Всплыл Швыдкой. Бывший «хозяин» Русской культуры. О заслугах Швыдкого перед «великой» Германией

Jun 14, 2024 12:00


«Когда посмотришь ты в глаза Швыдкому,
Возникнет вдруг - неясно, почему? -
Желание участвовать в погромах
И покупать плохую хохлому».
Олег Бородкин

Швыдкой - милейший обаятельный человек, располагающий к себе практически любого собеседника. Приятный во всех отношениях эрудит, всегда готовый поделиться своим опытом и сокровенными чувствами, он завораживает студентов недостижимым для них цинизмом, интеллектуалов - знаниями, а солдафонов - виртуозным матом. Каждый собеседник (если, конечно, это надо Швыдкому) чувствует себя в его присутствии желанным и важным для него человеком и навсегда запоминает вызываемые этим гордость, интерес и умиротворение. Важнейшая сфера жизни общества - культура - несёт на себе его неизгладимую печать: далеко не все сознают, что его влияние на жизнь нашего общества превышает влияние большинства премьеров и сопоставимо с влиянием президентов.



Специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Ноябрь 2023 г.



Культурный рост

Швыдкой родился в 1948 году в Киргизии в райцентре Кант, где на базе эвакуированной в 1941 году Одесской авиашколы было создано Фрунзенское военное авиационное училище (сейчас на его базе развёрнута знаменитая российская авиабаза). Отец Ефим Абрамович с 12 лет работал на шахте в Донбассе, в 1930-е был председателем колхоза, затем работал в райкоме партии, воевал ещё на финской, в Сталинграде был тяжело ранен и долго лечился, но остался в армии и служил в Канте. Мать, Марина Юлиановна, одесситка, окончила мединститут в Уфе и по распределению поехала в Кант работать хирургом в больнице. Родители Швыдкого развелись, когда ему было пять лет, и довольно быстро создали новые семьи. Мама вышла замуж за тромбониста, выпускника Московской консерватории. Ребёнок остался жить с её родителями, и воспитывала его в основном бабушка, которой он обязан любовью к учёбе и прекрасным английским. Уже в 10-летнем возрасте Швыдкой жил в коммуналке в Москве и до сих пор помнит тогдашнюю цену детских ботинок.



Пригород Бишкека (ранее - Фрунзе) Кант. 2023

В специализированной математической школе (в старших классах ученики проходили практику в секретном институте) он, несмотря на скорее хулиганское поведение (курил то ли с 6, то ли с 7 класса), не имел равных в физике и математике за счёт отличной памяти. При этом славился прекрасными сочинениями, занимался в театрально-поэтическом клубе, записался в киностудию при Дворце пионеров, отлично играл на пианино, был душой почти любой компании, в 9-м классе организовал джаз-банд - и в итоге шокировал учителей, поступив в ГИТИС [Госинститут театрального искусства]. По его воспоминаниям, решение было случайным: мол, просто экзамены в ГИТИСе проходили раньше. Но в то время выбор между «физикой» и «лирикой» носил принципиальный характер: физика и математика служили государству, а творчество давало свободу. Возможно, сыграло роль и неизбежное сравнение фигур отца-военного и отчима-музыканта. Вот только простодушные энтузиасты, жаждущие стать звёздами или просто приобщиться к искусству, шли в режиссёры или актёры, а Швыдкой поступил на сравнительно непопулярный театроведческий факультет. Возможно, так было проще, но нельзя исключить, что он уже тогда понимал: у критика больше власти, чем у творца, ибо именно он даёт оценку творцу. И потому, если нужна власть, а не «зияющие высоты» творчества, нужно быть не режиссёром или актёром, а именно критиком. Но в то время до власти было далеко. Жили так бедно, что, по воспоминаниям Швыдкого, у него с матерью был единственный свитер: она надевала его в консерваторию, он - в театр.



