Полунин: Преувеличивайте достоинства и преуменьшайте недостатки

Mar 22, 2017 22:31

Слава Полунин об эффективности похвалы и о том, как разбудить внутреннего ребёнка

На Западе его называют лучшим клоуном мира и эпохи. Он - обладатель самых престижных театральных премий, среди которых эдинбургский "Золотой ангел", испанский "Золотой нос" и премия Лоуренса Оливье. Лауреат российского "Триумфа" 2000 года, основатель легендарных "Лицедеев" и "Академии дураков", знаменитый Асисяй уже третье десятилетие путешествует по миру со "сНежным шоу".

image Click to view



"Я стал искать способ дать новое дыхание тому театру, которым хотел заниматься. Мне хотелось поглубже забраться в трагикомедию, понять, насколько драма может сочетаться со смехом. Мечтал соединить эпику и лирику, наивность и мудрость, нежность и страстность", - объясняет Полунин.
      В январе шоу прошло в Берлине, в феврале переехало в Бергамо и Шамбери, а в начале марта - в Болонью. До середины мая "Slava`s Snow Show" увидят жители Бейрута, Генуи, Москвы (30 марта ─ 9 апреля) и Монреаля.



Что поменялось в "сНежном шоу" за эти долгие годы?

Действо трансформируется ежедневно и ежечасно. У нас практически не бывает двух одинаковых и даже двух очень похожих спектаклей. И так все 23 года.

Оно изначально задумывалось как "сНежное"? Или вначале был снег, а нежность добавилась?

Эта удивительная игра слов появилась как отражение сути спектакля. Нежность в нём была всегда, я надеюсь. А вот слова возникли неожиданно - просто повезло.

В какой стране самый благосклонный, а в какой - самый тяжёлый зритель?

Я давно знаю, что в России и Англии, Чехии и Корее, Мексике и Грузии, Колумбии и Италии нас всегда принимают очень хорошо. В этом году к числу страстных поклонников спектакля, выражающих свой восторг от увиденного как-то особенно бурно, прибавилась ЮАР. Мы впервые приехали в эту африканскую страну - реакция зрителей была невероятной. Публика оказалась такой чуткой, отзывчивой! Довольно редко встречается тяжёлый зритель. Случалось, конечно, пару раз такое: в Антверпене, кажется. И в Китае было непросто. Не то чтобы плохо принимали, но мы, актёры, не получали того удовольствия от общения с публикой, к которому привыкли.

У вас очень интересно устроена логистика. Нет ничего статичного: для каждой страны разный состав выступающих, да и декорации с собой не возите. Как это работает и как вы выбираете артистов для выступлений?

Для страстной Испании подходят самые страстные, для внимательной Англии - самые глубокие и наполненные, для России - самые чувственные. Я тщательно изучаю страну, в которую мы едем, особенно если это первые гастроли. Пытаюсь понять, какой тип контакта со зрителем должен быть установлен. Это серьёзная наука, отношусь к подбору команды очень скрупулёзно.

В одном из интервью вы сказали, что как только между проектами появляются щели, мир в них просачивается, начинаются шатания. Означает ли это, что занятость и расписание, составленное на годы вперёд, - спасение от самого себя? Или всё-таки от внешнего мира?

Не помню, чтобы я такое говорил. Просто без дела жить не умею, да и отдыхать подолгу не могу. Взял первый в жизни отпуск, когда мне исполнилось лет сорок пять, а то и больше. Я живу в очень плотном графике, так уж получилось. Переучиваться поздно.

Вы отдаёте много энергии, и в этом, возможно, ваша сила. А как восстанавливаетесь?

Лучший способ - побыть на природе. Каждый понедельник (то есть каждый выходной) всей командой выезжаем за город - где бы мы ни были.

Как сохранять гармонию в себе, ощущение счастья, когда столько страданий в мире? Это не может не расстраивать, а кого-то и вовсе повергает в уныние.

Знаете, я убеждён, что во многом в уныние нас повергают не сами события как таковые, а то, как их нам преподносят. Поэтому у меня в доме нет телевизора, радио, я не читаю газет и новостей в интернете. Безусловно, главные события мимо меня не проходят, но все эти потоки черноты, которые льются с экранов и страниц, стараюсь не впускать в свою жизнь. Хотя не могу сказать, что я глух ко всему вокруг. Однако согласитесь, в этом огне уж очень много журналистского масла, благодаря которому маленькие искорки превращаются в пламя.

Ещё одно ваше высказывание: "Меня интересуют те дураки, которые знают, как быть счастливыми". Откуда это знание? И что такое счастье?

Я не просто люблю радостных и счастливых людей - я их коллекционирую. Таких, которые способны жить в ощущении счастья, несмотря ни на что. Всегда. Я у них учусь. Великий дар или великая наука - не терять это чувство в любых обстоятельствах. А что такое счастье... Разве можно в двух словах ответить?

Поделитесь, пожалуйста, секретом, как сохранить в себе ребёнка.

Это непростая наука, но я на каждом нашем спектакле вижу, как взрослые солидные люди превращаются в детей. Они самозабвенно играют в огромные шары, обсыпают друг друга бумажным снегом, совершенно не думая, как при этом выглядят. Их внутренний ребёнок просыпается и становится полноправным хозяином. Так происходит практически со всеми вне зависимости от возраста, положения в обществе и страны.

