«Николай - угодник»: «Все мои песни - пророческие» (Николай Гнатюк)

Sep 20, 2012 00:09




Николай Гнатюк свое обращение к вере считает провидением

Однажды Гнатюк случайно попал на молебен, который вел старец Феофил из Киево-Печерской лавры. Старцу кто-то сказал, что на службе присутствует Николай Гнатюк. В ответ он обратился к певцу: «Завтра утром, в восемь часов, жду вас на клиросе!». Гнатюк удивился и переспросил, зачем. Но батюшка повелительно подтвердил: «В восемь!».

Утром Николай пришел в Лавру. Так началось его общение с Феофилом и вхождение в веру. Николай Гнатюк даже поступил в Белгородскую духовную академию, учился заочно на миссионерском отделении. И к тому же начал петь духовные песни. Их он иногда исполняет на своих концертах и рассказывает зрителям о своем посещении святых мест - Иерусалима, Бари, Нового Афона. Николай Гнатюк не исключает, что, завершив карьеру на сцене, уйдет в монастырь…





Для справки: Первый значительный успех к солисту Киевского мюзик-холла Николаю Гнатюку (14.11.52) пришел в 1978 г. - он стал победителем второго конкурса артистов эстрады Украины в Запорожье. До этого он окончил ровненский музыкально-педагогический институт, пел в ансамбле "Мы - Одесситы", потом учился в студии Ленинградского мюзик-холла и параллельно гастролировал с самым старым в СССР ВИА "Дружба".
Успех случайной записи с оркестром Ростислава Бабича и необычайная телегеничность довольно быстро сделали его желанным гостем в студиях - с экрана зазвучали "Девчонка из квартиры 45", "Крылья удачи", "У веселого клена", "Если город танцует" - жизнерадостные песни удавались ему лучше всего. В 1979 г. Гнатюк занимает третье место на VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, это открывает ему дорогу за границу. Песня Д.Тухманова "Я с тобой танцую" приносит ему Гран-при конкурса эстрадной песни в Дрездене, а "Танец на барабане" Р. Паулса - первое место фестиваля Интервидение в Сопоте в 1980 г. Через год у Гнатюка еще один супер-хит - "Птица счастья" - по популярности в СССР его тогда опережали разве что Алла Пугачева и белорусские "Верасы". И это при том, что у Гнатюка был абсолютно неоригинальный репертуар - все шлягеры до него уже кто-то исполнял.
В 1980 г. он недолго пел с ВИА "Мальвы", потом с собственным ансамблем "Бенефис", после чего с сильной джаз-роковой командой "Кроссворд", с которой записал первый сольный миньон с переводами французских шансонов. И снова смена коллективов - Государственный эстрадный оркестр под руководством А. Ануфриенко, ВИА "Мрія", снова свой ансамбль "Свято"...
В 1985 г. выходит второй миньон Гнатюка с песнями Евгения Ширяева и записанный с ташкентским ВИА "Лабиринт". К тому времени ажиотаж вокруг творчества Гнатюка гаснет, и он, редко попадая на телеэкраны, постепенно теряет популярность, не помогают и собственный композиторские попытки. Однако в 1987 г. неожиданно он находит свою песню. Александр Морозов пишет для него "Малиновый звон", через год "Белые ставни" - приходит вторая волна его популярности, он удостаивается звания Народного артиста Украины. Пользуясь этим, Гнатюк с интервалом в год записывает два диска-гиганта: "Малиновый звон" и "Не покинь меня", и неожиданно на несколько лет покидает украинскую эстраду (по семейным обстоятельствам он проживает в ФРГ). Его возвращение в 1993 г. поклонники встретили с энтузиазмом, а песня "Час рікою пливе", что называется, пошла в народ. Одноименный альбом (на кассете и CD) был издан летом 1996 г., знаменуя очередное возвращение Гнатюка на отечественную поп-сцену. В 1999 г. Николай Гнатюк поступил в Белгородскую духовную семинарию, на заочное отделение миссионерского факультета.
В 2005 г. "НАК" выпустил альбом духовных песен в его исполнении "Господи, спаси, сохрани".



Исполнителю «Птицы счастья» и «Танца на барабане» Н. Гнатюку - 60!
В 1980 г. Николай Гнатюк прогремел, получив Гран-при на фестивале в Сопоте с песней Раймонда Паулса «Танец на барабане». А другой хит - «Птица счастья» - возвёл его в ранг суперзвезды. Увы, кумира 80-х в последнее время подзабыли. Возможно, потому, что к 60 годам Николай Васильевич стал очень аскетичным человеком.

Черти не являлись

«AиФ»: - Николай Васильевич, у вас такое же имя, как у Гоголя. Случались в вашей жизни гоголев­ские истории?

Н.Г.: - Вопрос не настолько глупый… как может показаться на первый взгляд. У меня такого было много. Но я, конечно, не имею в виду, что встречал таких созданий, как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»…

«AиФ»: - То есть чертей не видели?

