25 мая 2011 г. исполнится 1015 лет со дня освящения Десятинной церкви

May 24, 2011 15:01

См. также: http://rublev-museum.livejournal.com/127232.html

ФРЕСКА КНЯЗЯ



Роспись церкви. Ее делали специально вызванные византийцы

Этот уголок, наверное, одна из самых ценных находок на остатках фундамента Десятинной церкви за последние годы. Такого большого фрагмента внутренней росписи храма, которой любовались еще глаза автора идеи постройки церкви - князя Владимира - еще никогда не находили. Его размеры: 75 см в длину и 35 см в ширину. На сегодняшний день эти фрески - самые древние в Восточной Европе. Это достоверно датированные росписи эпохи средневековья. Они были сделаны в 989-996 годах.

Краски, которыми расписывали внутреннее убранство Десятинной, до сих пор такие же яркие, как и тысячу лет назад: на одной стороне сохранился черно-белый растительный орнамент, а на другой - яркий цветочный медальон. Археологи считают, что роспись могла находиться на углу столпа или выступа стены. А нашли фрагмент по счастливой случайности всего в нескольких метрах от церкви в 2010 году: во времена Киевской Руси в Киеве часто наблюдались небольшие землетрясения, и фрагмент колонны во время одного из них упал на землю в XI веке. Древние киевляне тогда не посчитали нужным убирать последствия землетрясения, а попросту присыпали их землей.

КУРГАНЫ КИЕВЛЯН



Древняя киевлянка. Была похоронена в деревянной колоде

Раньше на месте святой церкви в X веке было большое языческое кладбище, где хоронили древних киевлян. Во время всех археологических раскопок, в районе Десятинной церкви их нашли около сотни. Это женское захоронение X века обнаружили одним из последних всего в метре от стены Десятинной церкви. Оказывается, тогдашних жителей Киева хоронили под земляными курганами от 1,5 до 3-4 метров в высоту. В землю их клали на спину и, почти как сейчас, со сложенными на груди или выпрямленными руками. Гробы были разными: киевлян-язычников клали просто в землю, накрывая яму досками, или хоронили в колодах (распиливали ствол дерева вдоль, в одной из половин вырезали выемку, куда клали покойника, а затем накрывали второй половиной ствола. - Авт.). Во время похорон будущую могилу «очищали» огнем и приносили над ней в жертву богам животных. В могилы для человека клали все самое «необходимое» на том свете: археологи находили в могилах украшения, домашнюю утварь, деньги, праздничную одежду, а иногда все это клали не в саму могилу, а в земляной курган над ней.

ГОРШОК ИЗ ПРОШЛОГО



Еда на том свете. Клали у изголовья

Этот горшочек нашли в могиле древней киевлянки, которая оказалась прямо под церковью и чудом уцелела при строительстве. Археологи до сих пор не нарадуются его удивительной сохранности, ведь горшок лежал абсолютно без защиты под толщей земли в 2 метра. Нашли его у головы женщины и считается, что в него положили еду для покойницы, чтобы ей было что кушать в «другом мире». Содержимое горшка, естественно, не сохранилось.

НОЖКА И НАДПИСЬ



Пракирпич. Сохранил след ножки

В Х веке, когда строили Десятинную церковь, современного кирпича на Руси еще не знали, и древние строители возводили храм из плинфы. Этот прямоугольный, толщиной в сантиметр, «пракирпич» использовался вместе с камнем. Таких плинф при раскопках церкви нашли много, - несколько стали музейными экспонатами. Плинфа конца Х века, которую нашли в 2008 году, сразу стала знаменитостью: две выцарапанные ножом буквы на еще сырой плинфе, из которых составляется слог «ЩИ», были признаны древнейшей сохранившейся надписью на Руси!

Ученые считают, что надпись могла означать первый слог слова «считай», то есть это было напоминанием строителям, что плинфы еще нужно пересчитать, или цифрой 708, ведь в те времена цифры обозначали буквами.

Второй знаменитой плинфой можно назвать «кирпичик» с отпечатком ножки маленького киевлянина. По всей видимости, когда будущую глиняную плинфу положили на солнце сохнуть, рядом пробегал полуторагодовалый ребенок и, пока глина была еще мягкой, случайно вступил в нее ножкой. Правда, это не помешало строителям использовать «детскую» плинфу при строительстве - более тысячи лет «кирпичик» пролежал в стене Десятинной церкви.

