Десница царств

Oct 25, 2012 14:14




12/25 октября Русская Церковь совершает торжественное празднование в честь перенесения из Мальты в Гатчину десной руки св. Иоанна Крестителя и мальтийских святынь (1799)

В 429 г., по сведениям хронистов Феофана Исповедника (Theoph. Chron. P. 87) и Георгия Кедрина (Kedren. T. 1. P. 592), св. Пульхерия, дочь императора Аркадия, соцарствовавшая сначала брату своему Феодосию II Младшему (408-450), а потом супругу своему Маркиану, в основанной ею церкви св. Стефана во дворце Дафна поместила десницу св. Иоанна Предтечи (см. фото), привезенную из Иерусалима: http://expertmus.livejournal.com/58663.html

Выкраденная антиохийским дьяконом Иовом в принадлежавшей арабам Антиохии рука св. Иоанна Крестителя вновь попала в Константинополь в 956 г. на Богоявление, и здесь установлен был праздник в воспоминание этого события, совершавшийся в день Собора Предтечи, на другой день Богоявления Господня 7 (20) января. Богослужебным чтением для утрени 7 января (собор Иоанна Предтечи) стало торжественное сочинение патриция, епарха и императорского секретаря Феодора Дафнопата, который написал также 3 стихиры и «Канон честныя руки»: «Предлежит всечестная и всеславная рука Крестителя и Предтечи, окружаемая бесплотными силами, ужасаемыми пребывающею в ней силою Духа. Ибо если она и отделена от остального тела, то все же обогащена не меньшею и не низшею благодатию; поскольку мы веруем, что благодать святых не сораздробляется и не разделяется вместе с раздроблением тел или местными расстояниями, но в каждой части и члене святых и пречистых тел их действие Духа приходит и присутствует целым, не убавленным и не уменьшенным». «Канон честныя руки Иоанна Предтечи» Феодора Дафнопата представлен в славянском переводе в русских служебных Минеях XШ-XII вв. (РГАДА. Ф. 381. № 99. Л. 21об.-23об.; ГИМ. Син. 163. Л. 88-94об.), причем упоминается, что рукою Предтечи «цесареви верьнуму даеться проутвьржение» (Мурьянов М.Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. М., 1991. С. 90).

Сам Дафнопат писал, что в древности эта десница «была умащаема мюром и воздвигаема в праздник Воздвижения». Но государь Иван III в Новгороде в 1471 г. указал на другой праздник: «на праздник Рожества святаго Иоанна Предтечи возносит руку Предтечеву патриарх Царяграда на амбон, и показует ея всему народу, царю, и вельможам, и всем сущим церковным сановником, и всем людем, мужем и женам з детми их; видима рука Предтечева и изгибается и простирается: аще прострется рука его, тогда дарует Бог, молитвами святаго Предтечи, умножение плодов земных и всяко обилие и пространство и всякое земное устроение; егда же согнет персты рука Предтечева, тогда бывает оскудение плодом земным и всякое земное нестроение» (Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 306-307; ПСРЛ III. С. 242).

Во второй половине XI в., как указывает западноевропейский автор «Описания святынь Константинополя», глава св. Иоанна Крестителя, а также «рука его целиком» находились «в Большом дворце в храме Марии Богородицы» (Описание святынь Константинополя в латинской рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 440). При императоре Иоанне Комнине ок. 1121 г. из Константинополя в Киев была торжественно перенесена частица мощей - перст св. Иоанна Крестителя, для которой был возведен храм Св. Иоанна «на Копыреве конце» («Святаго Иоанна на Сетомли»), причем церковь была заложена самим князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 286: «Того же лета заложи церкви Святаго Ивана в Копыреве конци». См.: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 1. М., 1904. С. 300; Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995. С. 613).

