Походный иконостас Императора Александра I

Sep 27, 2012 17:25



Традиция походных иконостасов русской армии относится ко временам Семилетней войны (1756-1763). Тогда русские войска, перейдя в июле 1757 г. прусскую границу, 19 августа того же года в битве под Гросс-Егерсдорфом нанесли серьезное поражение армии Фридриха Великого и к середине января 1758 г. овладели Восточной Пруссией с ее древней столицей Кенигсбергом. В последующие полтора года в кровопролитных сражениях при Цорндорфе и Кунерсдорфе (восточнее Берлина) армия Фридриха Великого была окончательно разгромлена, а в сентября 1760 г. пал Берлин.

Комендантом завоеванных прусских городов был назначен генерал-поручик Василий Иванович Суворов, отец всем известный генералиссимуса. Среди множества лютеранских соборов, в которых православному воинству было молиться нельзя, надо было возводить православные храмы, выписывать из России церковную утварь, иконостасы… Все это требовало времени, немалого труда и даже личного патронажа самой государыни.

И государыня с полным пониманием отнеслась к просьбе Суворова и повелела изготовить для русских воинов в Пруссии походные иконостасы, тем более что скорый вывод войск из Пруссии не предполагался: местное население уже присягнуло на верность русской Императрице, что практически означало присоединение завоеванных земель к России. Соответственно, и В.И. Суворов стал именоваться не комендантом, а «управляющим Прусским королевством». Вскоре иконостасы были вырезаны, расписаны и отправлены - один в Кенигсберг (ныне Калининград), другой в Мемель (ныне литовская Клайпеда), третий в Пилау (ныне Балтийск).


Затем иконостас сопровождал в походах Александра Суворова, а в 1794 г., после подавления первого польского восстания, полководец подарил его кадетскому корпусу в Варшаве. Во время Наполеоновских войн иконостас находился при штабе Императора Александра I, а после возвращения из Парижа был передан в Гвардейский корпус. В 1900 г. в Гамбурге был освящен православный Свято-Николаевский храм. Помещение для церкви приобрело основанное в 1890 г. при Российском Посольстве в Берлине Свято-Князь-Владимирское братство. Возник обычный в таких случаях вопрос о церковной утвари и иконостасе. Российский министр-резидент в вольных ганзейских городах Гамбурге и Любеке Сергей Васильевич Арсеньев, служивший до того в посольстве в Стокгольме, вспомнил об историческом Мемельском иконостасе, и по его ходатайству иконостас был доставлен в Гамбург и установлен в Свято-Николаевском храме Братства на Бемерсвег, 4. Регулярные богослужения в храме шли с начала ХХ в. до середины 1960-х гг. (не считая период Первой мировой войны). Однако со строительством в Гамбурге в 1965 г. постоянного русского храма домовая братская церковь потеряла свое значение, богослужения совершались только 2 раза в год, а ведомство по охране памятников культуры Гамбурга поставило вопрос о передаче церкви и, главное, уникального иконостаса, в его ведение. Это неизбежно кончилось бы тем, что Мемельский иконостас - памятник победоносной войны с Пруссией - оказался бы в одном из музеев в Германии.

Предупреждая подобный ход событий, Свято-Князь-Владимирское братство вывезло иконостас из Гамбурга и передало на хранение в Российское посольство в Бонне. Это произошло в марте 1995 г., а 4 сентября 1996 г. состоялась протокольная передача иконостаса в Россию. На следующий день на борту самолета министра иностранных дел РФ иконостас был доставлен в Москву. Предполагалось, что МИД сначала передаст иконостас Министерству культуры РФ на реставрацию, после чего он будет возвращен Русской Православной Церкви для установления в одном из храмов бывшей Восточной Пруссии - ныне Калининградской области. Однако 22 октября 1996 г. МИД передал Патриарху Алексию II иконостас в прежнем состоянии. Через некоторое время председатель братства г-н Рар поинтересовался у российского МИДа, как идет работа над иконостасом и когда он окажется в Калининграде. Видимо, не получив внятного ответа, он сам разыскал реликвию - в двух ящиках в калининградском Крестовоздвиженском соборе, без всяких следов реставрации. В конце концов в дело вмешался Российский фонд культуры и попросил Центр Грабаря подсчитать, сколько это будет стоить. Цену в 50 тысяч долларов в фонде сочли завышенной и доверили иконостас реставраторам Третьяковской галереи, которые назвали сумму в несколько раз меньшую...



