Община митрополита Антония Сурожского глазами его паствы

Sep 24, 2012 15:58



Ирина Яновна и Владимир Борисович фон Шлиппе познакомились с митрополитом Сурожским Антонием в 1961 г., став прихожанами лондонского Успенского собора. О личном общении с пастырем, о том, какие порядки были установлены в возглавляемой им общине, об уроках, которыми всю жизнь руководствуется семья фон Шлиппе, гости рассказали многочисленным посетителям Культурного центра «Покровские ворота» 22 сентября 2012 г.  Вечер был устроен фондом «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и Домом русского зарубежья им. А.И. Солженицына.

Все духовники, которые были у семьи фон Шлиппе в эмиграции (а это о. Иоанн Шаховской, о. Александр Киселев, о. Василий Зеньковский и другие), учили своих чад, что «христианская жизнь должна быть цельной, она не делится на жизнь в храме и отдельно - вне храма». Так же наставлял свою паству в Лондоне и митрополит Антоний и «сам указывал путь», «учил смотреть на все с точки зрения вечности». По воспоминаниям Ирины фон Шлиппе, в свойственной ему манере митрополит говорил: «Зачем лишать себя радости делать что-то богоугодное из любви?» И его прихожане воспринимали служение ближним как особую привилегию, тем более что в приходе было достаточно возможностей для приложения сил.

Выглядело это так: все заботы о внебогослужебных нуждах лежали исключительно на добровольцах - членах общины, «мирские заботы у нас не возлагались на клир», рассказывала гостья из Лондона. Помещение для богослужения - собор - было приобретено вскладчину и принадлежало всей общине, которая выбирала управляющих. «Мы сами были обязаны содержать собор, мы никогда не зависели от щедрости отдельных дарителей. Владыка не разрешал никаких «членских взносов», но поощрял добровольные пожертвования»,- продолжила рассказчица. Важно, что за требы клирики Сурожской епархии никогда не брали денег, но именно это побуждало многих жертвовать в благодарность приличные суммы («Владыка знал, что это чрезвычайно сильный способ пробудить в людях совесть»). Архитектор, бухгалтер, юрист, портной (шитье облачений), секретарь, редактор, типографы, лекторы, ведущие курсов - все они были из числа прихожан и работали бесплатно, как и певчие (за исключением особо нуждающихся).

Несмотря на то, что сейчас у общины, перешедшей после кончины митрополита Антония в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, нет своего храма и богослужение совершается в помещении англиканских церквей, общинные традиции сохраняются. Волонтерам приходится каждый раз приносить, устанавливать иконы и все необходимое для богослужения, а потом «разносить все это по домам»; продолжаются летние лагеря, традиционные епархиальные конференции и т.д. Интернациональная и многоязычная православная община в Лондоне прирастает, констатировала духовная дочь митрополита Антония.

По просьбе слушателей она объяснила, почему митрополит Антоний в свое время сделал выбор в пользу Московского Патриархата (сам он многократно отвечал на этот вопрос в эфире ВВС, который вела И.фон Шлиппе): «Он был невероятно страстным патриотом России - не советской России, а той вечной России, которая существует подспудно». Кроме того, когда в конце его жизни «начались проблемы» с Московским Патриархатом, глава Сурожской епархии говорил, что «не может уйти из Русской Православной Церкви, так как она канонически чиста». По словам выступавшей, митрополит четко обозначил свою позицию как «верного сына Русской Православной Церкви», но своих духовных чад благословил уйти, если они пожелают. И после его кончины выбор состоялся: Ирина Яновна подчеркнула, что переход общины под омофор Константинополя был «не волевым актом владыки Василия (преемника митрополита Антония - ред.), а общим решением ассамблеи епархии».

От редакции. Напомним, что перед самым преставлением  Митрополита Антония Сурожского ко Господу ему довелось претерпеть страшные потрясения от нынешнего руководителя ОВЦС Московского Патриархата вл. Илариона (Алфеева), который оправдывает «тех, кто воевал против России во время Второй мировой войны»: http://expertmus.livejournal.com/35948.html. Впрочем, слово самому приснопоминаемому Митрополиту Антонию Сурожскому, который дал свою оценку разрушительным действиям вл. Илариона (Алфеева) в Церкви:

«Дорогой владыка Иларион, с чувством глубокой скорби начинаю это письмо. Неужели ты не понимаешь и не чувствуешь, что, давая всенародную огласку трагедии, которая разыгралась в Сурожской епархии со времени твоего прибытия в Англию, ты не только расшатываешь стройную (до твоего приезда) жизнь епархии, но подрываешь многолетний труд, положенный другими, и всенародно позоришь имя Русской Церкви во всей Европе и Америке? А картина, которую ты даешь, большей частью не соответствует действительности.