По свидетельству новгородского паломника Добрыни Ядрейковича (будущего архиепископа Антония), посетившего Константинополь ок. 1200 г., в Большом императорском дворце хранилась десница Иоанна Предтечи, которой ставили византийских императоров на престол - «рука Иоанна Крестителя правая и тою царя поставляют на царство» (Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце 12-го столетия. С предисловием и примечаниями Павла Савваитова. СПб., 1872. Стлб. 30, 87-88). Первое упоминание об этом чине датируется 27.07.1147 г., когда на митрополичий престол был поставлен Климент Смолятич, при этом черниговский епископ Онуфрий сослался на греческий чин: «якоже ставят греци рукою святаго Ивана» (ПСРЛ II. Стлб. 341; ПСРЛ VII. С. 39; ПСРЛ XXV. C. 40). Ранее в 1072 г. митрополит Георгий также благословил киевских князей Изяслава и Всеволода Ярославичей рукой св. Глеба, возможно, подражая византийскому чину поставления василевсов десницей Иоанна Предтечи (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Сост. Д.И. Абрамович. Пг., 1916. С. 22, 56).

В 1263 г. по взятии и разграблении Царьграда крестоносцами, плечевая часть мощей Крестителя Господня поступила в аббатство во Францию. В XIV в. а анонимный русский паломник, посетивший Константинополь, в монастыре Перивлепта видел десницу св. Иоанна уже «без пальца» (Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the Fourteenth and Fifteenth Centuries. Washington, 1984. P. 147). В XIV и XV вв. левую кисть Крестителя русские паломники видели в Иордане.



Известно, что ныне на нетленной Святой деснице Пророка Иоанна Крестителя отсутствует два пальца - малый и средний (см. фото). Мизинец от Святой кисти Пророка и Крестителя Иоанна находился с 1200 г. в константинопольском Студийском монастыре Царьграда у берега Мраморного моря в храме во имя Святого Пророка Иоанна Крестителя. Отсюда нетленный мизинец перенесен был в Константинополь (Стамбул), где и хранится до сего дня в ковчеге, имеющем форму руки, в Оттоманском музее (стамбульский музей Топкапи).
До 1222 г. средний Святой перст Иоанна Крестителя принесен был Святителем Саввой II, архиепископом Сербским (1200-1271, память (12) 25 января) византийскому патриарху Герману II (1222-1240 на кафедре) и основателю Никейской Империи Феодору I Ласкарису (1204-1222), и положен был в Жичском монастыре в Сербии, что неподалеку от г. Кароновец, в древней Печской епархии. В течение многих десятилетий Святыня хранилась здесь, в месте пребывания Патриархов и коронования Царей Сербских.

В 1458 г., когда под ударами турок пало Сербское Царство, Елена, супруга Чурчева - сына деспота Лазаря Баранковича, владетеля Греческого княжества и потомка византийского Императора, с величайшим трепетом торжественно перенесла ковчег со Святым перстом в Морею (южный полуостров Греции), к своему отцу деспоту Морейскому Фоме Палеологу, Августейшему брату последнего Византийского Императора Константина XI Палеолог (1405-1453), убиенного магометанами при штурме Константинополя.

Именно Фома Палеолог (ум. в 1465), спасаясь от нашествия турок и поддавшись страху, перебрался в Рим, где передал Святыню в руки латинян - римскому папе Пию II (1405-1464), которым принят был с почетом и уважением. Папа Пий II передал Святой перст Пророка и Крестителя Господня Иоанна в храм Святой Марии Сиенской, в свой родной город, где до избрания на папский престол он пребывал Епископом. Раз в году эта Святыня и теперь выносится для поклонения верующим, пребывающим в Сиену в этот день со всего мира.



Хрисовул императора Алексея III Комнина 1312 г. (из библиотеки монастыря Дионисиат на Афоне)

Другую часть Святой десницы (локоть) видел в 1845 г. известный ученый византинист архимандрит Порфирий (Успенский) (1804-1885) на Святом Афоне, в монастыре Святого Дионисия (Дионисиате), основанном в 1118 г. искоренителем крымских иудеев-работорговцев византийским Императором Алексием I Комниным (1081-1118) и возобновленном в 1375 г. преподобным Дионисием (память 25 июня). В том монастыре построен им и иждивением Царским соборный храм во имя Святого Пророка Иоанна, воссозданный в 1647 г. Валашским господарем Иоанном Владислаосом. В нем и храниться доныне часть от Святого локтя. О самой Святыне тогдашний игумен Дионисиата рассказывал архим. Порфирию, что в 1810 г. она была тайно взята из сокровищницы нечестивого гонителя христиан султана Махмуда II (1784-1839) драгоманом Порты Янакакием и передана в монастырь Дионисиат. Здесь даритель принял монашество и учредил общежитие монахов (Первое путешествие Порфирия. Ч. 1. Отд. 2, Киев, 1877, С. 94-95, 117, 138).

