Изображения чиновников на современных фресках множатся

Feb 01, 2012 17:58



Редакции нашего музейного блога не так давно приходилось отмечать, что на современных православных фресках Сатану стали водружать прямо на небеса «в сущем виде»: http://expertmus.livejournal.com/85462.html Другой характерной особенностью, о которой также отчего-то умалчивается в штудиях искусствоведов ( Ирина Языкова и др.) по стилистике сегодняшней храмовой росписи, является частое изображение нынешних «ктиторов» из числа правительственных чиновников. Так, в «клеймах» произведения станковой темперной живописи «Новорусская Богоматерь» Сергея Куракина присутствуют и «Правитель Михаил», и «Правитель Борис», который разрешает начать воссоздание Храма Христа Спасителя, и «мэр Юрий» и даже «Правитель Владимир со княгинею»:-)

Причем  Сергей Куракин претендует на новаторство своего произведения в изображении современных «правителей», что, мягко говоря, не совсем оправдано. Достаточно назвать роспись Казанского собора на Красной площади, воссозданного при участии нашего коллеги академика Геннадия Яковлевича Мокеева: http://expertmus.livejournal.com/51147.html Не все знают, что на паперти там есть аналогичные сцены восстановления Казанского собора, где изображены и патриарх Алексий, и тогдашний глава ОВЦС митрополит Кирилл, и корыстолюбивый "куратор" воссоздания Храма Христа Спасителя вл. Арсений (Епифанов) и др. Кстати, подобную традицию писать живых деятелей «во святцах» с охотой подхватили «лужковские» строители, и, например, на мозаиках станции метро «Парк Победы» можно легко распознать «увековеченного» Юрия Лужкова: http://expertmus.livejournal.com/81741.html

Впрочем такая тенденция не таит в себе ничего удивительного, ведь нынешнее священноначалие Церкви полностью копирует светские власти: http://expertmus.livejournal.com/81741.html Так что появление очередного чинуши на фреске в новом кафедральном соборе города Рудного в Казахстане вряд ли привлекло бы к себе всеобщее внимание, если бы в публичную полемику не вступил епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, который без тени смущения заявил о правомерности изображения экс-акима Кустанайской области Казахстана, сенатора Сергея Кулагина на фреске «Вход Господень в Иерусалим» в подкупольной росписи храма, которую выполнила бригада иконописцев из Узбекистана (см. фото).

image Click to view



Впервые об этом сюжете поведал скандально известный протодиакон Андрей Кураев, который бывал в упомянутом храме еще до завершения в нем росписи: http://rublev-museum.livejournal.com/244530.html По его словам, оттуда доносился «плач священников, что строители храма (градообразующая компания и администрация) ни на йоту не считаются с пожеланиями Церкви. Бывало, что лики спонсоров (князей, императоров) появлялись в росписи храмов. Но обычно это было внизу на западной стене, в притворе, у входа. А тут - под куполом, в небесной выси».



Как всегда не стерпев, Кураев решил поделиться всеми «сенсационными» подробностями с журналистами, которые разнесли по России эту новость из Казахстана. Правящий архиерей Костанайской епархии РПЦ Анатолий, в свою очередь, поспешил опровергнуть церковного «стрингера», назвав его действия «шквалом злословия на страницах СМИ»: «Относительно обращения к "известнейшему российскому богослову, протодиакону Андрею Кураеву" (газета "Время" 25.01.12 г.) должен заметить следующее: икона имеет в Православии канонические правила, которые поручены надзору епископа, а не диакона. Все особенности написания икон, живописи, стенописи, фрески, фотографии и т.д. согласовываются с архиереем, потому что любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение епископа». Относительно обнародования в СМИ с подачи о. Андрея Кураева информации о «фреске с чиновником» епископ Костанайский и Рудненский Анатолий задаётся вполне резонным вопросом: «почему, несколько месяцев со времени появления росписи в соборе авторы статей не обращались с вопросами, даже во время интервью, во время чаепития в храме после богослужений и не попытались получить на них разъяснения?». Из этих слов следует, что правящий архиерей Костанайской епархии почувствовал в этом определенную угрозу в свой личный адрес, зная не понаслышке о кураевских технологиях «мочить братьев Капалиных» и пр.