Москва, Малый Кисловский переулок, 6. Российский институт театрального искусства (ГИТИС)

Защитив диплом на год раньше сокурсников, в 1971 году, он по распределению отправился в Улан-Удэ преподавать зарубежную литературу, но упоминаний об этой работе найти не удалось. Скорее всего, потому, что вместо Бурятии он попал в армию: играл в массовке театра Советской Армии в Москве. Хлебнул дедовщины: чтобы не спать, пристрастился курить по ночам и курил именно так и в «нулевые» годы. Нельзя исключить, что призыв на такую службу был просто способом остаться в столице. Недаром одноклассник вспоминал, что Швыдкой, несмотря на любовь к розыгрышам и шуткам, всегда казался старше своих сверстников и был не по годам самостоятелен.



«Театр» - советский и российский журнал драматургии, театра и театральной критики. Выходил с 1937 по 2021 г. Действующий сайт - https://oteatre.info/

После службы Швыдкой женился на дочери известного успешного кинодраматурга [на Ольге Принцевой, дочери писателя и драматурга Юзефа Принцева]; возможно, это помогло ему в 1973 году устроиться во всесоюзный журнал «Театр», где он сделал карьеру, поднявшись к 1990 году с должности корреспондента до секретаря парторганизации журнала (члена райкома КПСС!) и заместителя главного редактора. Оправдывая свою фамилию (по-украински она значит «шустрый»), Швыдкой хватался почти за любую возможность подработать: писал рецензии, преподавал в вузах, ездил с лекциями по стране. Причём благодаря потрясающему обаянию завоёвывал почти любую аудиторию. Писал книги и добивался их выхода (что было тогда отнюдь не просто и приносило хорошие деньги), ездил в загранкомандировки и даже читал лекции в США (в частности, курс по русской культуре в знаменитом Массачусетском технологическом институте, MIT). В 1975 году стал театральным обозревателем Всесоюзного радио и телевидения, в 1977 году защитил кандидатскую и заработал авторитет признанного критика.

Ключ к демократической власти: реституция

С началом перестройки Швыдкой зорко изучал открывавшиеся перед ним шансы, но, будучи предельно осторожным, начал действовать лишь в 1990 году. Бизнес как таковой, деньги ради денег Швыдкому были чужды: уже тогда светский лев, он (вероятно, в силу трудного детства) остро нуждался в публичном успехе, во всеобщем внимании и любви. А для гарантированного получения и сохранения всего этого надо было прорваться в истеблишмент, стать частью власти. Ключом было сотрудничество с Западом и набиравшими силу демократами. И в 1990 году Швыдкой добился публикации в журнале «Театр» революционной для того времени английской пьесы «Московское золото», посвящённой травле ретроградами из Политбюро во главе с Горбачёвым народного лидера Ельцина (тогда как раз вырвавшегося наконец из опалы). Даже переводить пьесу было ещё страшно, но Швыдкой, учуяв будущее, организовал гастроли английской театральной труппы в Москве и даже привёз авторов пьесы [тут Делягин, как свидетельствуют современники, заблуждается, Швыдкой сумел «лизнуть» и Горбачёву, и Ельцину]. Так он стал любимцем Ельцина и в 1991 году возглавил редакционно-издательский комплекс «Культура», выбив на него у Министерства культуры огромные деньги. Идея была красива: союзные республики заплатят за пропаганду своих литературных достижений, а издательство, помимо литературы братских народов, будет издавать разнообразную качественную литературу для элиты.