Еще одна частица правой Святой руки Предтечи показывается в Афонском монастыре Кутлумуше (Куртумуше), также построенном Императором Алексием I Комниным.

Наследник Мехмеда II Завоевателя султан Баязид II (1447-1512), правивший в 1481-1512 гг., искал мира с христианскими рыцарями и не желал ссориться с Великим магистром ордена Пьером Обюссоном (1423-1503), ибо у него в то время находился его Августейший младший брат - принц Селим (1470-1520) - претендент на турецкий престол, впоследствии занявший престол Османской империи под именем Селима I (1512-1520). Опасаясь утратить власть, Баязед II вынужден был передать в 1484 г. величайшую Святыню Христианства - десницу Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна в дар Родосским рыцарям - Мальтийскому Ордену, коим остров Родос отвоеван был у турок и сарацин в XIV в.

В конце июля 1522 г. 100-тысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I Кануни (Законодателя) (1495-1566) высадились на острове, где пребывала десница Предтечи, и начали осаду крепости и столицы Ордена иоаннитов. 15 (28) декабря 1522 г. над руинами Родоса был поднят белый флаг. В условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, в том числе говорилось: «чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы, за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова».

Покинув Родос, рыцари более 7 лет перевозят десницу и другие Святыни по разным городам Италии; остров Кандия, Мессина, Неаполь, Ницца, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти владетельных синьоров. 14 (27) марта 1530 г. император Священной Римской империи Карл V (1500-1558) передает острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии Ордену иоаннитов на вечные времена. 16 (29) октября того же года Святыни вместе с великим магистром ордена прибыли на о. Мальта. Местом хранения Святынь сделался форт Сан-Анжело (Святого Ангела), а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского Ордена. С 11 (24) августа 1568 г. реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жаном де Ла Валетом (1494-1568) церкви Святой Матери Божией Победной. 5 (18) марта 1571 г. реликвии Ордена торжественно перенесены были в новую столицу Ла-Валетта, в собор Святого Иоанна.

Первым подданным Российской Империи, узревшим Мальтийские реликвии и прикоснувшимся к ним, был боярин Борис Петрович Шереметев (1652-1719), будущий генерал-фельдмаршал Русских войск, первый граф Российской Империи и Андреевский кавалер, а в то время специальный посланник Царя Петра I Алексеевича (1672-1725). Произошло это событие первого (14) мая 1698 г., что и было засвидетельствовано в исторических записках о 9-дневном путешествии, опубликованных сыном фельдмаршала в Санкт-Петербурге в 1773 г.: «Мая 8 числа боярин в церкви Святого Иоанна Предтечи, в которой того дня был гранд магистр, и все кавалеры слушали Литургию и все причащались. По окончании Литургии выносили с процессию и пением руки святого Великаго Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и сподобились все ее целовать … Та Святого Предтечи рука по запястья, и видом мощи весьма преудивительны являются, как будто недавно умершего человека. Показуют же оную руку всенародно годом немногажды».

По воле Божией, спустя 100 лет после первого визита в столицу Ордена русского паломника Б. П. Шереметева, Святая десница Иоанна Крестителя, древнейшая Филермская чудотворная икона Пресвятой Богородицы и часть древа Животворящего Креста Господня, составляющие Святыни Мальтийского ордена на протяжении многих веков, покидают Мальту, чтобы быть отныне и навсегда пребывать в лоне православной Церкви.