Походный иконостас Императора Александра I, о котором уже шла речь в одной из статей музейного блога был выполнен в 1816 г. В. К. Шебуевым. См. «Iconostasis of Alexander I's campaign church»: https://rublev-museum.livejournal.com/106681.html
Помещение, находившееся в юго-западной части первого этажа Александровского дворца первоначально служило парадной спальней Великого Князя Александра Павловича, затем Императора Николая I, а в 1837 г. его превратили в так называемую Малиновую гостиную. Архитектурная отделка комнаты принадлежит архитектору Джакомо Кваренги. Богатство архитектурного рисунка достигается сводчатым потолком и фальшивыми, исполненными живописью, окнами. Зал этот имеет продольную стену с двумя парами колонн и парою квадратных в плане столбов в ее пролете. Живопись здесь не декоративна, а завершает архитектурную композицию. Комнату украшает камин из египетского порфира с алебастровыми барельефам, выполненный в классической манере и перевезенный сюда из Таврического дворца. Портьеры и мебель темно-малинового цвета остались от прежней обстановки комнаты.
Сохранившаяся до войны отделка зала была исполнена, по всей вероятности, по проекту архитектора А. Тона при ремонте в 1837 г., протекавшем под его руководством и при помощи Черфолио или состоявшего в должности архитектора Макера при работах в 1846 г., вернее по рисункам первого, так как еще в 1843 г. подделываются под колонны его стены; клеевой краской зал покрашен при архитекторе дворца А. Ф. Видове; панель его восстановлена С. А. Данини. Искусственный мрамор колонн и пилястр остался скрытым под окраской вследствие невозможности восстановить его.



Внутреннее убранство церкви Александровского дворца. Фото 1930-х гг.

Еще в 1840-х гг. в нескольких комнатах Александровского дворца сформировалась домовая церковь. Это было связано с трагедией, пережитой в 1844 г. Императором Николаем I . Дело в том, что 24 июня 1844 г. в кабинете императрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) от скоротечной чахотки умерла их дочь кн. Александра Николаевна. После ее смерти в кабинете императрицы устроили дворцовую молитвенную комнату. Архитектор Д. Ефимов перестроил интерьер этой комнаты. На месте, где стояла постель, возвели маленькую молельню. Иконостас с личными иконами княгини Александры Николаевны покоился на панелях, сделанных из ее же кровати братьями Гамбс. Центром молельни стала портретная икона с изображением умершей в образе св. царицы Александры. При Императоре Николае I здесь часто служили панихиды по великой княгине. В соседней комнате оборудовали предмолельню. Этот мемориальный комплекс сохранялся во дворце вплоть до конца 1920-х гг.

Однако Император Николай II счел необходимым устроить свою домовую церковь в другом помещении Александровского дворца - в одном из дворцовых парадных залов, когда по причине болезни Императрица Александра Феодоровна не могла выезжать в дворцовый храм. В этом помещении сначала располагалась его спальня, затем - парадная зала и, наконец, малиновая гостиная Императрицы Александры Федоровны. Для Императрицы Александры Федоровны в этом же зале устроили маленькую отдельную молельню с иконами на стенах, где для нее поместили кушетку и аналой. В этой комнате висело еще одно произведение: картина, на которой изображен Александр II, осеняющей себя крестным знамением, и ангел, отражающей щитом пулю революционера Соловьева.



