"Иконы. Сотни лет те же лики славятся"

Apr 30, 2011 23:17

"Неспособный вопрошать - не способен жить", - это изречение написано над входом в залы выставки "Иконы. Сотни лет те же лики славятся", которая с октября 2010 г. открыта  в Тюмени в «Музейном комплексе им. И.Я. Словцова». Впервые Музей изобразительных искусств представил в полном масштабе свою уникальную коллекцию сибирской иконы, часть наиболее редких экспонатов из которой ранее демонстрировалось на выставке в Московском Кремле. «В Тюменской области показ иконописи с таким смелым подходом происходит впервые»,-  отметил на открытии директор музейного комплекса Павел Головин. Грандиозность этого проекта можно сравнить только с лучшими выставками русского искусства "Saint Russie" ("Святая Русь") в парижском Лувре: http://expertmus.livejournal.com/52864.html

Открывается дверь в зал, но посетитель выставки не видит ни одного экспоната, а попадает в полумрак, где его встречают таблички с вопросами "Зачем я здесь?", "Что меня ждет?". При переходе из помещения в помещение, все также в полумраке, а где-то и в полной темноте, его ждут новые вопросы: "Что делать?", "Кому верить?", "Кто я?", "Почему я?". Эти вопросы задает себе человек в течение жизни, и, быть может, кто-то даст себе ответ на них после посещения выставки.



Впервые в Тюмень были привезены две иконы из Омского краеведческого музея - "Христос Вседержитель" (Пантократор) размером 226 х 216 и "Успение Богородицы" (250 х 211), которые были написаны на холсте в Тобольске в 1800 г. для Воскресенского собора города Березова. В 1930-е гг. храм был уничтожен, а иконы в совершенно разрушенном состоянии найдены в 1939 г. во время экспедиции сотрудниками Омского музея. Какое-то время они хранились в запасниках музея, и только в наши дни предстали, уже отреставрированные, перед поклонниками иконописи.

Иконы на холсте дают яркое представление о новом для своего времени явлении в церковном искусстве - академическом письме - в традициях светской западноевропейской живописи в пышном стиле барокко. См. статью «"Загадочный" Спас Эммануил - вас обманули!»: http://expertmus.livejournal.com/54681.html

Редкий случай для иконы тех лет, когда указывался год ее создания, но в картуше иконы "Успение" помимо даты есть сведения и о месте создания - Тобольск, и даже имя благотворителя, на чьи деньги был написан образ - это купец Андрей Сергеев. Есть предположение, что иконописец увековечил его лицо, как и его имя: в левой части картины среди людей в священнических одеждах выделяется человек в белой рубашке, чей взор направлен не на тело Богородицы, а на небо.




Следующие залы выставки "заселены" очень густо: здесь размещено более 250 икон. Разделены они тематически: наиболее многочисленный цикл - Богородничный, затем - Христологический и цикл, посвященный святым. В зале, где представлен Христологический цикл, есть крест, «спасенный» сотрудниками музея, из Тюменского района. Они на себе почувствовали, что значит крестная ноша: пять женщин довольно долго несли на себе тяжелый крест - до ближайшего транспорта. Музей впервые показывает такое огромное количество святынь, многие из них выставляются впервые. Организаторы выставки не преследовали цель показать иконы в зависимости от школы их письма, а потому рядом соседствуют образы разного художественного стиля и времени создания. Привлекают внимание и интерактивные зоны: так, в небольшом темном зале можно выбрать из пары десятков миниатюрных икон одну, положить ее на стеклянную поверхность - и на экране появится текст о святом. Этой же миниатюрой можно управлять как мышкой, прокручивая текст вверх и вниз.



Завершается выставка репродукцией, воссоздающей церковный иконостас, который обязательно есть в православных храмах. Посетители узнают, что он строится в соответствии со строгой иерархией, у каждой иконы там свое место. Отметим, что помимо икон на выставке представлено уникальное медное литье, а одна из витрин полностью отдана книгам - старопечатным и рукописным, созданным в 16-18 вв. Среди них есть и старообрядческие рукописи.



С 27 апреля 2011 г. всем пришедшим представилась возможность увидеть обновленную экспозицию. В зале «Иисуса Вседержителя» выставлена крупная икона, получившая название «Спас Сотэр» (Всемилостивый), а в зале «Успения Богородицы» - икона «Богоматерь Оранта». Обе иконы были созданы в начале ХХ в. в городе Ишим, одном из иконописных центров Урало-Сибирского региона, в мастерской, принадлежащей Сергею Павловичу Багишеву. Среди ишимских иконописцев были профессиональные художники - выпускники Императорской Академии художеств, что объясняет использование приемов светской академической живописи и ориентацию на росписи крупнейших российских храмов. В честь Светлого Христова Воскресения - Пасхи на выставке представлены пасхальные расписные яйца.

Справка:

С 16 августа 2010 г. ГУК ТО Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова изменил тип на ГАУК ТО. В его состав входят: музей "Городская Дума", музей изобразительных искусств, музей-усадьба Колокольниковых, музей "Дом Машарова", археологический музей-заповедник на озере Андреевском.

анонсы, древнерусское искусство, святыня, лекторий

Previous post Next post
Up