см. публикацию - https://skazka-bochki.livejournal.com/114524.html

Однако развитие рынка уничтожило книжный дефицит, а руководство «Культуры» не просто игнорировало коммерческие проекты, но и приглашало в авторы друзей и знакомых. Это привело к гибели проекта в 1993 году, но Швыдкой успел превратить его в аэродром для нового старта. Крах СССР превратил страну в добычу для хищников всех сортов, и культура не была исключением: Германия при поддержке других стран Запада потребовала «реституции» - возврата художественных ценностей, вывезенных в нашу страну в ходе войны в порядке частичной компенсации за наше культурное наследие, уничтоженное гитлеровцами. Возврат ценностей, на котором настаивал Швыдкой, по сути дела означал отрицание законности итогов Великой Отечественной войны и признание советских солдат и офицеров, спасавших культурные ценности от гибели, обычными мародёрами. Швыдкой воспользовался ситуацией и занялся рассекречиванием фондов спецхранов, в которых с войны осталось значительное число «перемещённых ценностей». Стал режиссёром телефильма о трофейной Бременской коллекции, показанной по Первому каналу в декабре 1992 года; спонсором фильма, обошедшегося, по оценкам, в 17 тысяч долларов США, стал «Инкомбанк». Он же проспонсировал другой политический проект Швыдкого - каталог «Западноевропейский рисунок XVI-XX веков», преподнесённый Министром культуры Сидоровым Ельцину и Черномырдину в марте 1993 года.



Министр культуры в правительстве Ельцина, затем посол России в ЮНЕСКО, ныне профессор Литературного института, писатель и литературный критик Евгений Сидоров круглый год живет в подмосковном писательском поселке Переделкино

Подарок был ко времени: «Культура» как раз обанкротилась, но Сидоров, познакомившийся со Швыдким в комиссии по реституции, взял его к себе в заместители. Деятельность Швыдкого была кипучей: он занимался даже проблемами инвалидов, не забывая, разумеется, и себя. В 1994 году стал доктором искусствоведения. Когда в 1997 год вывоз культурных ценностей из страны был запрещён законом, сторонник реституции министр Сидоров отправился в почётную ссылку представителем России при ЮНЕСКО, а Швыдкой, пользуясь давней симпатией Ельцина, добился создания телеканала «Культура» и возглавил его, став зампредом ВГТРК. На фоне бесконечных экспериментов созданного березовским ОРТ и его войн с гусинским НТВ телеканал «Культура» выделялся интеллигентностью при профессионализме. И в мае 1998 года, в премьерство Кириенко, Швыдкой возглавил ВГТРК. При этом он так искренне изображал ни во что не вникающего «свадебного генерала», занятого лишь представительством и личным шоу-бизнесом, что недовольство премьера Примакова политикой государственного медиахолдинга обрушилось на головы его заместителя Лесина и обозревателя Сванидзе. Энергия Швыдкого приносила весомые плоды: как сообщалось, перед дефолтом 1998 года он попал в список тысячи наиболее богатых и известных людей России, который в воспитательных целях составлял тогдашний глава Госналогслужбы Фёдоров.

Сладкие дивиденды политической порнографии

«Моментом истины» стал для Швыдкого конфликт «семьи» Ельцина, либералов и олигархов с патриотами: чтобы одержать победу и психологически сломать Скуратова [генпрокурор РФ 1995-2000], тогдашнюю ключевую фигуру, надо было показать компрометирующую его видеозапись народу. Даже ОРТ Березовского, не осмелилось, несмотря на отчаянную политическую нужду (Березовский был одной из мишеней не скрывавшего это Скуратова), показать голого «человека, похожего на генерального прокурора» в компании двух проституток. Эту миссию взял на себя Швыдкой - и вспоминает об этом с гордостью: мол, именно в этом заключается профессионализм, так как общество должно знать правду о своих руководителях. Правда, ни до, ни после подобных устремлений за ним замечено не было, возможно, из-за рудиментарного чувства приличия. Вероятно, причина была в ином: как сказал позже сам Швыдкой, «если бы этого сюжета не было, мы жили бы в другой стране», управляемой, по всей видимости, патриотами, а не обслуживающими интересы Запада либералами и олигархами. Так или иначе, выпустив в эфир без какой бы то ни было проверки 50-минутную порнографическую видеозапись, Швыдкой решил исход политического противостояния и определил историю России. Победители были благодарны ему безгранично и в правительстве Касьянова он стал Министром культуры.