Здесь, в алькове, как семейная реликвия династии Романовых, и был установлен небольшой деревянный иконостас походной церкви Императора Александра I. Любопытны слова молитвы в верхней части иконостаса: «С нами Бог, разумейте языце и покоряйтеся, яко с нами Бог». Эта торжественная песнь пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» (Ис. 8, 9-10. 12-14. 17-18; 9, 2. 6) была взята Св. Синодом за основу молебна после отступления наполеоновской армии из пределов России. Иконостас  представлял собой шесть тканых полотнищ, укрепленных на складной ширме. Имевший длину около 5 м, походный иконостас был украшен написанными на холсте иконами, принадлежавшими кисти живописца В. К. Шебуева и исполненными в 1816 г. В центре Царских Врат в узорчатом обрамлении помещались иконы Божией Матери и Архангела Гавриила, а поверх них и под ними в крупных медальонах - иконы четырёх Евангелистов. Справа от Царских Врат находилась большая икона Спасителя, а слева - Божией Матери с Младенцем. Южные врата иконостаса были украшены тремя иконами: вверху св. благоверного Князя Александра Невского (занимавшая таким образом место храмовой иконы), под ней свт. Спиридона Тримифунтского и внизу св. великомученика Георгия Победоносца. Северные врата в таком же порядке, были украшены иконами Свт. Николая Чудотворца, св. мученика Аникиты и Архангела Михаила. Поверх Царских Врат в золочёном сиянии находилась круглая икона Тайной Вечери, написанная на жести.



Внутреннее убранство домовой церкви императора Николая II и императрицы Александры Федоровны в Александровском дворце. Фото: фотограф неизвестен. Июль 1933 г.. ЦГАКФФД СПб. Вр 76743

По разные стороны от иконостаса помещались две большие шёлковые хоругви. Ещё одна, деревянная резная хоругвь, имев­шая в длину около полутора метров, находилась справа на колонне вблизи иконостаса. Исполненная с большим художе­ственным мастерством, хоругвь была украшена изображением ангела с опущенными крыльями и молитвенно сложенными руками св. великомученика Георгия Победоносца и увенчана резными ветками дуба и лавра со Крестом. Хоругвь была поднесена сыну Николая II Цесаревичу Алексею от имени Союза Русского Народа - Православной монархической организации, созданной в 1905 г., один из основателей которой А. И. Дубровин и совершил это подношение.

На противоположной колонне висел деревянный щит с изображением Креста Христова и надписью «Симь no6едиши», поднесённый Императору в 1907 г. На задней стене, за колоннами, помещалась картина итальянского художника XV в. Пиетро Перуджино «Мадонна с Младенцем» (уменьшенная копия «Мадонны» Рафаэля) и работа немецкого художника Иоганна Роттенгамера «Святое Семейство» (XVI - начало XVII в.).Из находившихся в алтаре икон примечательна большая вышитая икона Свт. Николая Чудотворца, изображённого в полный рост, изготовленная в 1903 г. Легкий иконостас  перевозился при Императоре Николае II в Ливадию и Спалу. Перед иконостасом  в ряд стояли четыре стула для княжон, кресло для Императора Николая II и стул Цесаревича Алексея.

Первое Богослужение в домовой церкви, согласно записям в дневнике Императора и в камер-фурьерском журнале, было совершено 24 Февраля 1897 г. С 2 Марта 1917 г. на протяжении 5 месяцев Богослужения во дворце совершал тогдашний настоятель Феодоровского Государева собора протоиерей Афанасий Беляев. Последнее Богослужение во дворцовой церкви было совершено 30 Июля 1917 г. накануне отправки Императора и Его Семьи в Тобольскую ссылку. В этот день в домовый храм из Знаменской церкви доставили чудотворный образ Божией Матери «Знамение», перед которым и был отслужен напутственный молебен. Протоиерей Афанасий Беляев так писал об этом в своём дневнике: «Мы с пением тропаря "Необоримую стену и Источник чудес" встретили показавшуюся в дверях святую икону, сопровождаемую отцом протоиереем Сперанским со своим диаконом. Икону торжественно пронесли по коридорам дворца и поставили, не снимая с носилок, посередине церковного зала. Тотчас же явилась вся Царская Семья, Свита, прислуга и караул». Во время артиллерийского обстрела во время Великой Отечественной войны  угловой зал, в котором находилась дворцовая церковь, был разрушен, хотя в целом здание дворца сохранилось.