Вы никогда не говорите своим артистам о том, что плохо, а вот о том, что хорошо, - сколько угодно. На наш взгляд, это весьма экологично, в жизни такого подхода как раз не хватает.

Это очень эффективно и приятно. Вы же любите, когда вас хвалят, и любой другой человек тоже. И потом, когда вы браните кого-то, то умножаете количество негатива в мире, а когда хвалите - количество позитива. Я всех призываю преувеличивать достоинства и преуменьшать недостатки, пусть даже это не соответствует действительности или выглядит не совсем экологично.

А "Мельница" - это дом или созданное вами волшебное место, куда, по слухам, приезжают люди со всего мира? Почему во Франции?

"Жёлтая мельница" - культурный центр, моя лаборатория, мастерская. Ко мне приезжает множество замечательных гостей, вместе с которыми мы создаем удивительные миры. Ну а выбрал я Францию потому, что люди в этой стране - большие мастера искусства жить и получать удовольствие. Постоянно у них учусь. Одновременно живу в Петербурге, в Москве, в Лондоне - везде, где возникают мои длительные проекты.

Где вы ещё не были и очень хотели бы побывать?

Побывать нам надо ещё кое-где, конечно. Трудность в том, что мы не охватили те страны, где нелегко найти хорошо оснащённые площадки. Вот, например, я мечтаю о полноценных гастролях в Индии, но там практически только один зал удовлетворяет техническим требованиям спектакля.

Говорят, где смех, там и слезы. Согласны?

Так бывает только в идеальном случае. Я вообще люблю трагикомедию и считаю её высшей точкой в искусстве. Добраться туда о-о-очень непросто.

Возвращаясь к путешествиям: где живут самые счастливые люди?

В каждом из нас есть счастливый человек - надо просто дать ему возможность выразить себя. Пожалуй, счастливых встречаешь чаще всего в Индии.

Когда-то вас настолько покорил чаплиновский фильм "Малыш", что вы мечтали стать похожим на великого комика. А ведь ему пришлось пройти через многое: и голод, и, как он сам говорил, испытание болью скитальца-шута. У вас не было таких страхов в начале творческого пути?

Я не боялся. Был увлечён, любил то, чем занимаюсь, чувствовал азарт первооткрывателя. Мне так это нравилось, что ни о каких страхах и говорить не приходилось. Потом уже бывали, конечно, и разочарования, и неуверенность, и сомнения. Как у всех людей. Но я - человек упрямый и стараюсь делать всё возможное, чтобы мои мечты осуществлялись, а сомнения не слишком долго мучили. Бывают, конечно, сложные ситуации, опасения возникают, но я стараюсь от них как можно быстрее освободиться.

Чаплин, отец двенадцати детей, написал очень трогательное письмо дочери Джеральдине, которая в то время пробовала себя на сцене. Одно из напутствий - приглядываться к лицам, смотреть на вдов и сирот, говорить себе: "Я такая же, как они". Какие напутствия вы выбираете для своих детей?

Я стараюсь не быть назидательным и давать им возможность найти свой путь.

Всё ли, о чём мечталось, исполнилось? Что занимает ваши мысли сегодня?

В детстве я мечтал стать клоуном, библиотекарем или лесником. И стал: у меня многотысячная библиотека, я много времени провожу в саду и лесу, ну и клоун из меня тоже получился. Так что с этим порядок. А теперь мечтаю издать целую кучу книг, опубликовать коллекцию фильмов, заехать во все те прекрасные уголки земли, где ещё не был. О многом ещё надо помечтать!

Вы говорили однажды, что время от времени приходится расставаться с близкими людьми. Это необходимость?

Нет, но просто так устроена жизнь. Не все воспринимают события одинаково. У меня был прекрасный партнёр Саша Скворцов. Мы были идеальным дуэтом. Огромное счастье - в начале пути найти такого партнёра. Мы добились колоссального успеха. Но в какой-то момент я захотел пойти по одной дороге, а он - по другой. И ни один из нас не мог просто последовать за другим. Каждый хотел пройти свой путь, и это нормально. Даже хорошо, потому что каждый поступил так, как считал правильным.

Что вас больше всего способно расстроить, а что - вдохновить?

Вдохновляют всегда люди - семья, друзья. Впрочем, расстраивают серьёзно они же! Потому что за них я переживаю, их боль принимаю близко к сердцу.

Клоун - призвание или профессия? Жизнь и сцена: где границы, существуют ли они?

Клоун - это мировоззрение. И профессия, и призвание, конечно. Но прежде всего - это особый взгляд на мир. То, что важно вам, клоуну почти безразлично, зато ему беспредельно важно то, на что вы даже внимания не обратите. Клоун - это судьба. Я всегда говорю начинающим артистам: "Если ты можешь не быть клоуном, не надо этим заниматься". Тут профессия сама тебя выбирает. Поверьте, это не красивые слова - чистая правда.

И всё-таки, обязательно ли быть дураком, чтобы стать счастливым?

Не знаю, но у дюже умных это получается, как мне кажется, куда реже.

image Click to view



○ Беседовали Светлана Руцкая и Наташа Табачникова Журнал "Аэрофлот" январь 2017

юмор, творчество, интервью, театр

Previous post Next post
Up