Скуратов

И тут оказалось, что у бонвивана и милейшего во всех отношениях «свадебного генерала» есть железная воля и твёрдое представление о том, что правильно, а что нет. Сразу после назначения Швыдкой принял участие в конфликте между коллективом Государственного симфонического оркестра и великим дирижёром Светлановым, уволенным «за грубое нарушение должностных обязанностей». Министр официально заявил, что оркестр «нуждался в смене менеджмента». Осенью 2000 года Минкультуры уволил руководство Большого театра, директором которого был назначен бывший коллега Швыдкого по телеканалу «Культура» Исканов. В качестве Министра культуры Швыдкой проявил себя как убеждённый, активный и последовательный сторонник реституции; в частности, он приложил огромные усилия для передачи Германии исключительно ценной (оценочная стоимость составляла 1,5 миллиарда долларов США) Бременской коллекции рисунков и почти добился этого. Чудовищное преступление было сорвано буквально в последний момент. При этом возврат культурных ценностей, утраченных в ходе войны нашей страной Швыдкого, насколько можно судить, не интересовал. Уже после него был подготовлен их заведомо неполный каталог, в который вошло 25 тысяч единиц. Возвращена лишь 51 из них.



Винсент ван Гог. Кипарисы в звёздной ночи. 1889. Одно из самых известных произведений в Бременской коллекции

Важным «достижением» Швыдкого стало возвращение в Германию уникальных витражей Мариенкирхе XIV века. Ценность их такова, что немцы приняли закон, гарантирующий любому обеспечившему их возвращение лицу не только огромную денежную премию, но и право проживания в Германии. Интересно, воспользовался ли этой возможностью Швыдкой? Орден «За заслуги перед Германией» он получил лишь в 2010 году. Оформленный в качестве «жеста доброй воли» возврат витражей стал возможен, так как запрет на реституцию не распространялся на собственность религиозных общин. Их реставрация обошлась Эрмитажу в 400 тысяч долларов, но немцы оплатили лишь 300 тысяч.



Витраж «Благовещение Антихриста и его матери демоном Астаротом». Витраж «Рождение Антихриста». Витраж «Обрезание Антихриста». Церковь Святой Девы Марии во Франкфурте-на-Одере. 1350-1360-е гг.

Разумеется, работа не отвлекала его от шоу-бизнеса. Беспрецедентный случай: в 2001 году действующий Министр стал вести авторское ток-шоу «Культурная революция» [которое вёл 16 лет], был участником и соведущим массы разнообразных программ. Насколько можно судить, это принесло ему хороший официальный доход. После отставки Касьянова Швыдкой возглавил «Агентство по культуре». Дело в том, что в результате административной реформы министерствам оставили лишь разработку политики, а деньги передали агентствам. Огромный авторитет и связи Швыдкого привели к тому, что возглавляемое им агентство стало едва ли не более влиятельным, чем формально руководящее им Министерство культуры. Напряжение нарастало, и уже летом 2005 года Министр культуры публично обвинил подведомственное ему Агентство Швыдкого в коррупции «на всех этажах». Швыдкой через суд потребовал от Соколова публичных извинений, но вскоре отозвал свой иск, объяснив отступление тем, что министр «не обвинял конкретных должностных лиц …и не предъявлял им конкретных претензий, а высказал общее оценочное суждение».

🎦 Программа «Культурная революция. Жить нужно только в кредит» от 30 марта 2017 г.

