Протоиерей Георгий Митрофанов скатился до хулы на духовенство Русской Церкви

Feb 02, 2012 14:10




Печально известный протоиерей Георгий Митрофанов вновь обратил внимание православного люда на свои эпатажные признания, перейдя от «власовофилии» к русофобству и хулению священства Русской Церкви. Движение предсказуемое, и мы, я уверен, услышим еще много такого, что потребует от нас молиться за о. Георгия и просить Господа о прощении заблудшего.

Странное, по крайней мере, впечатление производит последнее интервью протоиерея Георгия. Его слова о том, что наш народ «в значительной мере перестал быть православным, что он и не был таким уж глубоко православным, раз допустил 17-й год и все последующие события», звучат вдвойне странно, учитывая, что их произносит православный священник. Ведь мы хорошо знаем, что все в руце и воле Божией. Особенно это касается глубоких социальных потрясений, катаклизмов и революций. И если Господь Бог допустил революции в России, то значит на то Его воля, и о. Георгию следовало бы, на мой взгляд, задуматься над вопросом, почему Господь проявил именно такую волю. Это было бы тем более уместно, что наш герой выдает себя за историка, а потому должен знать, что подобные раздумья свойственны русским христианам издревле. Вот, скажем, древнерусский летописец, автор Повести временных лет, сообщает о нападении поганых (язычников) половцев на Русь, говорит о том, как враги вытаптывали копытами коней нивы, сжигали, разоряли города и веси, убивали и уводили в полон множество русских людей, говорит, спрашивая при этом, - почему так? Неужели Бог, позволяя половцам творить все это, больше любит поганых, нежели христиан? И отвечает: нет, Бог любит нас и потому наказывает нас, чтобы отошли от дел неправедных и стали на путь истины и любви.

Представим на минуту, что о. Георгий задумался. Тогда он, наверное, мог бы сказать нечто подобное относительно революций в России XX века и, быть может, не стал бы говорить о нашем русском народе, будто он «в значительной мере перестал быть православным» или «не был таким уж глубоко православным», поскольку это пустые звуки, за которыми нет реальной действительности - невозможно определить ни меру, ни глубину народной религиозности. Путь к Богу долог и тернист. Он пролегает через преодоление грехов, неизбежных спутников человека, и продолжается до скончания века.

Что касается утверждения о. Георгия о том, якобы после революции «в стране в целом, так и в нашей Церкви, в духовенстве - лучшие погибли, а худшие остались», то здесь я вижу явное преувеличение. Да, были приспособленцы, остались худшие, но сохранились и лучшие. Именно они удержали Русскую Православную Церковь. Именно они сохранили ее до наших дней и обеспечили ее настоящее и будущее. Я уже не говорю о роли Церкви в таком великом национальном событии, как Великая Отечественная война, в которой православные священнослужители были вместе с народом, воодушевляли его, поднимали на борьбу со смертельным врагом. Надо признать, что исторические взгляды у о. Георгия в данном случае весьма однобоки, порочащие православное священство. Почему его воззрения таковы, пусть об этом подумают, прежде всего, наши священнослужители.

Его мнение, будто у нас «в стране в целом (…) лучшие погибли, а худшие остались», вызывает улыбку. Ведь нельзя мыслить так, что в дореволюционное время не было недостатков, что народ не бедствовал и не страдал. Когда наш народ поднимался на большевистскую революцию, то, конечно, он думал о лучшем устройстве жизни. Его надежды, к сожалению, не оправдались, но это уже другой вопрос. Несомненно то, что именно русский народ сохранил Россию как опору Православной веры, защитил ее, достиг великих успехов, признанных миром. Если бы в России после революции сохранились одни отбросы, то мы не взошли бы на ступень того величия, на которой находились до недавнего времени, будучи второй, если не первой, супердержавой в мире. Никто не в силах отрицать созидательную роль русского народа на протяжении XX века. Но созидание, творение - дар Божий. Господь не обделил русский народ этим свойством.

Игорь Яковлевич Фроянов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук

Русская Православная Церковь, расследование

Previous post Next post
Up