Тенишева продолжает работать над эмалями, зарабатывая на жизнь собственным трудом.

Её диссертация была издана посмертно Seminarium Kondakovianum.



Пластина с изображением стилизованной совы.

Содержание

Предисловие / А.П. Калитинский 3

Кн. М.К. Тенишева (некролог) / Кн. Е.К. Святополк-Четвертинская 5

Памяти М.К. Тенишевой / Рерих Н.К. 8

Введение. Первое слово. Определение эмали и её техника. Этимология слова «эмаль». Способы эмали 17

Часть I. Древняя инкрустация. Египет, Ассирия, Финикия, Этрурия, Рим 28

Часть II. Древняя эмаль. Кавказ. Одиночные предметы. Таврида. Западная Европа. Монт-Беврэ. Бельгийская Галлия. Вилла Антэ. Украшения бельгийских женщин. Британские острова. Редкие эмалевые сосуды 52

Часть III. Варварская инкрустация 91

Последнее слово103

Список иллюстраций 107
mso-fareast-font-family:Calibri;mso-fareast-theme-font:minor-latin;mso-ansi-language:
RU;mso-fareast-language:EN-US;mso-bidi-language:AR-SA">Список книг 114

Название: Эмаль и инкрустация
Автор: М.К. Тенишева
Год издания: 1930
Издательство: Seminarium Kondakovianum, Прага
Страниц: 114
Формат: DJVU
Размер: 7,3 Мб (+3%)
Dowloads

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html






древнерусское искусство, downloads, лекторий

Previous post Next post
Up