В течение 2005 года Швыдкой был посредником между правительством и руководством Большого театра, энергично и изобретательно отстаивая проект его капитального ремонта - и в итоге победил. «Скажите Путину, что на эти деньги я построю в Москве три таких театра!» - воскликнул потрясённый аппетитами Агентства Швыдкого крупнейший в мире специалист по театральным технологиям Татео Накашима. И действительно: первоначально на реконструкцию Большого театра требовали 1 миллиард долларов США, затем довольствовались 600 миллионами (потом сумма, насколько можно понять, выросла) - в то время как реконструкция миланского «Ла Скала» стоила 72 миллиона долларов, лондонского «Ковент Гарден» - 350 миллионов долларов, а уникальная реконструкция Московского Кремля - 312 миллионов долларов. Реконструкция Большого театра вошла в историю России в силу феноменальной скандальности (доходило до опасений в том, что Большой театр «сложится», как карточный домик) и подозрений в чудовищной коррупции. Инвесторы менялись, руководители реконструкции ходили на допросы, как на работу, результат вызвал сильнейшие нарекания артистов, но к этому Швыдкой формально уже не имел отношения.



В помещениях фонда живописи Эрмитажа

А летом 2006 года, когда Эрмитаж признал исчезновение из его хранилищ более 200 ценных экспонатов, Швыдкой всеми силами старался смягчить скандал и защищал директора музея М. Пиотровского. Когда в 2008 году после избрания президентом Медведева правительство возглавил В.В. Путин, функции «Агентства по делам культуры» были возвращены министерству, а Швыдкой покинул правительство. Он стал спецпредставителем президента России по международному культурному сотрудничеству в ранге посла по особым поручениям и президентом «Академии российского телевидения» (последнюю должность ему любезно уступил Познер). Уход с административного Олимпа если и уменьшил влияние Швыдкого на российскую культуру, то самую малость. Насколько можно судить, его железный авторитет, подкреплённый многочисленными единомышленниками и лично обязанными ему деятелями, расставленными на самые разнообразные места, позволяет Швыдкому и сегодня уверенно направлять развитие отечественной культуры вне зависимости от сменяющих друг друга политиков и администраторов. Это делает Швыдкого одним из ключевых не только членов либерального клана, но и участников современной политики как таковой.

«Задача и содержание искусства - десакрализация»

Насколько можно судить по его словам и делам, это фундаментальное убеждение Швыдкого. Именно поэтому в 2005 году он как глава Роскультуры, в отличие от своего начальника - министра Соколова, - защищал от обвинений в порнографии постановку в Большом театре омерзительной оперы Десятникова по либретто Сорокина «Дети Розенталя». Именно поэтому он проводил ток-шоу на такие темы, как:
- «беспризорность - это плата за свободу» (в которой он страстно убеждал телезрителей не возмущаться детской беспризорностью, а считать её нормой свободной, демократической жизни);
- «без мата нет русского языка»;
- «для нас важнейшим является американское кино» (что особенно цинично в устах человека, отвечающего за развитие российского кинематографа);
- [«русская литература умерла», «патриотизм - последнее прибежище негодяя», «чувство долга мешает жить», «без вранья мир рухнет», «жить нужно только в кредит», «современное общение токсично»] и т.д. и т.п.
Именно поэтому в конце мая 2015 года на «Эхе Москвы» он говорил об уместности повтора его передачи 2002 года с говорящим названием «Русский фашизм страшнее немецкого».



«Сволочи» - фильм Александра Атанесяна по одноимённой повести Владимира Кунина (2006)

Во время руководства Швыдкого на ВГТРК из эфира исчезли все общественно значимые программы, например, «Соотечественники» (об участи русских в государствах постсоветского пространства). Автор программы Т. Фурман была уволена задним числом и на прощание тяжко оскорблена: в её адрес на пресс-конференции было сказано: «А вот эта - вообще никто!» Возглавив культуру, Швыдкой прославился финансированием за государственный счёт откровенно антироссийских фильмов, направленных на грубое переписывание истории и на унижение нашей страны. Наибольшую известность получил фильм «Сволочи» - агитка, в которой чекистские изверги забрасывали в немецкий тыл малолетних беспризорников, обрекая их на верную смерть. Это выдавалось за исторический факт, при том, что руководители снявшей её студии заранее получили официальное письмо из ФСБ о том, что содержание фильма является наглой ложью. Более того: вскоре после премьеры выяснилось, что подобным занимались не наши, а как раз фашисты, но для очернения и дискредитации нашей Родины Минкультуры Швыдкого с лёгкостью (и, вероятно, с удовольствием) пренебрегло историческими фактами.



