От редакции. См. по теме:
http://rublev-museum.livejournal.com/52590.html?thread=13166 Сергей Менжерицкий, координатор движения «ОТКРЫТЫЙ БЕРЕГ»
Когда наш нынешний патриарх ещё не был патриархом, а был главой отдела внешних церковных сношений митрополитом Кириллом, он вёл телепередачу «Слово пастыря».
Еженедельно он проповедовал стране евангельские истины и делал это, нужно признать, блестяще. Все мы, сегодняшние участники движения «ОТКРЫТЫЙ БЕРЕГ», тогда подпали под обаяние его пламенных призывов «поступать по совести», «творить добро» и «относиться к жизни каждого человека как бесценному дару Божьему». Особенно впечатлила нас фраза отца Кирилла про «веру, которая без практических дел мертва есть!» Мы подумали: наконец-то! Ведь верующих на словах у нас пруд пруди, а вот желающих реально послужить ближнему во имя Христово - как-то не густо. Потому и весть о возведении отца Кирилла в патриарший сан мы встретили с воодушевлением: «Аксиос! Достоин!» - было наше общее с Россией резюме.
А уж когда минувшей осенью возникла чрезвычайная ситуация, связанная с блокированием резиденцией РПЦ под Геленджиком единственной пешеходной дороги вдоль моря, мы ни секунды не раздумывали, к кому обратиться за поддержкой и советом. Разумеется, к патриарху! К тому мудрому, любящему и всепонимающему пастырю, который годами входил в наш дом с телеэкрана и учил нас деятельному добру. Мы были убеждены, что патриарх, едва узнав про тысячи российских семей, которые будут вынуждены обходить его резиденцию по оживлённой автотрассе, немедленно вмешается и отведёт беду. Ведь «жизнь каждого человека есть бесценный дар Божий» - тем более, если речь идёт о жизнях детей, которых летом здесь особенно много.
Мы так верили в нашего патриарха, что ещё в начале декабря обратились к нему с письмом, подробно описывающим всю дикость и запредельность случившегося (
http://openbereg.ru/?p=204 ). Это письмо было передано через его пресс-секретаря г-на Вигилянского, который подтвердил по телефону, что Его Святейшество с ним ознакомился(
v.vigilyanski@patriarchia.ru, тел. 8-495-637-43-18).
Прошла неделя. Две. Три. Месяц. Патриарх молчал. Его Святейшество жил размеренной жизнью, совершал визиты и богослужения, отдыхал в своих многочисленных резиденциях, но проблему, напрямую угрожающую жизни и здоровью соотечественников, счёл несущественной. Причём несущественной настолько, что даже не удостоил нас формальной отписки. К исходу второго месяца ожидания мы поняли, что ответа не будет, и решили обратиться за поддержкой к общественности, разместив на сайте «ОТКРЫТОГО БЕРЕГА» статью «Как украсть курорт» (
http://openbereg.ru/?p=19 ). На нас обрушилась лавина откликов и комментариев. Люди со всех концов России выражали возмущение действиями РПЦ в Геленджикском районе.
Минул ещё месяц, но церковь продолжала молчать, подчёркнуто делая вид, что ни нас, ни сотен тысяч граждан, посетивших сайт «ОТКРЫТОГО БЕРЕГА», ни самой проблемы ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Тогда нами была объявлена акция «Модернизация совести», в рамках которой мы призвали всех неравнодушных жителей страны направить письма Президенту Медведеву, премьер-министру Путину и патриарху Кириллу с требованием скорейшего разблокирования Старой джанхотской дороги - единственной безопасной дороги вдоль моря, которой отдыхающие и местное население пользовались с позапрошлого века (
http://openbereg.ru/?category_name=modernization ).