Ты пишешь, что я сам просил Патриарха отрядить тебя в Сурожскую епархию. Сначала речь шла о твоем назначении исследователем при Кембриджском университете. Позже митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сказал, что он тебя в помощь мне не отпустит иначе как в сане епископа. Я на это согласился с готовностью, ожидая в твоем лице чуткого, понятливого сотрудника. В этом я ошибся: я ожидал одного человека, а прибыл другой. В самый первый день твоего приезда ты мне сказал глубоко смутившую меня фразу: "Когда на меня возложили руки при хиротонии, я почувствовал, что я теперь архиерей и ЧТО У МЕНЯ ВЛАСТЬ". Это меня ужаснуло, так как я всю жизнь верил, что мы призваны СЛУЖИТЬ, а не властвовать.

Впервые после пятидесяти трех лет моего служения в Великобритании и Ирландии начало рождаться взаимное отчуждение. Ты начал ставить священникам на вид, что даже после многих лет служения они не удостоились церковных наград. (Я на самом деле в награды не верю, считая, что служить Богу и людям - самая большая честь, которая может выпасть на долю человека, и отмечал крестом лишь многолетнее служение и саном протоиерея многолетние труды.) Также ты обращал внимание священников на незначительность их "зарплаты" и на то, что некоторые из них совмещают служение Богу и людям с мирской работой, ввиду того что приходы в провинции немногочисленны и пастырское окормление верующих не может заполнить "рабочий день". Я сам несколько лет совмещал пастырское служение с работой врача в Париже. Денежная тема, как и тема о награждениях, стала играть роль, которую она раньше не играла. (Сам ты потребовал 40 тыс. фунтов).

… твои сторонники начали "наводнять епархию полемической литературой, вербуя и священников и мирян в твой лагерь", при активном и вредном участии твоей матери (которая за все месяцы пребывания в Лондоне ни разу не подошла ко мне даже поздороваться)… Ты оказался причиной (не только поводом) к разрыву…

А теперь, не довольствуясь той смутой, которую ты произвел в сложной, но единой созревающей епархии, ты и твои сторонники решили вынести всю эту тьму в среду иноязычных недоброжелателей, только ожидающих повода затопить грязью нашу многострадальную Русскую Церковь. Епархия "в становлении" (в ней собрались различные национальности Христа ради, как в древней Церкви, кладущей начало будущей Православной Церкви Западной Европы, живущей верой и кровью мучеников Церкви Русской) будет воспринята как распадающаяся община, которая не устояла и забыла свое призвание…

Ходили слухи о том, что, как только я уйду на покой, именно ты будешь назначен митрополитом Сурожским без году неделю после того, как стал епископом, самым младшим архиереем Русской Церкви. Это шло против всех наших ожиданий и было несовместимо с правилом об избрании архиерея епархией и принятием его Патриархией… Ты сам по приезде сообщил мне ту же новость якобы со слов митрополита Кирилла, взявшего с тебя слово, что ты мне об этом ничего не расскажешь. Ты не счел возможным этого скрыть от меня как от своего духовника. Но когда в силу распространившихся слухов я поставил напрямик вопрос владыке Кириллу, то он мне ответил, что это ложь, что ничего подобного он тебе не говорил... Как избежать смущения?

Известие это, конечно, потрясло многих, усмотревших в нем то, что ты называешь "вмешательством Москвы". Причем не Патриарха, а именно ОВЦС, являющимся всего лишь административной инстанцией, а не иерархическим началом, которым может быть только Патриарх.

… Я не стану возвращаться к вопросу о том, как архиепископ Анатолий был принужден уйти на покой для того, чтобы уступить тебе свое место. Об этом я писал отдельно.

Дорогой владыка, пожалей Русскую Церковь и вели своим сторонникам прекратить подрывную деятельность…».