10 (23) июня 1798 г. остров Мальта без видимого сопротивления захвачен был 40-тысячной армией Наполеона Бонапарте (1759-1821). Покидая Мальту по приказанию французского правительства великий магистр ордена Фердинанд Джозеф фон Гомпеш (1744-1805) увез с собою Святыни, а вместе с ними и символы Ордена - печать, корону и «кинжал чести». Спасая Святыни от рук французских вольнодумцев, магистр Ордена перевозил их с места на место по всей Европе. Так они на малое время оказались в городе Триест, позднее в Риме и, наконец, оказались в Австрии. Здесь низложенный Наполеоном магистр остановился как частное лицо в надежде найти защиту в лице Австрийского императора. Лишь по прошествии года Фердинанд Джозеф фон Гомпеш огласил свое решение добровольно отказаться от титула великого магистра Мальтийского ордена. О том он сообщил в письмах Австрийскому императору Франциску II (1792-1806) и Всероссийскому Государю Императору Павлу I (1759-1801).

15 (28) августа 1798 г. оставшиеся верными клятве защищать христианство кавалеры и сановники Ордена из России и Европы общим решением низложили магистра Гомпеша. Они обвинили его в «глупейшей безпечности» - предательской сдаче Наполеону о. Мальта без боя. Рыцари сочли возможным назвать его соучастником измены, после чего обратились с нижайшей просьбой к Государю Императору Павлу I Петровичу принять Мальтийский Орден под свое Державство.
Всероссийского Государь Всероссийский Павел I Петрович принял титул Великого Магистра Мальтийского ордена только 24 ноября (7 декабря)1798 г. Известно, что Русский Самодержец дал Французскому королю Людовику XVIII (1755-1824) убежище в Митаве, а на Волыни и в Подолии разместил 7-тысячный корпус, состоявший из пяти полков французов-эмигрантов, состоявших на русской службе, под командованием принца Конде. Т. о. на титул Великого Магистра Ордена Государь имел полное право, поскольку Монарх самодержавно управлял миллионами католиков Российской Империи, и де-факто мог возглавить католический орден. Факт сей признали практически все светские правительства Западной Европы, кроме естественно самой Франции, Испании и Рима. Решение Государя Павла I Петровича получило признание у первого среди коронованных особ Европы - Императора «Священной Римской империи немецкой армии» и Апостолического короля Венгрии Франциска I/II (1768-1835).

Чтобы расположить к себе Государя Императора Павла I, уже более полугода носившего титул Великого Магистра, Франциск II принудил Фердинанда Джозефа фон Гомпеша к отречению (1798) и приказал конфисковать у него Священные реликвии Ордена, которые тот хранил, найдя убежище в Австрии. Святыни по приказу Австрийского императора без промедления отосланы были специальной делегацией в новую резиденцию Ордена - Царствующий град Санкт-Петербург. Так в числе других Святынь, в лоно Православной Церкви и державы Всероссийской вернулась Святая десница великого угодника Божия Пророка и Крестителя Иоанна.

В августе 1799 г. депутация Мальтийских рыцарей принята была в Петергофе Всероссийским Императором Павлом I - 72-м Великим Магистром Державного Мальтийского Ордена. Рыцари просили Самодержца принять Святыни Ордена за оказанные Русским Императором благодеяния и заботу. Приняв дары, Государь повелел отметить столь значимое событие с особой торжественностью и увековечить его в истории Русской Церкви.

Последовавшее вскоре перенесение святынь в Гатчину было приурочено к семейному торжеству Высочайшей Семьи - бракосочетанию дочери Императора великой княжны Елены Павловны, которая к тому времени была обручена с наследным принцем Мекленбург-Шверинским Фридрихом Людовиком. Бракосочетание Елены Павловны было решено совершить в Гатчине 12 октября; этот же день был назначен Павлом I и для торжества по случаю перенесения из Мальты в Россию Святой десницы Пророка и Крестителя Господня Иоанна и других Христианских Святынь, которое навсегда вошло в православный Церковный месяцеслов.