Только после множества писем в адрес власти и патриарха и бури протестов, поднявшейся в блогосфере, церковь наконец-то снизошла до ответа. Увы, но в сообщении Синодального информационного отдела РПЦ от 22 февраля 2011 года (
http://www.pravmir.ru/soobshhenie-sinodalnogo-informacionnogo-otdela-moskovskogo-patriarxata-po-povodu-stroitelstva-cerkovno-administrativnogo-duxovnogo-centra-pod-gelendzhikom/) мы обнаружили что угодно, кроме правды. Даже адрес своей геленджикской резиденции патриархия умудрилась исказить, назвав её местоположением не посёлок Дивноморское, а село Прасковеевка, находящееся 15 километрами (!) южнее. Столь же иезуитскими оказались и её утверждения о якобы общественном предназначении дивноморского дворца («Духовно-культурный центр») и отсутствии сплошных рубок краснокнижных деревьев при его строительстве - они легко опровергались документами и спутниковыми фото разных лет (см. нашу статью «Как украсть курорт: симфония власти» и пресс-релизы Эковахты по Северному Кавказу…)
Но особенно циничным выглядел пассаж о том, что резиденция РПЦ «не перекрывает и не может перекрывать свободный доступ к морскому побережью, так как находится на высоте 60 метров над уровнем моря» - поскольку ведь именно ворота и заборы резиденции наглухо перекрыли с двух сторон 500-метровый участок пешеходной дороги, проходящей по береговой полосе общего пользования и исторически связывающей пляжи курортных посёлков Дивноморское и Джанхот.
Несмотря на всю неадекватность сообщения, переполненного искажениями и фальсификациями, мы восприняли его как шанс для диалога, как возможность добиться разрешения проблемы без втягивания в неё органов прокуратуры и суда. Очередным нашим шагом в этом направлении было обращение к Всеволоду Чаплину, главе Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества и члену Общественной палаты РФ. Через сайт Общественной палаты и в прямом радиоэфире передачи «Час доверия» Русской службы новостей мы задали г-ну Чаплину всё тот же вопрос о незаконном перекрытии резиденцией РПЦ морской береговой полосы, создающем чрезвычайную опасность для отдыхающих и местного населения, и в обоих случаях г-н Чаплин признал наличие проблемы и выразил надежду, что она будет разрешена (см. нашу переписку с Чаплиным здесь:
http://openbereg.ru/?p=511).
Этот знаменательный диалог с видным представителем РПЦ произошёл в начале марта. Все последующие месяцы мы ждали от церкви действий по устранению угрозы, ею же созданной и признанной публично. Сейчас на календаре - июнь. Курортный сезон официально открыт. Мы приехали в посёлок Дивноморское, чтобы лично убедиться, насколько слова наших церковных функционеров подтверждаются делом. Так вот: НИЧЕГО, КРОМЕ ЗАБОРОВ И ВОРОТ, НАГЛУХО БЛОКИРОВАВШИХ ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЕРЕГ И ДОРОГУ, МЫ ВНОВЬ НЕ ОБНАРУЖИЛИ.
Более того: здесь появились охранники в чёрной униформе, всем своим видом показывающие, что общественный доступ к этим уникальным по красоте местам закрыт окончательно.
Несмотря на охрану, к береговой полосе нам пройти удалось (не иначе, как с Божьей помощью…). По пути мы свернули к дворцу патриарха Кирилла и удостоверились, что миллиарды народных денег, брошенных на его возведение, Управделами Президента РФ и сербской фирмой «Путеви» освоены успешно, а сам дворец к заселению готов.
Впечатлили нас и перемены, случившиеся на берегу. Самоуправно захваченную РПЦ общественную дорогу строители закатали в асфальт. Тропинки, от неё отходящие, засыпали декоративной крошкой и оснастили фонариками, а на самом живописном участке общественного берега обустроили чайный домик-ротонду и смотровую площадку, откуда патриарх и его окружение смогут услаждать свои взоры видами моря и бухты с персональным причалом. И т.п.
