Из путевых заметок Сергея Брилёва. Наш грядущий фильм неслучайно будет называться «Остров Пасхи. Русский шифр»: о том, насколько сильно в народе живут древние верования острова Пасхи. Показатель - современное кладбище. Всего две могилы со статуями-моаи. Всего одно (и весьма условное) изображение письменности «ронго-ронго». В остальном - уже только кресты-кресты-кресты. Ну, и пару этюдов на полинезийские мотивы. Но это потому, что шифр «ронго-ронго» до сих пор не раскрыт. А мы снимаем как раз про то, что он может быть разгадан нашими учёными.
Сегодня стало явственно понятно, что правильно мы взялись за тему расшифровки письменности «ронго-ронго» российскими учёными: Миклухо-Маклай - Пиотровский - Кудрявцев - Кнорозов - Фёдорова - Поздняков - Давлетшин. Во-первых, все наши собеседники на самом острове Пасхи/Рапануи ничего не знают о том, какой в это дело внесли вклад россияне. Уже понятно, что, когда будет готов наш фильм, его надо будет делать в двух версиях: на русском и испанском, чтобы показать на обеих сторонах. Во-вторых, похоже, островитян так угнетает, что их предков, умевших читать таблички, увозили в рабство (где они и сгинули), а все уцелевшие таблички оказались вне острова, что «ронго-ронго» занимает здесь второстепенное место. А именно: статуэтки моаи делают из туфа, дерева, кажется, из оникса и т.п., но даже и на самом большом развале мы нашли всего одного мастера, который вырезает «ронго-ронго». Но нашли. И он, зовут его Нельсон, много чего рассказал.
Сувенирная лавка на острове Пасхи
Моаи
Ронго-ронго