Однако в своём праведном гневе вл. Анатолий «выплеснул с водой ребёнка», поделившись с широкой публикой весьма странными представлениями о церковной живописи: «общепринятые и разрешенные формы в строительстве храмов их оформлении, росписи и расположении подвергнуты некорректным насмешкам и домыслам. В Московской Духовной Академии студенты изучают православную иконографию, среди них посчастливилось быть и мне. На основании этого спешу уверить вас, что канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя своё художественное мастерство, опыт и окружающие примеры. Известны случаи, когда Спасителя и Его святых апостолов изображают в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям. Христос-Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых - всё это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становиться частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам. Что касается опубликованной росписи: она не вызывает никакого сомнения в правомочности быть на указанном месте свода храма. После окончания росписи и одобрения архиереем замысла художников совершилось освящение собора. Сейчас это место особого присутствия Божия»: http://www.kpeparhiya.kz/news/vsjakij_nenavidjashhij_brata_ne_imeet_zhizni_1_in_3_15/2012-01-26-198



Приведённое высказывание казахстанского архиерея весьма озадачивает. Во-первых, если нынешнее священноначалие РПЦ вполне допускает изображения в церковной живописи грешников, «бесноватых и мудрых», «красноармейцев» и даже «бесов, искушающих святых», то почему, например, оно резко воспротивилось появлению в православных храмах иконы «Матрона и Сталин» («Блаженная Матрона благословляет Иосифа Сталина»), на которой изображена св. блж. Матрона Московская (1885-1952) и Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталин (см. фото). Допустивший в своём храме этот образ игумен Евстафий (Жаков) был даже подвергнут церковному наказанию, хотя, как считает иконописец Вячеслав Михайленко, «в изображении Сталина на иконе ничего богохульного нет. Изображение обычных людей, не святых, на иконах допустимо. Изображаются даже поганые, например, в сюжете победы святого Дмитрия над поганым царем»…

Однако в новом кафедральном соборе города Рудного в Казахстане здравстующий чиновник был изображен именно на фреске «Вход Господень в Иерусалим» среди встречающих Спасителя, что резко противоречит канонической композиции с этим сюжетом Евангелия! Странно, что епископ Костанайский и Рудненский Анатолий не только не «замечает» данного противоречия евангельскому историзму, но пытается сослаться на факт состоявшегося освящения храма, ставшего «местом особого присутствия Божия», как на окончательный вердикт, не допускающий никакой критики храмовой росписи?! Вот бы такую ревность о Бозе архиереи проявляли тогда, в доме Божьем устанавливают скрытое видеонаблюдение без ведома прихожан: http://expertmus.livejournal.com/81425.html

Ну и, конечно, ссылки вл. Анатолия на прослушанный им в Московской Духовной Академии курс православной иконографии в очередной раз заставляют задуматься о компетентности целого ряда членов профессорско-преподавательского состава МДАиС, которых привлек к преподаванию её ректор вл. Евгений (Решетников): http://expertmus.livejournal.com/37212.html Число епархий РПЦ увеличивается с каждым днём, а на кафедры ставятся не вполне подготовленные архипастыри …

P.S. 31 января 2012 г. стало известно, что в рудненском соборе Иоанна Богослова ждут российских мастеров, которые закрасят фреску с изображением сенатора Сергея Кулагина. Эту информацию журналистам подтвердили несколько служителей собора, которые сообщили, что в зале храма уже установлены леса. Мастера должны приехать на этой неделе.
- Мы еще тогда художникам из Узбекистана говорили, что уж он слишком похож, - пояснили в рудненском соборе. - Но узбекские мастера ответили, что указание об изображении Сергея Кулагина, работавшего тогда акимом Костанайской области, им дано сверху.
Предполагают, что изображению сенатора дорисуют бороду или усы. А возможно, просто "сольют" с фоном фрески.
- Я не в курсе этой ситуации, - сообщил клирик собора Иоанна Богослова протоиерей Иоанн. - Со всеми вопросами обращайтесь к епископу. Сам епископ Костанайский и Рудненский Анатолий вместе с митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром до сих пор находятся в Москве…

От редакции. См. также по данной теме статью "«Новорусская Богоматерь» как отражение позиции Синода РПЦ": http://rublev-museum.livejournal.com/270582.html

"Православие.Ru зажигает - Лужков у них всё ещё мэр Москвы": http://rublev-museum.livejournal.com/225951.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html

#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #rublevmuseum

Метки: #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #музей_имени_Рублева, Музей имени Андрея Рублева, СМИ о ЦМиАР, лекторий
#rublevmuseum, #rublevmuseum, #Музей, #МузейАндреяРублева, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #музей_имени_Рублева, древнерусское искусство, ересь жидовствующих, прп. фрески

Русская Православная Церковь, расследование, #МузейРублева, #МузейноеЕдинство, #МузейАндреяРублева, фрески, #rublevmuseum, #музей_имени_Рублева, #Музей

Previous post Next post
Up