В 10 часов утра 12 (25) октября 1799 г. из Гатчинского Дворца выехал Императорский кортеж по направлению к Ингебургу, где находились представители Мальтийского ордена. После встречи депутации у Спасских ворот и краткого молебна Император с Августейшей семьей, духовенством и многочисленной свитой отправились обратно во Дворец. Торжественно во главе Крестного хода шествовало духовенство, за которым в золотой карете ехал граф Джулио Литта (1765-1839), принявший позднее православие и имя Юлия Помпеевича, везший на красной бархатной подушке золотой ковчег со Святой десницей Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Рядом с каретой в парадном облачении Великого Магистра шел Государь Император Павел I в сопровождении свиты из числа рыцарей. По прибытии во Дворец Павел I собственноручно взял золотой ковчег и внес его в Дворцовую церковь, где Святыня положена была на отведенное для нее место.


image Click to view


Для справки: как установил наш коллега профессор Олег Германович Ульянов, имя Юлия Помпеевича было взято графом Джулио Литта не случайно: http://krotov.info/library/17_r/radio_svoboda/20060629.htm Оно было выбрано им в честь основателя римской академии «Помпониана» Юлия Помпония Лаетто (1428-1498), который впервые открыл живопись римских катакомб Сан Каллисто на Виа Аппиа в 1475 г. Это была эпоха расцвета гения Леонардо да Винчи, чей шедевр «Мадонна Литта» хранился в фамильной коллекции герцога Антуана Литта в Mилане до поступления в Эрмитаж в 1865 г.: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/05/23/leonardo_povtoril_chuzhoe_otkrytie/

В «Библейском сюжете» на ТВ была целая передача, где сообщалось, что «не так давно, точнее, в девяностые годы прошлого века, русский ученый и церковный археолог О.Г. Ульянов изучал фрески в катакомбах Святой Присциллы в Риме (интервью с ученым можно прочитать на странице http://www.strana.ru/print/202295.html). Среди катакомбных фресок имеется изображение Девы Марии с Младенцем, являющееся, по всей видимости, древнейшим изображением Богоматери в мировой живописи. Русского ученого поразило ее совпадение с композицией «Мадонны Литта». Как у Леонардо, кормящийся Младенец оглядывается и смотрит на зрителя»: http://www.neofit.ru/modules.php?name=bs&file=displayimage&album=51&pos=-246

См. подробнее - «Мадонна Литта» на сенсационной выставке Леонардо да Винчи в Лондоне: http://expertmus.livejournal.com/85774.html



В память великого события Русская Православная Церковь установила 12 (25) октября общецерковное празднование Дня перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и Святой десной руки Пророка Иоанна. «Служба на пренесение честныя руки Предтечевы» (см. фото) была составлена придворным протоиереем, членом Вольного экономического общества отцом Сергием Ливотовым (ум. 1808) и в том же году опубликована. Однако праздник торжественно отметили лишь однажды - в 1800 г. и после насильственной смерти 1 (14) марта 1801 г. от рук заговорщиков Государя Императора Павла I праздник только значился в месяцеслове.



С 1801 г. Мальтийские Святыни пребывали в Императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Так продолжалось четверть века, пока в декабре 1837 г. не случился страшный пожар, во время которого Святыни были спасены, но на время покинули резиденцию Императоров Всероссийских. По восстановлению Зимнего Дворца, в день Благовещения 25 марта (7 апреля) 1839 г. Митрополит Филарет (Дроздов) в присутствии Государя Императора Николая I Подвиголюбивого и Августейшей семьи освятил обновленный собор Спаса Нерукотворного Образа, в котором Святыни и заняли подобающее им место.

