Такое решение принял Св. Синод Болгарской Православной Церкви, согласно которому будет объявлен конкур на реставрацию святыни. В этих целях Болгарская Церковь обратится к Национальному институту культурных ценностей, Министерству культуры и Совету министров с просьбой направить специалистов для проведения экспертизы и составления протокола о состоянии и необходимых мерах по реставрации чудотворной Бачковской иконы Пресвятой Богородицы, которая хранится в одноименное монастыре и является одной из самых почитаемых болгарских икон. После получения экспертиз и списка мер, необходимых для сохранения святыни, Синод намерен объявить конкурс на реставрацию образа.
Между тем, Русская Православная Церковь до сих пор отстранена от работы в комиссиях по реставрации ее чудотворных икон, будто то кремлевские святыни (
http://expertmus.livejournal.com/27911.html), чудотворная «Троица» прп. Андрея Рублева (
http://expertmus.livejournal.com/28442.html), знаменитая Боголюбская икона Богоматери (
http://expertmus.livejournal.com/49187.html) или чудотворная Волоколамская (Владимирская) икона Богоматери из нашего Музея имени Андрея Рублева:
http://expertmus.livejournal.com/53393.html Решение Св. Синод БПЦ от 11 ноября 2010 г.:
«Светият Синод разгледа Писма на Агатоникийския епископ Борис, игумен на Бачковската св. обител, с молба за разрешение и благословение за спешна реставрация на чудотворната икона на св. Богородица, намираща се в Бачковския манастир, предвид действително тежкото й състояние. Към първото писмо е приложена докладна записка на уредника на музея при манастира г-н Стамен Пепелишев, както и констативен протокол на г-жа Йовка Юрукова - художник-реставратор, която е направила оглед на иконата и е представила своето експертно заключение.
Светият Синод РЕШИ:
Да бъдат подготвени и изпратени писма до Националния институт за културни ценности, Министерството на културата и Министерския съвет с апел за помощ при реставрирането на иконата.
Горните инстанции да бъдат помолени да изпратят свои специалисти художник-реставратори, които да направят на място в светата обител оглед на състоянието на Чудотворната икона, след което да изготвят и представят на вниманието на Св. Синод протокол за състоянието й и какви мерки и в каква последователност предлагат да бъдат взети за реставрирането и опазването на чудотворната Бачковска икона. След запознаване с протокола Светият Синод ще обяви конкурс за участие в реставрационните работи».
Представители Болгарского института по сохранению культурных ценностей неоднократно требовали передать им эту чудотворную икону XIII в., практически почерневшую от копоти, для срочной реставрации. Но настоятель Бачковского монастыря, епископ Агатонийский Борис (Добрев) заявил, что позволит реставраторам подойти к иконе только после разрешения Синода Болгарской Православной Церкви, и отказывался передать икону «самозванцам, которые захотели заработать немного денег». Владыка обратился к Синоду с просьбой решить этот вопрос и напомнил, что «реставрация является долгим процессом, требующим веры и благочестия».
Бачковский монастырь, который напрямую подчинен Синоду Болгарской Православной Церкви, - второй по популярности в Болгарии, после Рильского монастыря. Бачковская обитель находится в долине Чепеларской реки, известной еще под именем Чая, на берегу реки Асеницы, в 29 километрах от Пловдива, в десяти километрах от Асеновграда. Монастырь был основан в 1083 году армянином Григорием Бакуриани и его братом Абазием, которые оставили свое завещание на строительство монастыря. По-гречески монастырь назывался Петрицос. Григорий в ту пору был видным военачальником в Византии, даже император Алексей I Комнин удостоил его звания «севаст и великий доместик Запада», впоследствии Григорий стал управителем Родоп. Он и написал устав (типикон) монастыря (греческая редакция) и подписал его армянскими буквами. В его обители проживало не более 50 монахов-грузинов. Около 1086 года основатель монастыря погиб при сражении с печенегами. Легенда рассказывает, что византийский император в память о Григории Бакуриани велел построить церковь недалеко от монастыря. Во время Второго Болгарского царства, начиная с 1331 года, у монастыря появился ктитор - царь Иван Александр (его изображение увековечено в притворе усыпальницы). В 1344 году он населил обитель болгарскими монахами. В XV веке, когда Болгария прекратила свое существование как самостоятельное государство, в Бачковский монастырь был сослан последний болгарский патриарх Второго Болгарского государства Евфимий Тырновский, который здесь же он и отошел ко Господу (1403 год). Позже монастырь постигла участь большинства православных монастырей того времени - он был разграблен и разрушен. До наших дней сохранился кирпичный храм-усыпальница (Ко́стница) с уникальными фресками. Монастырь был реконструирован в конце 15 века, монастырская трапезная в 1601-1603 гг. Главный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1604 году (церковь расписана в 1845-1850 г. живописцами под руководством Захария Зографа), став первой монументальной церковью, сооруженной в Болгарии со времени завоевания османами. Самые древние росписи находятся на западной стене по обе стороны от входа. Они датируются 1643 годом. На них изображены в полный рост царь Иоанн Александр, основатель монастыря Григорий Бакуриани и его брат. Считается, что созданы фрески живописцем Афонской школы. Трапезная расположена в южном крыле монастыря. Она была построена в начале XVII века вместе с главной церковью монастыря. Эта часть комплекса монастыря всегда закрыта из-за исключительно ценных фресок XVII века с изображениями Давида, Аристотеля, Анаксимена, Софокла и др. Кроме главной церкви, монастырский комплекс включает еще два храма - церковь Святых Архангелов (XIII в.), находящуюся в северном дворе рядом с главным храмом, и церковь Святого Николы, находящуюся в южном дворе, воздвигнутую в 1834-1837 гг. Церковь славится росписями с композицией «Страшный суд», написанными в 1840-1841 гг. живописцем Захарием Зографом.