Бросается в глаза, что в Русской Православной Церкви с началом патриаршества Кирилла и приходом к церковному кормилу его ближайшего помощника митрополита Илариона (Алфеева) начали происходить те же самые разрушительные процессы, что и в Сурожской епархии…

См. подробнее -

«Память прп. Иова Почаевского: о Митрополите Антонии Сурожском, РПЦЗ и выборе Патриарха»: http://expertmus.livejournal.com/39415.html



Но самой почетной работой считалась… уборка храма: к ней допускались только те, «кто достиг известного духовного уровня». Настоятель собора благословлял счастливчика, он «благодарил за доверие», и тщательнейшая уборка осуществлялась при закрытых дверях, «чтобы убирающиеся не могли похвастаться». А те, кто заглядывал в храм со стороны, с  подозрением говорили: «Что-то у вас чисто, как у протестантов…»

В период подготовки к праздникам у каждого прихожанина, включая детей, были свои особые послушания. Так, дети фон Шлиппе на Страстной неделе не только пели в хоре, но и должны были покрасить около 200 яиц для разговения всей общины.

Что касается детей, то к ним у митрополита Антония было особое отношение. Если они вели себя слишком шумно или кто-то их прихожан приводил на богослужение опекаемых им цыган, архиерей говорил всем остальным: «Терпите». Ирина Яновна рассказала один из эпизодов: как-то группа пожилых прихожанок попросила настоятеля урезонить докучавших им детей. Митрополит Антоний с готовностью пообещал, что дети отныне не издадут ни единого звука, не будут бегать и шалить в храме… Выдержав паузу, он добавил: «При одном условии: если хотя бы одна из вас на духу признается мне, что во время литургии у нее не было ни одной праздной мысли». С тех пор «бабушки» депутаций больше не посылали, улыбнулась выступавшая.

По ее словам, несмотря на то, что для детей и с детьми регулярно устраивались рождественские елки, спектакли, летние лагеря и т.д., в традициях Сурожской епархии не было того, что сейчас называют «работой с молодежью». «Владыка любил молодежь, часто приглашал молодых на беседу, но никогда их особо не выделял, они были такими же прихожанами и им всегда было дело в приходе», -- сказала И. фон Шлиппе.

Некоторых членов общины митрополит Антоний благословлял на особое личное служение, о котором зачастую не знали другие. Так, одна из прихожанок, которая работала судьей и вынуждена была выносить обвинительные приговоры, навещала семьи осужденных ею людей и как могла помогала им. Она делала это, не афишируя, в течение 35 лет, несмотря на то, что не раз подвергалась опасности и даже побоям. Многие духовные чада митрополита Антония служили инвалидам, старикам, больным, бездомным - это было в порядке вещей. «Волонтерскую работу у нас принято делать даже добросовестней, чем основную, так как это - во славу Божью»,- отметила выступавшая.

Владимир Борисович фон Шлиппе, известный физик-теоретик, сделал краткое, но яркое сообщение на тему «Экология и христианство: видение митрополитом Антонием вопроса экологии», а также ответил на вопросы о соотношении научного знания и веры. Его супруга рассказала о благотворительной деятельности, которую много лет ведет в России основанный четой фон Шлиппе фонд св. Григория Неокессарийского. В частности, в результате деятельности по профилактике абортов в северных регионах России за 18 лет появилось на свет около 30 тыс. младенцев, а многие из участвующих в обучающих программах фонда медработники приобщились к Церкви. Из многих значимых дел фонда нельзя не отметить также создание курса «Школа жизни» для выпускников  сиротских учреждений, помогающих им сориентироваться в самостоятельной жизни. И.Я.фон Шлиппе сообщила, что достигнута договоренность о размещении этого курса на сайте «Президентской библиотеки».

Несмотря на почтенный возраст, супруги фон Шлиппе продолжают свое многоплановое служение, помня «настойчивые» слова своего духовного наставника: «главное - не бороться с плохим, а созидать и развивать хорошее - в себе, в мире»

Опубликовано: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=49009

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: https://rublev-museum.livejournal.com/392705.html




Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #Православие, #музей_имени_Рублева, #протест, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, досьерасследование

Русская Православная Церковь, расследование, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #МузейАндреяРублева, #музей_имени_Рублева, #Православие, #Музей, #протест

Previous post Next post
Up