Скажем сразу: участники «ОТКРЫТОГО БЕРЕГА» вовсе не против, чтобы наша церковная бюрократия попивала чаёк в домиках-ротондах и услаждала свой взор разнообразными приятными видами. Нравится им жить в роскоши и неге посреди вымирающей страны - их проблемы. Но мы решительно против того, чтобы она делала это на украденных у нас природных территориях и берегах - причём украденных нагло, демонстративно и с последствиями, опасными для наших жизней и здоровья.
Сам по себе факт наглого воровства - а уж тем более со стороны властных и богатых - нас давным-давно не удивляет. Вон правительство РФ, к примеру, хамски изъяло из общественного пользования и отдало неким мутным структурам 500 га курортных лесов Геленджикского побережья - и что, разве мы удивились? Да нет же! Напротив: лишь укрепились во мнении, что главной функцией высших сановников РФ является растаскивание ценной госсобственности по личным карманам. Тем более, что моралей и проповедей наши вороватые министры-капиталисты никому не читают и исповедуют сугубый прагматизм по принципу «товарищ волк кушает и никого не слушает».
Но церковь-то православная - это ж совсем другое дело! Она-то, по её собственному определению - институт высокодуховный, твердыня и цитадель национальной совести, так сказать. Она-то ведь на Христа ссылается, а не на инструкции Всемирного банка, и устами своих иерархов торжественно заявляет, что без морали и нравственности общество не стоит, и что жить следует по-людски, а не по-волчьи. Потому и спрос с неё особый и стократный, через призму заповедей Христовых, требующих, как известно, ЛЮБИТЬ, СПАСАТЬ И ЗАЩИЩАТЬ ЛЮДЕЙ ДО САМООТРЕЧЕНИЯ, ЖЕРТВУЯ РАДИ НИХ ЛИЧНЫМИ ВЫГОДАМИ И ДАЖЕ ЖИЗНЬЮ.
Вот ответьте-ка, христиане православные, на три вопроса:
1) По совести ли поступила церковь, обустроив свой дивноморский дворец (он же «Духовно-культурный центр РПЦ») практически на кладбище, отрезав местным жителям единственный удобный и безопасный доступ к родственным могилам и добившись от геленджикских властей запрета на дальнейшие захоронения?
2) По совести ли поступила церковь, когда под этот дворец огородила 10 га общественного берега с общественной дорогой - отлично зная, что дорога эта была построена 130 лет назад крупнейшим российским учёным, благотворителем и духовным отцом кубанского казачества Фёдором Щербиной и изначально задумывалась им как общедоступная?
3) По совести ли поступила церковь, беззаконно перекрыв 8,5 тысячам человек дивноморского населения и миллионам отдыхающих Большого Геленджика единственную пешеходную дорогу вдоль моря и оставив им в качестве «альтернативы» лишь скоростное прасковеевское шоссе - очень узкое, перегруженное автотранспортом и не имеющее тротуаров вообще?
Истина - конкретна. Христос, оказавшись в ситуации выбора между спасением собственной жизни и спасением людей, честно испил свою чашу до дна, смертию смерть поправ. Патриарх Кирилл и его окружение, «устрояющие» в наши дни свою роскошную черноморскую резиденцию, оказались перед выбором куда менее трагичным: всего лишь поступиться частичкой этой роскоши и оставить людям их законную безопасную дорогу, по которой они с позапрошлого века ходили в лес и к поселковому кладбищу.
Патриарх, видимо, страшно мучился, делая этот выбор. Ведь на одной чаше весов были реальные люди - мужчины, женщины, дети и старики - посылать которых под колёса машин было как-то негуманно. На другой - чудесная ротондочка для уединённых чаепитий с видом на море, о которой нашему патриарху так давно и сладко мечталось. И, представьте себе - победила ротондочка! Победила бесстыдная роскошь, смертию жизнь поправ! И тысячам российских семей теперь предписано обходить резиденцию РПЦ по шоссе и оплачивать собственными нервами (а также, что крайне вероятно, и собственными жизнями) чаепития патриарха Кирилла и его многочисленной свиты.