День перенесения Святынь в Гатчину 12 (25) октября и ныне празднуется в Павловском соборе торжественно, с полагающимся всенощным бдением. Изображения Мальтийских Святынь полагают на середине храма. На праздничной утрени, после пения полиелея, служащий собор и богомольцы под звон колоколов следуют Крестным ходом в перенесении Святынь из верхнего храма в нижний. Во время шествия поется особое величание: «Величаем тя, Крестителю Спасов Иоанне, и почитаем вси честныя твоея руки пренесение». В нижнем храме в честь Святой десныя руки Иоанна Предтечи (устроен в 1918 г. для служения в зимнее время, освящен Священномучеником Митрополитом Вениамином (Казанским) (1874-1922) заканчивается бдение, там же обычно служат и раннюю Божественную литургию в самый день праздника. Поздняя Литургия совершается Архиепископским чином в верхнем храме. А затем ежедневно в течение месяца, до дня отдания праздника, у изображений Мальтийских Святынь поются молебны.

Каждый год, 12 (25) октября, в праздник переноса Мальтийских Святынь, происходило торжественное Богослужение с поминанием убиенного Государя Императора Павла I Петровича. Такое же торжественное Богослужение в присутствии правящего Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 16 ноября (9 декабря), в Юрьев день.
Также известно, что с 1798 г. настоятели собора Спаса Нерукотворного образа, из которых обычно выбирались Императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство. Тем временем, в 1852 г., в Гатчине завершилось 6-летнее строительство величественного собора во имя Святого Апостола Павла. Во время торжественного освящения прихожане осмелились обратиться с прошением к христолюбивому Императору с просьбой перенести Мальтийские Святыни в собор, носящий имя небесного покровителя убиенного Августейшего отца его Государя Мученика Павла I Петровича. Император Николай I Павлович не дерзнул расстаться с реликвиями, поднесенными его отцу, но отдал распоряжение ежегодно переносить Святыни в Гатчину для поклонения народу.

С 1852 по 1919 гг., как и повелел Император Николай I, все три Святыни раз в году перевозились из Зимнего Дворца в Гатчину в Дворцовую церковь. Именно оттуда накануне праздника 12 (25) октября совершался многолюдный Крестный ход в Павловский собор, где Святыни на 10 дней выставлялись на поклонение православного народа. Со всей России и мира съезжались богомольцы. Они имели счастье по милости Божией поклониться Святыням, и, конечно, же, помянуть добрую память убиенного Государя Мученика Павла I Петровича. 22 октября (4 ноября) Святыни вновь возвращались в Санкт-Петербург в Императорский Зимний Дворец. Так происходило до 1916 г.

В 1917 г. Святыни, по обычаю доставленные в Гатчину накануне 12 (25) октября, остались после переворотов 1917 г. в Павловском соборе на постоянное хранение. В 1923 г. Итальянское правительство обратилось к большевикам с просьбой вернуть, очевидно, за большое вознаграждение, Святыни Мальтийского Ордена. В ноябре 1919 г. при отходе войск генерала от инфантерии Николая Николаевича Юденича (1862-1933) из-под Петрограда, они, по приказу генерала, вывезены были в Таллинн, откуда позже попали в Западную Европу. Об этом мы узнаем от настоятеля Гатчинского Павловского собора протоиерея Андрея Шотовского (ум. 1933), написавшего в большевицкий Наркомат просвещения следующее:

«1919 года, января 6 дня Протопресвитером Зимнего дворца отцом А. Дерновым были привезены.святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, десная рука Святого Иоанна Крестителя и икона Филермской Божией Матери. Все эти Святыни были привезены в том виде, в каком они и всегда были привозимы 12 октября в собор, то есть на иконе Божией Матери - риза и ларцы для мощей и Креста. После Богослужения, совершенного Петроградским Митрополитом, эти Святыни были выставлены на некоторое время в соборе для поклонения верующих жителей города Гатчины». Далее в своем письме отец Андрей сообщал, что 13 октября в собор явился шталмейстер граф Павел Николаевич Игнатьев (1870-1945) (Министр народного просвещения в 1915-1916), «с каким-то военным», и изъял Святыни. В соборе же созданы были копии Святынь: образ Богоматери Филермская, мера и подобие чудотворного и живописное изображение Святой кисти десной руки Пророка Иоанна Крестителя.

