Максим Хрусталев Экспонаты российских музеев могут быть арестованы властями США
Давние претензии хасидской общины США на т. н. «библиотеку Шнеерсона» грозят крупным международным скандалом. Как сообщает The New York Times (перевод
«InoPressa»), российские музеи отказываются предоставлять американским коллегам предметы искусства из своих коллекций. Речь, в частности, идет о полотнах Гогена, Каналетто и Сезанна из собраний Эрмитажа и ГМИИ им. Пушкина. Серьезные пробелы грозят четырем широко разрекламированным выставкам в Национальной художественной галерее (Вашингтон) и музее «Метрополитен» (Нью-Йорк). «Мы оказались заложниками не нами созданного политического положения», - заявил директор «Метрополитен» Томас Кэмпбелл.
Ранее министр культуры России Александр Авдеев выступил с заявлением, из которого следовало, что партнерские отношения в сфере культуры с США могут оказаться замороженными. По словам Авдеева, «решение американского суда о передаче американской общественной организации коллекции редких книг из библиотеки Шнеерсона, хранящихся в Российской государственной библиотеке, сильно осложнило культурные отношения России и США», - сообщается
в блоге Музея имени Андрея Рублева.
Дело в том, что 30 июля 2010 года вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт постановил, что Россия должна выдать «библиотеку Шнеерсона», хранящуюся в Российской государственной библиотеке и Российском государственном военном архиве, хасидскому движению «Хабад-Любавич» (Бруклин). Российский МИД осудил это решение как противоречащее международному праву, но больше никаких мер предпринимать не стал. А прочие российские официальные лица отказались ранее принять участие в слушаниях на том основании, что вопрос о судьбе «библиотеки Шнеерсона» не относится к юрисдикции американского суда.
История этого конфликта древняя и ведет отсчет еще чуть ли не со времен «перестройки», когда американский миллионер и «друг» всех советских руководителей от Ленина до Горбачева Арманд Хаммер попросил последнего отдать общине «Хабад-Любавич» библиотеку ребе Шнеерсона.
Основатель хасидизма из местечка Любавичи раввин Йосеф Ицхак Шнеерсон начал собирать свою библиотеку еще в 1772 году (сейчас она насчитывает 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, в том числе 381 манускрипт). В 1915 году его наследник, шестой раввин Иосиф Шнеерсон, убегая от ужасов Первой мировой войны, часть библиотеки оставил в Москве. Со временем эти книги оказались в Центральной библиотеке им. Ленина. Остальная часть коллекции после долгих испытаний была в 1945 году в качестве трофея отбита у гитлеровцев советскими войсками.
В 1950 году реббе Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки. После его смерти деятельность хасидского лидера энергично продолжил зять и преемник, Менахем Мендл Шнеерсон. М.Шнеерсон родился в 1902 году в г. Николаеве и умер в 1994 году в Нью-Йорке. Во многом его усилиями Хабад-Любавич стало самым многочисленным и влиятельным течением в хасидизме. По предложению Шнеерсона в американских школах была введена так называемая «Минута молчания» (в начале учебного дня). В 1995 году президент США Билл Клинтон, выступая на специальном совместном заседании обеих палат Конгресса, объявил о посмертном награждении лидера хасидов-Хабадников Золотой медалью Конгресса в знак признания его гуманистической деятельности. День рождения раввина отмечается в США как Национальный день воспитания, и, начиная с 1978 года, американские президенты ежегодно в день рождения Менахема Шнеерсона подписывают специальное обращение к народу.
Еще при его жизни в хасидизме популяризировалась идея, что М.Шнеерсон и есть мошиах («мессия»), которого ждут иудеи. В связи с этим после его кончины раввины «Хабад-Любавич» приняли решение не избирать нового главу движения, считая, что «покойный лидер по-прежнему руководит им из Верхнего Мира». Ряд самых авторитетных лидеров движения выступили с заявлением, что «еврейский закон требует веры в то, что ребе - мошиах». Хабадники России и стран СНГ также присоединились к этому почитанию. В решении, подписанном видными раввинами и опубликованном в израильской газете «А-Цофе» 17 января 2000 года, в частности, говорится: «в соответствии с Галахическим законом, законами нашей Святой Торы и законами, сформулированными Маймонидом, любавичский Ребе является Царем-Мессией и пророком, ... повелеваем внимать предсказаниям пророка и веровать в то, что Он Царь-Мессия и явится нам в скором времени». Любавичские хасиды считают архив Шнеерсона религиозной святыней, особенно рукописные мистические трактаты XVIII в. Хасиды полагают, что благодаря библиотеке Шнеерсона они получат новые мистические свидетельства и пророчества и смогут расширить свое влияние в мире.
По инициативе М. Шнеерсона более 1400 центров «Хабад-Любавич» были открыты в 35 странах мира. В 1989 году он направил в Россию раввина Берла Лазара - ныне «главного раввина России» (по версии ФЕОР). Впрочем, по версии традиционно действующего в России Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений (КЕРООР) «главным раввином России» является Альфред Шаевич.