В 1954-1956 гг. во дворце располагалось Высшее военно-морское гидрографическое училище, которое разместило в домовой церкви свою библиотеку. К сожалению, по плану реставрации Александровского дворца (2010/2011 гг.) домовая церковь Царственных Мучеников не будет восстановлена, а предполагается восстановить прежнее убранство Малиновой гостиной по акварели Луиджи Премацци. В частности, намечено вернуть помещению его акцентный элемент - камин из египетского порфира с алебастровыми барельефами и бронзовым декором (детали камина сохранились).



А походный иконостас Императора Александра I из Александровского дворца хранится теперь в Эрмитаже, откуда после завершения реставрации в 2002 г. вывозится на зарубежные выставки. Постоянным местом его пребывания определена «домовая» церковь Министерства иностранных дел, построенная в 1827-1830 гг. Росси при участии художника Антонио Виги.

По источникам известен также складной иконостас из походной церкви Императора Александра I, которая всегда находилась при штабе во время его военных походов и побед. Он был передан в церковь дипломатической миссии Российской Империи, прибывшей в 1815 г. во Флоренцию. В ней служили торжественный молебен в честь вступления русских войск в марте 1814 г. в Париж, разгрома Наполеона и освобождения Европы. Церковь была посвящена Рождеству Христову, т.к. Наполеон был изгнан из России в рождественские дни 1812 г. К сожалению, исторический иконостас из походной церкви Александра I в октябре 1899 г. был перевезен из Флоренции в Северную столицу - Петербург, в Музей императора Александра III (современный Русский музей), откуда эта святыня исчезла в водовороте событий 1917 года…

Зато другой походный иконостас Императора Александра I сохранился в Вильнюсе, где при нем была Виленская придворно-походная Александро-Невская церковь, которая перестраивалась в ходе реконструкции дворца дворца Стасовым и позднее, при ремонте в 1903 г. Иконостас в церкви был разборным; этот походный иконостас служил императору Александру I во время Отечественный войны 1812 года и был им пожертвован дворцовой домовой церкви. В 1819 г. все иконы вернули в Вильно, во дворец генерал-губернатора (ныне президентский дворец (лит. Prezidento rūmai) в Вильнюсе).



Еще один походный иконостас Императора Александра I Павловича хранится в церкви во имя св. равноап. Марии Магдалины в Гааге, куда были переданы все реликвии времен нидерландской королевы Анны Павловны, супруги короля Вильгельма II, дочери российского Императора Павла I Петровича. Он был подарен Императором сестре во время похода русских войск на Париж. Этот знаменитый Кутузовский иконостас из походного храма Александра I времен Отечественной войны 1812 года Анна Павловна в 1816 г. взяла с собой в Гаагу и установила в своей домовой церкви.





Увы, в юбилейный год Бородинского сражения, который решено было чествовать на государственном уровне, никто из власть имущих и руководства Минкультуры не проникся замечательной идеей собрать воедино все известные на сегодняшний день походные иконостасы Императора Александра I в рамках одного выставочного проекта. Для этого не потребовалось бы ни колоссальных затрат, ни «героических усилий», а всего лишь желание послужить во славу Отечества … See also “Putin's defeat in Paris in the year of Borodino”: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/928033-echo/

Вот и в нашем Музее имени Андрея Рублева администрация, погрязшая в коррупционных связях с аппаратчиками Минкультуры, занята бесконечными склоками и наживой на частном кабаке директорского сынка Ф.Г. Рындина, который прибрал к своим рукам даже экскурсии в наш Музей при полном попустительстве Минкультуры: http://rublev-museum.livejournal.com/345866.html

Именно поэтому музейная администрация даже не почтила в юбилей Бородинского сражения ни памятным мероприятием, ни панихидой могилу деда Льва Толстого, найденную археологической службой Музея на территории Спасо-Андроникова монастыря (Ульянов О. Г. "…От твоих могил не отрекусь" (московский некрополь) // Московский журнал. 1997. № 11. С. 44-47 (о некрополе Спасо-Андроникова монастыря).

Князь Николай Сергеевич Волконский (30 марта 1753 - 3 февраля 1821), генерал от инфантерии, был представлен в лице старого князя Болконского в романе «Война и мир». Собственно говоря, по признанию самого Толстого, этот роман появился на свет благодаря его героическому деду …

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.



Русская Православная Церковь, иконопись, святыня, лекторий

Previous post Next post
Up