В этом году исполняется 200 лет от рождения одного из самых выдающихся мастеров-иконописцев эпохи болгарского национального возрождения - Захарии Зографа. Младший сын основоположника Самоковской художественной школы Христо Димитрова Захария Зограф получил образование в местной монастырской школе своего родного Самокова. С 1827 года он становится учеником известного церковного деятеля и национального просветителя Неофита Рыльского, с которым его связывает дружба на всю жизнь. Неофит останется навсегда его духовным наставником. Значительная часть их переписки сохранилась до наших дней и несколько лет тому назад была переиздана издательством Святейшего Синода. Будущий знаменитый живописец перенимает тайны мастерства у своего отца. После смерти последнего за его обучение берется старший брат Димитр Зограф. Впоследствии они распишут вместе множество храмов.
Первые датированные и подписанные Захарией Зографом иконы хранятся в Константино-Еленинской церкви Пловдива. В «Городе под пяти холмами» молодой живописец берет уроки у французских художников, направляющихся в Стамбул. В 1840-1841 годы Захария расписывает наос и притвор церкви Св. Николая в Бачковском монастыре. Там он совершает новаторский и смелый для того времени творческий акт: оставляет в храме свой автопортрет - первый такой случай в истории отечественного изобразительного искусства. Автопортрет помещен над изображением райских селений. Большой интерес у современников вызывает и его необыкновенное решение сцены Страшного Суда, где можно увидеть купцов, богатеев и их жен среди обреченных на вечные муки. В Бачковском монастыре Захария Зограф расписал также крыльцо соборного храма, над которым находится часовня Святых Архангелов.
Уникальные произведения декоративно-прикладного искусства: церковная утварь, рукописи, серебряный дискос (XVII век), серебряное Евангелие (XVI-XVII века), парча (XVIII век) и многое другое, что является собственностью Национального музея - хранится в Бачковском монастыре. За последние 30 лет XX века было найдено 103 рукописи, относящихся к XV-XIX векам, и 252 старопечатные книги. Общий объем библиотеки Бачковского монастыря - 16000 единиц.
Чудотворная Бачковская икона Пресвятой Богородицы - самая главная святыня Бачковского монастыря. На образе - два оклада, серебряный и золотой, - земная оценка ее духовной значимости. С какого времени икона хранится в Бачковском монастыре, точно неизвестно. Но в начале XIV века она уже находилась здесь. По мнению одних, образ был подарен братии грузинами Игнатием и Афанасием, другие же считают, что он происходит из одного грузинского монастыря, где к нему относились с небрежением. При его обретении нам новом месте под названием Клувия (Klouviata) вспыхнул неопаляющий огонь, и свет от него сиял так сильно, что «превратил ночь в день». Два пастуха, брат и сестра, три ночи подряд наблюдали негаснущее пламя и решили подойти и посмотреть, что же это за чудесный огонь. Так чудотворная икона оповестила людей о своем прибытии. Дали знать об этом в монастырь, и братия с литией перенесла икону в церковь Пресвятой Богородицы и поставила ее в иконостас. Но, ко всеобщему удивлению, наутро ее место оказалось пустым. Икону нашли опять в Клувии. Ее вернули в монастырь, но в течение следующих дней чудесное бегство повторялось еще дважды. Один от монахов рассказал недоумевающей братии, что ему явилась во сне Богородица и сказала, что останется в монастыре, если ей отведут специальное место справа от входа в храм, чтобы она могла видеть, кто с каким сердцем входит в Божий дом, и каждый год на второй день Пасхи будут возвращать ее на старое место. Так и сделали: поставили икону в церкви справа от главного входа, где она находится и по сей день. На второй день Пасхи ее ежегодно относят с литией в Клувию, где служат молебен. В Клувии, на месте чудесного обретения образа Божией Матери, из-под скалы забил источник со сладкой целебной водой. Вверху на скале была написана копия иконы. Узкая лестница круто поднимается вверх, до иконы на скале, перед которой постоянно зажжена лампада. Неподалеку построена часовня святого архангела. Особенно много верующих из разных городов Болгарии собираются в Бачковский монастырь утром 15 августа, чтобы поучаствовать в шествии с иконой. Чтимая икона Божьей матери выносится из монастыря лишь раз в год в воспоминание событий 1595 года - тогда Бачково разграбили и разрушили турки, однако монахи успели вынести образ Божией Матери и спрятать его в пещере окрестных гор. Через девять лет, после того, как обитель была восстановлена, икону торжественно внесли в собор Бачкова. В монастыре существует обычай: самое первое из выкрашенных монахами пасхальных яиц «преподносят» Бачковской иконе Богородицы.