Н.Г.: - Бог миловал. Не являлись. Я тут хотел отказаться от выступления в итальянском Бари, где должен был спеть всего одну песню про cвятого Николая. И всё это в храме, без микрофонов и гитаристов. И знаю вроде бы, где вступать, но текст не очень помню. На руке написал слова. По дороге написал на другой руке ещё одну песню на украинском языке. На всякий случай, для подстраховки. К чему я веду? Вышла певица, ну почти Монтсеррат Кабалье. Думал, сейчас гром грянет. Но её еле слышно. Хор не слышно. Просто завал по звуку. И думаю, ну это же позор будет, когда выйду. Кто этот парень? Чего он там шепчет? Жаль гонорар, конечно... Но решил, что откажусь, не буду выступать. И придумал, что как будто ногу подвернул. И вдруг случайно глянул на икону cвятого Николая. И на меня - такой строгий взгляд. Может, я неправильно его истолковал, но мне показалось, он сказал мне: «Здесь я командую, а не ты. Приехал, вот и выступай!». И тут у меня нога выпрямилась, жду, когда объявят. «Руссо канцоне», - меня, значит, объявляют. Подхожу к ведущему со спины и жду, когда он скажет: «Гнатюк». Он говорит эту фамилию, поворачивается ко мне... И... у него - микрофон! И он мне его - бац в руки! И когда запел, то мне показалось, что в Милане, Венеции и даже в Москве где-то слышно.

«AиФ»: - Я когда вас встречаю, вы всё время улыбаетесь. Уж не поймали ли вы за хвост ту птицу счастья, о которой поёте?

Н.Г.: - Друг мой, между нами говоря, я очень грустный тип. Мне ещё мама в детстве говорила: «Ну шо у тебя глаза такие грустные?». Я, может быть, улыбаюсь, оттого что осознаю всю неглобальность своего труда. И оттого что от меня ничего не зависит. Немного повзрослев (будем надеяться, что и духовно тоже), особо не заморачиваюсь. Я всем очень доволен. А чего мне, нахалу, ещё желать? Завоевал кучу призов на фестивалях и конкурсах, участвовал во всех этих «Огоньках» и Сопотах. Забитые залы, деньги, слава! Ну как мне не улыбаться? Это каким нужно быть неблагодарным типом? Но знаю тебя, у тебя это тоже есть - ты нравственный человек. Это всё-таки и есть залог улыбки.

«AиФ»: - Почему ваша самая извест­ная песня так по-дурацки называется? И как вы вообще представляете себе «Танец на барабане»?

Н.Г.: - Она вообще дурацкая, между нами говоря. Но все мои песни - пророческие, о чём пою, всё у меня сбывается. Так и было в моей жизни, как в этой песне: жена-танцовщица, каблучки, характер у меня острый. Поэтому эта песня точно моя, хотя вроде и непонятно, о чём там вообще поётся.

«AиФ»: - Вы свою публику воспитываете или стараетесь ей угодить?

Н.Г.: - Конечно, пытаюсь угодить. Публика должна уйти с моего концерта со спокойной душой и с какими-то, может быть, новыми мыслями. Поэтому если тебе так УГОДНО, то я и на это слово согласен. Лучше УГОЖДАТЬ и думать о публике, чем думать о своих штанах, лосинах, причёске, подтянутых щеках и т. д. Это я к тому, что в начале своей карьеры больше себя показывал. А надо было о людях больше думать.

«AиФ»: - Вы себя в 60 лет на сколько ощущаете?

Н.Г.: - Никакой взрослости. Вчера только об этом думал: стыдно же. Нужно уже как-то посолиднее быть. И специально себе одежду посерьёзнее стал покупать.

«AиФ»: - То есть на чудачества вы ещё способны?

Н.Г.: - Ну как тебе ответить на такой провокационный вопрос... Ты хочешь услышать, что да, я всё время чудачусь, люблю розыгрыши. Нахожусь в состоянии эйфории, вот как в футбол мы в детстве играли, и состояние было такое: выиграл, не выиграл - не важно. Вот я в этом же состоянии и остался. И как раз этого немного и побаиваюсь.

«AиФ»: - Вы по-прежнему один или у вас есть какая-то боевая подруга?

Н.Г.: - Между нами говоря, конечно, боевая какая-то есть, мелькает. Одно время я очень боялся ранить сына. А вдруг он не так воспримет, если у меня появится кто-то. Теперь, как это ни смешно и ни странно, хотя мы давно не живём вместе с моей первой женой и она ко мне (я внутренне это чувствую) плохо относится, тем не менее, я её тоже не хочу предавать. Она же так и не вышла замуж.

Пример аскетизма

«AиФ»: - Вы мне как-то рассказывали про своё аскетичное житьё-бытьё. У вас дома по-прежнему из мебели только телевизор и диван?

Н.Г.: - Да, я стремлюсь к аскетизму, прости за нескромность и за то, что я объявляю тебе об этом таким нахальным тоном. Телевизор где-то в углу стоит. Я его могу, конечно, включить, новости посмотреть или на себя - так ли снято или не так. Вот я тебе сейчас отвечаю, а сам ловлю себя на мысли, что, когда заваливаюсь в гостиницу, сажусь на диван и включаю телевизор. Вот что со мной происходит? Какая-то мания прямо. Мой аскетизм дошёл до того, что я вообще уехал из Киева, сознательно себя ограничив. Киев - это место, которое не способ­ствует творчеству. Поэтому живу в Крыму. Некая лишённость укрепляет мой дух. А мне именно это и нужно, когда я выхожу на сцену.

Владимир Полупанов

Опубликовано: АИФ №37, 12 сентября 2012 (0:05)

Русская Православная Церковь, лик, downloads

Previous post Next post
Up