«Святое воинство» из Музея имени Андрея Рублева в Екатеринбурге

Sep 17, 2011 13:20



Выставка икон XIII - начала XX вв. из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) открывается в Екатеринбургском музее изобразительных искусств в рамках его 75-летнего юбилея. Проект «Святое воинство» посвящен святым воинам и поэтому открывается 21 сентября 2011 г., в день знаменательной победы русского оружия на Куликовом поле и в честь празднования одного из главных христианских праздников - Рождества Богородицы.



Почитание святых воинов занимает значительное место в истории христианского искусства. Имена Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, Никиты, Артемия, Феодора Стратилата - почитаемы во всем православном мире. Воинов особым образом выделяли в храмовых росписях и в иконописи, образки с их изображениями носились на груди как обереги, им молились как защитникам. На Руси как святые воины почитались и благоверные князья. В житийных текстах подчеркивалось, что главным их оружием были крест и молитва, но и оружие «физическое» пользовалось в древности большим уважением - как великую святыню хранил меч св. Бориса князь Андрей Боголюбский. Жития воинов входили в круг излюбленного чтения. Большой популярностью пользовалась «Повесть о походе Димитрия Донского на Мамая», издание которой с гравюрами XIX в. можно увидеть на выставке.




В экспозицию вошли образы Ангелов, составлявших Воинство Христово, изображения раннехристианских воинов-великомучеников и воинов византийского времени, военачальников Ветхого Завета, иконы русских святых князей - всего около 100 экспонатов. Большой раздел посвящен чудотворным иконам Богородицы, Спаса Нерукотворного и святителя Николая, к которым обращались с молитвами во время тяжелых бедствий и при завоеваниях. Их образы помещались на военных стягах русских князей и выносных иконах, сопровождавших русские войска в походах и носимых перед битвами.



Особый интерес представляет ростовская икона «Великомученик Георгий, со сценами жития» первой четверти XVI в. (см. фото), столичные произведения «Чудо великомученика Димитрия Солунского о нечестивом царе» второй половины XVI в. и «Великомученик Димитрий» начала XVII в., «Великомученик Мина Египетский, со сценами жития» второй четверти - середины XVI в., написанный в Тверских землях, «Богоматерь Владимирская, с 64 сценами Сказания» XVII в., в клеймах которой запечатлено избавление русской земли от нашествия Темир Аксака. Ряд произведений сохранили точные даты создания и имена иконописцев, как например, «Собор архангелов», написанный братьями Фомой и Василием Потаповыми в 1698 г., «Святой равноапостольный князь Владимир», выполненный в мастерской О. и В. Чириковых в 1909 г. Уникальным памятником, представленным на выставке, является рукописная книга конца XVII - начала XVIII вв. «Апокалипсис трехтолковый. Слово Палладия Мниха о Втором Пришествии Христове» с красочными миниатюрами, изображающими брань между ангелами и темными силами. Большое многообразие иконографического ряда - от миниатюрных медальонов до больших икон, исполненных в технике ажурного просечного литья и украшенных многоцветными эмалями, демонстрируют предметы мелкой пластики.


 

К открытию выставки издан иллюстрированный каталог. С 21 сентября 2011г. по 11 марта 2012г. выставка будет представлена в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу: пер. Воеводина, 5.

анонсы, древнерусское искусство

Previous post Next post
Up