Представления зарубежного обывателя о России расширяются: за годы СВО помимо русских хакеров, олигархов, сорящих деньгами, и силовиков по гражданке в обиход вошло понятие «теневой флот». При всём изяществе этого названия значит оно не так уж много - это как подержанные, так и новые нефтяные или газовые танкеры, которые ходят под флагами нейтральных стран, но притом блюдут экономические интересы Москвы, - словом, сравнительно честная практика обхода санкций. До расцвета российского свой теневой флот уже существовал у Венесуэлы, Ирана и Северной Кореи, однако в сознании зарубежного гражданина не без помощи зарубежных же СМИ рисуются сюжеты именно про русских моряков-авантюристов.
В этом смысле предновогодние сообщения о задержании властями Финляндии танкера «Eagle S», который связывают с теневым флотом на службе России, будто отсылают ко временам корсаров золотого века пиратства. Поменялась разве что фактура, ведь вместо классического абордажа с соседнего судна финские солдаты высаживаются на корабль с вертолётов. С благой, конечно же, целью - задержать танкер «Eagle S», подозреваемый в повреждении энергетического кабеля между Финляндией и Эстонией под названием «Estlink 2». Ожидаемо московский след был найден и здесь, несмотря на то что ни одного нашего моряка на корабле не обнаружилось. Дальше - больше, и с недавних пор в интерпретации прессы «Eagle S» из гражданского танкера превратился в разведывательное судно со шпионским оборудованием на мостике. Таким образом, в глазах европейца причин для захвата нейтрального корабля набралось предостаточно, а для НАТО - тем более. В этом русле заметной стала и ноябрьская история, когда на дне Балтийского моря был разорван телекоммуникационный кабель «C-Lion 1», связывающий Германию с Финляндией. Берлин и Хельсинки тогда не смогли дать не противоречащие друг другу комментарии, и поэтому пока министр обороны Германии Борис Писториус разглагольствовал о том, что «речь идёт о диверсии», служба безопасности и разведки Финляндии была куда аккуратней в заявлениях. Из-за того, что подозреваемое в разрыве кабеля китайское судно «Yi Peng 3» при навигации покидало российский порт Усть-Луга, форсировалась тема об эпизоде гибридной войны. Разбирательство затянулось на месяц, и только ближе к концу декабря сухогруз отбыл к своему пункту назначения в Порт-Саид.
Балтийское море
Видится, что принадлежащее всем и никому Балтийское море стало ещё одним источником для европейской паники. И это мы ещё не вспоминаем про серийных подрывников газопроводов - четырёх украинцев на надувной лодке, с маской для ныряний и шашкой динамита! На третий год СВО понятно, что обход Россией санкций - это успешно налаженный процесс. И борьба с ним прекращаться не будет. Даже покидающий Белый дом Джо Байден напоследок подписал новый пакет санкций, где без учёта конкретных лиц, компаний и страховщиков значатся 183 нефтяных танкера теневого флота. Данная мера понятна и не выходит за пределы пресловутых правил основанного на них миропорядка. Иная точка зрения у Старого Света: идея выходящего за пределы простых санкций узаконенного пиратства на Балтике давно зреет в головах европейских функционеров. В середине декабря в Таллине прошёл саммит стран - участниц НАТО, на котором в первую очередь обсуждалась борьба с теневым флотом. За последние годы представителями Эстонии высказывались идеи о создании «прилежащей зоны», то есть такой части территориальных вод, где будет разрешён несанкционированный досмотр любого судна, а также его возможная конфискация в будущем. Случай с «Eagle S» - это практический пример того, какие полномочия возымеет флот НАТО, если атлантическая военно-морская бюрократия договорится до чего-то вменяемого. Уже сейчас сформирована эскадра из десяти кораблей, которая будет охранять подводные кабели на дне Балтийского моря. Возможно, этот морской патруль будет репетировать «внезапные» остановки судов теневого флота - безусловно, чтобы защищать объекты критической инфраструктуры, которым не даёт спать злобный теневой флот, только и ждущий, как бы из вредности оборвать какой-нибудь кабель. Даже если соблюдать тонкую и не всегда очевидную грань, за которой по всем законам следует объявление войны, то в случае нормализации захватов нейтральных кораблей с российскими нефтью и газом негласные договорённости о границах дозволенного будут отменены.
Российский теневой флот
Регулярные заявления о красных линиях напоминают сказку о бычке лишь до поры до времени. Самый конфликтный сценарий здесь кажется откровенно простым. Корабли Балтийского флота ВМФ Российской Федерации по известным исключительно в Москве причинам начинают провожать танкеры под нейтральным флагом от сих до сих, а то и на борту каждого танкера оказывается формально не подчинённая ничьей юрисдикции команда вооружённых до зубов людей - разумеется, в должности бортовых поварят. Комплекс морской неполноценности европейских государств Балтики роднит их с пиратами Сомали и Йемена. Породят ли Финляндия и Эстония своих Дрейков и Тэтчей? Неужели под флагом с черепом мелкой противно тявкающей собачонки будут ходить пираты Балтийского моря? Если продолжить расширять оптику за пределы Балтики и отношений Москвы с Европой, показательным видится пример Тайваня. 3 января в районе порта Цзилун случился крайне похожий на ситуацию с «Eagle S» случай: по тайваньской версии, китайское грузовое судно под флагом Камеруна «Shunxing 39» намеренно повредило подводный кабель связи Тайбэя с Вашингтоном. И зарубежной прессой резко вспомнилось, что словосочетание «теневой флот» применимо не только к России, но и к другим странам, к Китаю например. Потому Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря, как и море Балтийское, тоже могут стать акваторией таких своевременных повреждений кабелей, пропаж судов и катеров-провожатых.
■ Арсений Латов. Газета «Завтра» [
ссылка]. 16 января 2025 г.