ДРЕВНИЕ «МЕТРЫ»



Печь. Земля вокруг до сих пор обожжена

Примерно между фундаментом Десятинной и языческим погребением в 2009 году археологи нашли жилище горожанина, построенное в VIII веке, - одно из самых древних в Киеве! От него осталась только глиняная печь размером метр на метр, которая находилась у двери дома, чтобы дым быстрее выветривался из помещения, и служила для приготовления пищи. Археологи обнаружили, что печь изначально была гораздо меньше, но, видимо, когда семья стала больше, ее расширили, а стенки укрепили осколками старой посуды. Сам дом был размером 3 на 4 метра и наполовину - землянкой: он углублялся в грунт на 1,2-1,3 метра.

ТАЙНИКИ ЦЕРКВИ



След колодца. Золота так и не нашли

Многие археологи пытались, кроме прочего, найти и церковные святыни Десятинной. В ХVІІ-ХVІІІ веках люди искали расположение престолов храма с закладными святынями, а уже современные археологи нашли свидетельства этих поисков: примерно по центру трех апсид церкви рыли ровные глубокие колодцы, но золота, ценностей и святынь там так и не оказалось. Зато ученым удалось обнаружить две прямоугольные ямы до 4 метров в глубину, в одной из которых прятались киевляне во время нашествия татар на Киев. В этих ямах археологи еще довоенного времени нашли скелеты жертв обрушения церкви: женщину со свертком ее драгоценностей и мальчика, пытавшегося спасти свою собаку.

ПОСЛЕДНИЙ КНЯЗЬ



Воин-князь. Похоронен с мечом

В далеком 1939 году советские археологи нашли под Десятинкой захоронение в деревянном саркофаге. Внутри него - мужской скелет погребенного по христианским обычаям в церкви - с мечом в деревянных ножнах с серебряным наконечником. Советские ученые приписывали могилу Ростиславу Мстиславовичу, погибшему в 1093 году и похороненному в Десятинном храме последним из членов княжеской семьи (считается, что в Десятинной похоронены также Владимир, его жена Анна, его мать княгиня Ольга, князья Ярополк и Олег Святославовичи и сын Ярослава Изяслав. - Авт.). Споры ведутся до сих пор, но опровергнуть предположение пока никому не удалось.

ЯЗЫЧЕСКИЙ РОГ ДЛЯ УЗЛОВ



Участник обрядов. Сделали в Х веке

Одной из самых интересных находок последних лет можно смело назвать кочедык. Этот костяной рог нашли неподалеку от церкви в одном из языческих захоронений. Его сделали в середине Х века и поместили в курганную насыпь над могилой. На кочедыке скандинавские мастера, с которыми торговали древние киевляне, вырезали мифических животных и замысловатые растительные орнаменты. До наших дней он дошел немного обгоревшим: археологи считают, что он стал участником языческого обряда и даже побывал в погребальном костре. А носили кочедык на поясе в качестве украшения, но была в нем и польза: с его помощью человек мог развязывать узлы у себя на одежде, обуви и на мешках. Также кочедыком плели лапти, и была даже пословица: «он такой работящий, что умер с кочедыком в руках».

От редакции музейного сайта: многие годы исследованиями Десятинной церкви занимался наш коллега Игорь Святославович Красовский, скоропостижно скончавшийся в 2009 г.: http://expertmus.livejournal.com/44316.html

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева. Эксперты приводят в пример воцерковлённое сообщество - сообщество Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: http://rublev-museum.livejournal.com/392705.html






#МузейРублева #МузейАндреяРублева #музей_имени_Рублева #МузейноеЕдинство #rublevmuseum #andreyrublevmuseum
@ Музей Андрея Рублева

Русская Православная Церковь, #МузейРублева, лекторий, #andreyrublevmuseum, #МузейноеЕдинство, #МузейАндреяРублева, древнерусская архитектура, #rublevmuseum, #музей_имени_Рублева, святыня

Previous post Next post
Up