Церковных иерархов консультируют те же политтехнологи, что и «путинскую вертикаль»

Apr 24, 2012 02:15



24.04.2012, 00:37

Татьяна Лысова

Vedomosti.ru

«Сам факт кощунства, святотатства, издевательства над святыней предлагается рассматривать как законное проявление человеческой свободы…» Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси

На молитвенном стоянии в защиту веры, поруганных святынь, Церкви и ее доброго имени 22 апреля 2012 г. патриарх Кирилл объяснял собравшимся верующим, что Русская православная церковь сейчас подверглась «атаке гонителей», что сейчас наступает судьбоносный момент истории, а те священники, кто не хочет этого замечать, - «предатели в рясах».

- Ничего нового за эти две тысячи лет не происходит! - гремел Кирилл. - Та же ложь и клевета! Те же политические махинации. Кощунство над святыней сегодня предлагается считать проявлением свободы! Такой подход задел каждого верующего человека. Но церковь не устраивает митингов. Мы просто пришли помолиться Богу о стране нашей, дорогие мои. Помолиться о народе. Чтобы не был извращен наш дух и наша сила. Я призываю вас всех сейчас сосредоточиться и предстать пред Господом в чистоте помыслов и сердец!

Окончив молитву о стране и народе, патриарх Кирилл призвал не реставрировать поруганные святыни. «Пусть эти знаки напоминают о борьбе с самим собой, которую должен вести каждый христианин», - предложил он…

Судя по контексту его выступления и вынесенной в начало статьи цитате, судьбоносность момента патриарх видит в развернувшейся в обществе дискуссии о том, как оценивать поступок девушек из группы Pussy Riot. Его собственная оценка понятна, и другой, наверное, быть не могло, но опасность для церкви обнаружилась в том, что часть общества считает иначе.

От редакции. См. дискуссию на «Эхе Москвы»: http://echo.msk.ru/blog/expertmus/878510-echo/





В устах патриарха эта часть общества пытается защитить право на кощунство, но на самом деле это не так. Никто не оправдывает пляски и песни в храме, обсуждается всего лишь право Pussy Riot остаться на свободе, понеся наказание. А также право людей давать собственные оценки поступкам человека Владимира Гундяева (светское имя патриарха), видимо не до конца избавившегося от мирских искушений.

Сближение РПЦ и государства за постсоветские годы уже перешло из чисто «хозяйственной» сферы в идеологическую и политическую, а воскресное молитвенное стояние окончательно выявило еще и стилистическую близость. Такое ощущение, что церковных иерархов консультируют те же политтехнологи, что поддерживают «путинскую вертикаль». Набор приемов как из-под копирки: критика в адрес конкретного правителя за его конкретные деяния тут же переводится в плоскость нападок на государство (Церковь) в целом, сами критикующие зачисляются в ряды «гонителей», открытые общественные дискуссии квалифицируются как «атака», а несогласные с таким разжиганием страстей сторонники превращаются в «предателей». И апофеоз технологии - массовый митинг в защиту от выдуманного врага. Как несколько месяцев назад уральские рабочие собирались защищать Владимира Путина неизвестно от кого, так и теперь верующие собрались к храму защищать то ли Церковь, то ли патриарха, то ли веру при полном отсутствии сколь-нибудь стоящей угрозы. Не считать же в самом деле за такую угрозу трех странноватых женщин, сидящих за решеткой?

Источник: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/1673909/citata_nedeli#ixzz1su4lkJoR

Previous post Next post
Up