Ещё вопрос, православные: насколько этот выбор патриарха согласуется с христианской совестью и с христианским учением вообще? И не кажется ли вам, братья и сестры, что христианства тут нет и в помине, а есть лишь кромешные язычество и бесовщина в духе печально известного героя Достоевского, который был искренне убеждён, что ради собственного удовольствия можно запросто перешагивать через людей: «пускай весь мир рухнет, а мне чтоб чай пить!…»
Каждый из нас видел множество подобных персонажей: пламенных христиан на словах, убеждённых язычников на деле. Имя им - Легион. Но в данном-то случае речь идёт о человеке, который по своему высочайшему призванию и положению просто ОБЯЗАН быть эталоном христианской совестливости в КАЖДОМ своём решении и поступке!
Сегодня, 1 июня 2011 года, в международный День защиты детей от всевозможных оборотней, лжецов и лицемеров, мы вынуждены признать: акция «Модернизация совести», объявленная нами четыре месяца назад и адресованная лично патриарху Кириллу, закончилась безрезультатно. Модернизация оказалась невозможна из-за полного отсутствия самого предмета модернизации, т.е. патриаршей совести как таковой. Представьте себе, россияне: ГЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН СТРАНЫ ОКАЗАЛСЯ НАПРОЧЬ ЛИШЁН ХРИСТИАНСКОЙ СОВЕСТИ И МОРАЛИ! И с этим очевидным и объективно установленным фактом нам предстоит жить и работать дальше.
Но мы не унываем. В конце концов, есть и другие способы воздействия на аморальных и бессовестных людей, попирающих наши права и угрожающих нашим жизням. Есть, к примеру, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, которому мы направили соответствующее обращение с требованием вернуть гражданам России береговую полосу курортного посёлка Дивноморское, самоуправно захваченную господином Гундяевым В.М.
Вот оно:
«Здравствуйте, Юрий Яковлевич!
Просим Вас предпринять меры прокурорского реагирования в связи с грубыми нарушениями законодательства РФ, допущенными в посёлке Дивноморское Геленджикского района.
Здесь резиденцией РПЦ и владельцем особняка, расположенного по адресу ул. Голубодальская, 14, полностью перегорожена береговая полоса Чёрного моря и прекращено свободное передвижение граждан.
В соответствии с ч.6 и ч.8 ст.6 Водного кодекса РФ ширина береговой полосы моря как водного объекта общего пользования составляет двадцать метров и предназначена для свободного и беспрепятственного использования гражданами в целях передвижения, осуществления рыболовства и причаливания плавсредств.
В соответствии с ч.4 п.1 ст.6 Водного кодекса РФ границей береговой полосы со стороны моря является береговая линия, определяемая по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
В соответствии с ч.3 ст.6 Водного кодекса РФ использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни и здоровья людей на водных объектах. Данный участок морского берега посёлка Дивноморское представляет собой откос высотой 40-45 метров и уклоном 75-90 градусов, основание которого вплотную примыкает к водной поверхности моря даже в спокойную погоду. В штормовую погоду заплески прибойных волн достигают здесь 2-3 метрового уровня. Таким образом, граница 20-ти метровой береговой полосы, предназначенной для безопасного использования гражданами, должна отмеряться на данном участке берега не от линии воды, а от верхнего края откоса. Данное требование содержится в ст.10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в следующей формулировке: «На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега».
Уважаемый Юрий Яковлевич!
Вследствие самоуправных перегораживаний береговой полосы, упомянутых выше, десятки тысяч отдыхающих и жителей посёлка Дивноморское вынуждены обходить данный участок берега либо по нижнему краю откоса, постоянно омываемому морем, либо по перегруженному прасковеевскому шоссе - узкому (2 полосы) и не имеющему обочин и тротуаров. Человеческие жертвы в этом случае, особенно с учётом начала летнего курортного сезона, представляются нам неизбежными.
Настоятельно просим Вас восстановить законность, столь явно нарушенную, и защитить жизни и здоровье наших граждан.»