Именно с подачи М. Шнеерсона Арманд Хаммер и просил Горбачева передать хасидам эту коллекцию. Как можно понять, Михаил Сергеевич был не особо против. Но из-за бюрократических проволочек дело затянулось до самого развала СССР. В 1992 году Шнеерсон потребовал уже от руководства суверенной РФ передать ему коллекцию тестя. В принципе, и Борис Ельцин, и Руслан Хасбулатов (тогда, кстати, еще соратники) за нее особенно не держались. Но хасиды сами все испортили - они несколько раз чуть ли не штурмом пытались взять Библиотеку им. Ленина (ныне Российскую государственную библиотеку) и силой захватить рукописи. При этом они в кровь избивали библиотечных работников и даже милиционеров(!). А заведующий отделом рукописей Виктор Дерягин в ответ пригрозил им устроить в книгохранилище самоссожение. В общем, из-за этого и целой череды прочих скандалов передача «библиотеки Шнеерсона» хасидам так и не состоялась. Хотя они неоднократно обращались с подобными просьбами и даже требованиями ко всем российским правительствам и президентам.
Например, 20 февраля 2005 года 100 членов Сената и большинство членов Конгресса США подписали официальное обращение к тогдашнему Президенту России Владимиру Путину с просьбой содействовать возвращению книг Шнеерсона «Хабаду». Они чуть ли не напрямую связали отмену поправки Джексона-Вэника с передачей этой библиотеки.
У Путина, кстати, сложились очень хорошие отношения с Берлом Лазаром - который поддерживал практически все политические инициативы Путина и неоднократно, в том числе и совсем недавно, сам призывал американский Конгресс отменить «Джексона-Вэника». Однако, очевидно откровенное давление сенаторов и конгрессменов, отдающее шантажом, здорово задело Владимира Владимировича. И вопрос с библиотекой Шнеерсона так и остался подвешенным.
После чего хасиды решили прибегнуть к тяжелой артиллерии - то есть, американскому суду. Учитывая влияние общины «Хабад-Любавич», вердикт вашингтонского федерального судьи был ожидаем.
Правда, теперь министр культуры РФ Александр Авдеев, выступая 19 января в эфире радиостанции «Эхо Москвы», предложил хасидам обратиться с иском в российский суд. Со стороны адвоката «Хабад-Любавич» Маршалла Гроссмана последовало заявление насчет того, что в российском суде на справедливое разбирательство рассчитывать не приходится. То же самое, только по поводу американского суда, ему ответила и российская сторона. После чего Гроссман назвал позицию российских властей назвал «абсурдной», а их действия - «саморазрушительными».
Пока высокие договаривающиеся стороны обменивались этими комплиментами, сотрудники Музея имени Андрея Рублева пришли в тихий ужас. «Как гром среди ясного неба стали для рублевцев слова министра культуры Александра Авдеева будто бы о прекращении выездных выставок России в США из-за угрозы их ареста. Позвольте, господин министр, а как же уникальная коллекция древнерусских икон нашего Музея имени Андрея Рублева, которая недавно была вывезена администрацией ЦМиАР за океан, в частный американский музей Гордона Ланктона (Museum of Russian Icons in Clinton, Mass), где 23 октября 2010 года состоялось открытие новой экспозиции?! Как удалось выяснить нашим сотрудникам, музейные иконы пробудут в США (страшно подумать!) аж до июля 2011 года, т.е. две трети года», - возмущаются рублевцы.
Российские чиновники тоже теперь не скрывают своих опасений, что вывезенные в США культурные ценности могут быть арестованы. Обоснованность их опасений косвенным образом подтвердил и сам Гроссман: «Хабад» воспользуется всеми законными средствами, чтобы добиться исполнения решения (судьи Ламберта). Без исключений», - сказал он, допустив, что обратится в суд с просьбой «конфисковать российские предметы искусства в качестве своего рода судебного залога».
Правда, американские должностные лица пытаются успокоить своих российских коллег утверждениями, что по американским законам это невозможно. Но спохватившиеся российские чиновники теперь требуют от них «дополнительных юридических гарантий». «Соединенные Штаты не хотят давать абсолютные гарантии, что наши произведения будут возвращены. Так что пока мы не согласны их отправить. Вы хотите увидеть эти экспонаты, и мы очень хотели бы их вам показать. Просто такая вот очень неприятная ситуация», - прокомментировала ситуацию пресс-секретарь Эрмитажа Лариса Корабельникова.
В The New York Times, также отмечают, что «спор, похоже, задел Москву за живое». Издание связывает это с болезненным отношением России к «тому, что она воспринимает как вмешательство других государств в свои внутренние дела». Но, как надеется пресс-атташе американского посольства в Москве Дэвид Сифкин, возможность, что музейные работники двух стран договорятся, сохраняется.
Опубликовано:
http://news.km.ru/amerikanskie-khasidy-ugrozhayut-rossii-skandalom