«Молитва о гетмане Мазепе» - фильм Юрия Ильенко по собственному сценарию (2001)

За деньги России был профинансирован омерзительный и лживый фильм «Мазепа», в котором Пётр Великий был представлен маньяком и гомосексалистом. «После того как Лужков даже направил Швыдкому пушкинскую «Полтаву», Михаил Ефимович, давно имеющий в кругу друзей шутливое прозвище «Чего изволите?», краснел, бледнел и даже не выпустил «Мазепу» в российский прокат», - писал критик Щербаков в феврале 2006 года. Но свой вклад в воспитание русофобии на Украине, чудовищные плоды которого мы видим сейчас, Швыдкой внёс - из российского бюджета, то есть из нашего кармана.



«Полумгла» - фильм Артём Антонова по сценарию Игоря Болгарина, Виктора Смирнова (2005). «4» - фильм Ильи Хржановского по сценарию Владимира Сорокина (2004)

Профинансировал он и фильм «Полумгла», в котором русские варвары чудовищно издеваются над несчастными немецкими военнопленными. Поразительно, что сценарий, по которому был снят фильм, носил принципиально иной характер и воспевал любовь представителей разных народов, так что сценаристы даже отозвали свои имена из титров этого чудовищного произведения. Фильм «Четыре» показывал деревенских бабушек в качестве участниц дикой оргии с голыми грудями, разрывающими на части жареную свинью (вероятно, для «правильной», русофобской ориентации мусульман). Этот список можно продолжать почти бесконечно.



Борис Петров. «Михаил Швыдкой лучше Геббельса». Издательство Алгоритм, 2005. ISBN: 5-9265-0190-3

В книге с весьма спорным названием «Михаил Швыдкой лучше Геббельса» Борис Петров исчерпывающе характеризует его деятельность: «Он занят… трансформацией всей российской культуры, которая выросла на православной традиции и никогда не сможет преобразиться в рынок, где торгуют любыми ценностями». Недаром Швыдкой стал единственным россиянином, включенным английским «Art review» в список 100 наиболее влиятельных в мире деятелей искусства. Вероятно, были учтены и его заслуги в деле разграбления России в виде реституции, но, как говорят, более всего понравилось британцам ключевое высказывание Министра культуры: «Мы хотим сделать Россию частью западного мира». Как уже сделали, например, Эстонию и Болгарию.



20 сентября 2018 года мы совершим музыкальный прыжок в XX век и вернёмся в наше время! Наш бессменный капитан в круизе по музыкальной реке времени «Жизнь прекрасна!» - Михаил Швыдкой. А пассажиром может стать любой - приобретайте билеты на премьерные показы в кассе Московского театра мюзикла

* * *

Культура народа определяет не только его образ жизни, но и мировоззрение и идеологию, а следовательно - целеполагание. Она является основой его идентичности, и разрушение культурных ценностей российского общества является важнейшим, стержневым элементом кропотливой, хотя и весьма энергичной работы по уничтожению даже не России как государства и не русских как народа, но всей нашей цивилизацией, сформированной именно русской культурой. Деятельность Швыдкого, насколько можно судить, идеально вписывается в общую канву либеральных усилий по лишению России исторической памяти и превращению нас даже не в «иванов», а в «адольфов, не помнящих родства». Это действительно великий по масштабам и результатам своей деятельности человек, влияние которого по-прежнему исключительно глубоко.

■ Михаил Делягин [ссылка, Дзен]. 2 октября 2021 г. 

кино, русофобия, публицистика, мошенник, театр, евреи, враги

Previous post Next post
Up