Настоятель собора протоиерей Иоанн Богоявленский (1892-1941) будущий Священномученик (память 31 января/11 декабря), упаковал Святыни в футляр, и граф П. Н. Игнатьев увез их в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллинн). Некоторое время находились Святыни там, в соборе Святого благоверного Князя Александра Невского, а после тайно перевезены были в королевство Дания, где пребывала в вынужденном, трагическом изгнании Вдовствующая Императрица Мария Феодоровна (1847-1928). После её кончины 13 октября 1928 г. в пригороде Копенгагена ее Августейшие дочери Великие Княгини Ксения (1875-1860) и Ольга (1882-1960) Александровны передали Святыни главе Русской Православной Церкви Заграницей митрополиту Антонию (Храповицкому) (1863-1936).

Некоторое время Святыни находились в кафедральном Свято-Воскресенском соборе Берлина. Но в 1932 г. епископ Тихон (Лященко) (1875-1945), окормлявший берлинскую паству, передал Святыни королю Югославии и Андреевскому кавалеру Александру I Карагеоргиевичу (1875-1934), который с особенным благоговением хранил их в часовне королевского Дворца, а после и в церкви загородного Дворца на острове Дединьи. Королю Александру Карагеоргиевичу их передали в благодарность за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

В апреле 1941 г., с началом оккупации Югославии германскими войсками 18-летний король Югославии Петр II Карагеоргиевич (1923-1970) и глава Сербской Православной Церкви патриарх Гавриил (Дожич) (1881-1950) вывезли великие Святыни в отдаленный Черногорский монастырь Святого Василия Острожского, епископа Захолмского (память (29 апреля) 12 мая), где тайно они сохранялись у архимандрита Леонтия (Митровича). Но в 1951 г. в монастырь прибыли местные чекисты - югославская спецслужба «Удба». Они взяли Святыни и отвезли их в Титоград (ныне Подгорица).



Реликвию уже пытались вернуть в Россию. Когда в 1947 г. Иоанн Богоявленский (см. фото) стал эстонским епископом с именем Исидор, то ему при избрании митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) категорично заявил: «Ты увез, ты и возвращай!», но не вышло…

Прошло время, и Святыни были переданы в Государственное хранилище исторического музея города Цетинье. В 1968 г. один из полицейских тайно сообщил о Святынях цетинскому игумену Марку (Каланья) и епископу Даниилу. С 20 января 1978 г., дня памяти святого Иоанна Предтечи, его честная десница и часть Честного Креста Господня почивает в Богородицком монастыре города Цетинье в Черногории.

30 октября 1994 г. на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский Митрополит Амфилохий (Радович) открыл тайну православному народу: что же скрывалось под скромным наименованием церковных «вещей», найденных в монастыре Святого Василия и переданных в Цетинский монастырь Святого Петра I Петровича Митрополита Цетинского (1784-1830), память которого мы отмечаем в день Собора Петербургских Святых (3-я Неделя по Пятидесятнице). Впервые о радостной вести узнали во время визита в 1993 г. в Черногорию Предстоятеля Русской Православной Церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. После окончания Божественной Литургии Патриарх Алексий II впервые взял в свои руки Святую десницу Пророка Иоанна и благословил ею народ Черногории, как некогда поступали константинопольские патриархи.



В сентябре 2004 г. в Москве при участии «Содружества ветеранов военной разведки» был создан Российский христианский фонд «десной руки Иоанна Предтечи». Его целью была провозглашена организация сетевого проекта по объединению Россией политического и экономического потенциала православной диаспоры. В июне 2006 г. в сопровождении представителя Святейшего Патриарха Сербского десница Иоанна Предтечи была принесена наконец для поклонения в Россию.

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html



Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #Рублев, #Рублева, #монастырь, #музей_имени_Рублева, #протест, andrei rublev, Андрей Рублев, Андроников монастырь, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досье, иконопись, лекторий, прп. Андрей Рублев († 1428), расследование

Метки: лекторий, святыня

Русская Православная Церковь, #Рублева, #МузейРублева, лекторий, #МузейноеЕдинство, #МузейАндреяРублева, #монастырь, #Православие, #музей_имени_Рублева, #Музей, святыня, #протест, #Рублев

Previous post Next post
Up