15 ноября 1932 года в здании Казанского собора в Ленинграде открылся «Музей истории религии Академии наук СССР». После окончания Великой Отечественной войны этот музей, по-прежнему размещавшийся в Казанском соборе, был едва ли не единственным музеем такого рода в СССР. Именно тогда из закрывшегося в Москве «Центрального музея атеизма» перевезли в Казанский собор различные реликвии, изъятые у Русской Православной церкви в 1920-е годы. В частности, привезли мощи многих святых: Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Зосимы и Савватия Соловецких. Хранение мощей в запасниках музея никак не гарантировало их сохранности, поэтому уцелели они лишь благодаря заступлению Божиему и смелости людей, готовых с риском для себя защитить святыни от поругания.
Ленинград, 1936 год. Интересно, что петербургская синагога, построенная в 1893 году, прекращала свою обрядовую деятельность лишь на полгода - с января по июнь 1930 года. Однако после жалобы евреев в высший законодательный орган СССР - ВЦИК - 1 июня 1930 года синагога была открыта вновь. О проведении в стенах синагоги экскурсий и экспозиций по темам «Классовая роль православного христианства» или «Классовая роль мусульманства» - информации, как вы понимаете, нет
Так, нетленные мощи святителя Иоасафа Белгородского очень хорошо сохранились, но в 1970 году руководство музея приказало их уничтожить. Один из проводивших реставрационные работы работников, А.В. Соколов, решил не исполнять это распоряжение и спрятал мощи на чердаке Казанского собора. В 1991 году, после возвращения собора Церкви, дочь Соколова обратилась к церковному священноначалию и рассказала, где спрятаны мощи. Митрополит Иоанн (Снычев) создал специальную комиссию, были организованы изыскания, и под слоем утеплителя на чердаке собора действительно нашли мощи Иоасафа Белгородского.
Казанский кафедральный собор Санкт-Петербурга
Храм, который построил крестьянин. А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается - Большая перспективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль - какая перспектива открывается. И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор - почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А ещё непонятно - почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов? Что можно увидеть, глядя на собор с вертолёта? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?
Крестьянин-архитектор. Однажды российский Император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра. Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм. Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814). Работа неизвестного художника. До 1811 г.
Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа - Никифор Степанович и мама - Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными - значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения - тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой. Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренёк сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином. Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал. Когда Император объявил конкурс на лучший чертёж Казанского собора, кто только не вызвался в нём участвовать. Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да ещё - бывшему крепостному. Он до этого только и успел спроектировать, что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.
Взгляд из вертолёта. Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолёт и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор - построить храм в форме креста. Но если б всё построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолёта, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» - две полукруглые колоннады. Здорово придумано. Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило. Так и осталась одна.
Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу. Когда построили, оказалось, что этот храм теперь - самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домов и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный.
«Гнилые камни». Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-чёрный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни. А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня». Не то, чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой - просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит. И знаете, что ещё интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз. Казанский собор был готов осенью 1811 года. Меньше чем через год началась Отечественная война…
Царское место в соборе Казанской Божией Матери. 1917 г. Царское место - это богато украшенный шатёр и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам Император. Оно находилось недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая: «Сердце царя - в руце Божьей», - слова приписываются Соломону, еврейскому царю, персонажу множества легенд
Кто похоронен в храме? Летом 1812 года французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, и осенью достиг Московского Кремля. На одного русского солдата в момент вторжения приходилось сразу трое европейцев. Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять своё Отечество… Так что, когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его любил. Кутузов участвовал в нескольких войнах, и дважды получал смертельные ранения. В 29 лет, в битве с турками, пуля угодила в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причём пуля попала в то же место, что и в первый раз. Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережёт. И действительно, такой миссией для Кутузова стала война против Наполеона. Но при чём же тут Казанский храм, спросите вы? А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме. Такая традиция существовала ещё в Средние века. И в некоторых католических костёлах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там. Это считалось самой большой честью. В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а ещё - очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал - высшее звание в армии в то время). Когда Кутузова в апреле 1813 года везли хоронить в погребальной карете, по инициативе собравшихся гроб понесли на руках к самому Казанскому собору.
Памятник Кутузову в Санкт-Петербурге. Скульптор - Б.И. Орловский, литьё - В.П. Екимов, архитектор - К.А. Тон
«Болтай да и только», или два Михаила. Так Казанский собор стал не просто храмом, а ещё и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева - Кутузову. А справа - Барклаю де Толли. Происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию. Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя - Богдан. В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только». В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Воевал мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей. А когда Наполеон сбежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И участвовал во взятии Парижа. Памятник Барклаю де Толли - это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой - жезл фельдмаршала. Он указывает им вперёд, как будто отдаёт команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамёна. Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин - талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия - Смирнов. Вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам. Ещё Михаил - это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение.
Памятник Барклаю-де-Толли
Ключи не от квартиры. Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи от городов. Как это? Когда-то этих ключей здесь было очень много. А ещё больше было знамён вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой - и нести знамя доверяли только самым храбрым. А когда выигрывалось сражение, знамёна вражеской армии победители забирали себе. Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы. Так вот, было около ста штук таких знамён в Казанском соборе - они висели на длинных деревянных шестах и там, и сям: в оконных проёмах и на стенах. Большую часть этих трофеев - и знамёна, и ключи - перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамён и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова. Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города? Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу. Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.
Ключи от европейских городов
■ Валерия Михайлова (Посашко). Журнал «Фома» [
ссылка]. Август 2012 г.