Современная православная фреска в Северной Африке

Oct 20, 2011 03:01



Храм Воскресения Христова в Рабате (см. фото), Баб Тамесна, является официальной резиденцией и собственностью Ассоциации Русской Православной Церкви в Марокко, созданной на деньги русских эмигрантов, зарегистрированной в Королевстве Марокко и действующей по уставу санкционированным указом Короля, Дахир №1-58-376 3Жумада 1378г. (15 ноября 1958 г.). В 1972 г. решением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви Воскресенский приход в Рабате был передан в непосредственное ведение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата (ныне - митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий), и для пастырского служения в Рабат был направлен из Советского Союза настоятель храма.



В 2011 г. мастерами православной стенописной артели «Радость» под руководством Б.А. Алексеева  была выполнена в течение года (с августа 2010 по июнь 2011 г.) роспись Воскресенского храма (см. фото). Концепция росписи обсуждалась в ходе годичной переписки между артелью и настоятелем храма священником Дмитрием Ореховым, в которой детально прорабатывалась общая концепция росписи, стиль, сюжеты, цвета. В результате стороны констатировали полное совпадение взглядов настоятеля и представителей артели.



Так, о. Дмитрий отмечал недопустимость искусственной стилизации под старину, тем паче, если речь идет об иконах, образах святых и самом внутреннем убранстве храма: «Православная вера, несмотря на свою вековую историю и незыблемость, движется вперед, поражая своей универсальностью по отношению к новому. Вместе с тем нельзя искажать смысл слов Святого Апостола Павла «древнее прошло, теперь все новое»… Именно поэтому в храмовой росписи мы не должны находить того свойственного византизму «унылого чувства пережитка, номинализма, угасания, скованности прошлым» (дневники о. Александра Шмемана)».

Роспись была выполнена, как было особо подчеркнуто исполнителями, с учетом архитектуры Воскресенского храма, в которой, по мнению специалистов, нашла своё отражение поздневизантийская стилистическая культура. Этот храм - творение мавритано-византийского зодчества. Восьмигранная ротонда, украшенная галереей подсводчатых окон, реально ассоциируется с пространственным построением знаменитой Софии Константинопольской. Поэтому было принято решение о создании алтарной преграды не в форме русского деревянного иконостаса, а в форме каменного основания, украшенного иконами на Царских и диаконских вратах (?! - sic!) и росписью самого тела преграды.

Несмотря на декларируемое в концепции росписи дистанцирование от «унылого» византинизма, в иконостасе храма были изображены знаменитые иконы Спаса Оплечного из Успенского Собора Московского Кремля и Богоматери Пименовской из Третьяковской галереи: «касаемо Спаса Оплечного можно отметить, что его стиль проистекает из процесса монументализации в искусстве конца XIV в.». Авторы также подчеркивают, что с искусствоведческой точки зрения образ Богоматери Пименовской  «смягчает традиционную византийскую сосредоточенность на глубине созерцания и духовной дисциплине, открывая путь к миру теплых человеческих чувств».

К окончанию росписи храма из ценного африканского дерева акажу по эскизам художников марокканцами были изготовлены и установлены резные царские и дьяконские врата. Иконы во врата пишутся художниками артели и будут отдельно доставлены в Марокко для установки. Изготовлены киоты для пожертвованных писаных икон: Богоматерь Казанская, Богоматерь Тихвинская (40 х 50, Хохлома). Данные иконы, а также икона Иверской Богоматери и старые иконы  - расположены на стенах храма в предусмотренных местах.



От редакции. Особенно ужасает образ рублевской Троицы (см. фото) на восточной стороне свода и на панно у солеи…

лекторий

Previous post Next post
Up