Николай II и его автомобили

Mar 21, 2024 15:01


К 1917 году российский императорский гараж насчитывал 56 авто. Столько не было ни у одного европейского монарха, а в гараже президента США было всего 10 машин. Правда, лично Николаю II принадлежало только 9 автомобилей. 19 автомобилей предназначались для свиты, 10 - для придворных, 3 - для фельдъегерей и 15 - для хозяйственных нужд. У машин императорского гаража были спецномера - синего цвета с белой короной. Но личные автомобили Николая II не имели никаких знаков - это и было их отличие. Обычно Николай II ездил в открытых автомобилях, хотя служба безопасности настаивала на закрытых. Русский царь первым из глав государств стал использовать спецсигналы - сирены, ревун, клаксон, фару-прожектор. И всё равно при приближении царского авто на перекрёстках останавливали движение. Однако в инструкции говорилось, что «слишком ранняя остановка движения не должна допускаться во избежание скопления экипажей и публики». В общем, движение перекрывали, но не за два часа.





Автомобили в императорском гараже на Академическом проспекте, дома №№ 2, 4, 6 в Пушкине (Царском Селе)



Собственный Его Императорского Величества гараж (СЕИВГ) - подразделение Министерства Императорского двора и уделов, официально созданное 18 февраля (3 марта) 1907 года для автомобильного обслуживания Императора Николая II, его семьи и свиты. После отречения последнего российского монарха от власти 2 (15) марта 1917 года СЕИВГ перешёл в ведение Временного правительства.

Покупкой автомобилей для Николая II в начале XX века занимался князь В. Н. Орлов («завгар» - заведующий гаражом), и купленные им первые императорские автомобили появились в Царском Селе в начале 1906 года. Тогда же началось строительство первого здания гаража (нынешний дом №4) на закрытой территории рядом с Александровским дворцом. Автором проекта был архитектор Царскосельского дворцового управления С.А. Данини.





Царские автомобили в дворцовом гараже. До 1917 года

После Октябрьского переворота здания гаража продолжали использоваться по назначению как автоконюшенная база, потом мотороремонтный завод. После Великой Отечественной войны здания переданы Ленинградскому сельскохозяйственному институту, в пользовании которого (ныне СПбГАУ) они остаются и поныне. В комплексе гаража размещалась кафедра автомобилей и тракторов (ныне кафедра сельскохозяйственных машин), а также военная кафедра и кафедра охраны труда.





Император в дубль-фаэтоне «Делоне-Бельвиль» СА6 45CV на пандусе дворца в Беловеже. Сентябрь 1912 г.





Император Николай II верхом на лошади у своего первого автомобиля - трипль-фаэтона «Делоне-Бельвиль» C4 40/45 CV. На заднем сиденье - черногорские принцессы Милица и Стана, перед автомобилем - князь В.Н. Орлов и шофёр (а также инженер, механик и изобретатель) француз Адольф Кегресс. Красное Село, лето 1908 г.





Императорский «Мерседес Бенц». За рулём сидит личный шофёр Николая II Адольф Кегресс. Царское Село, у парадного подъезда Большого Екатерининского дворца. 9 сентября 1911 г.





Императорский полуоткрытый фаэтон «Мерседес» 45PS под водительством князя В.Н. Орлова. 1906 г.





Императорский «Делоне-Бельвиль» 70CV (SMT) с кузовом ландоле. За рулём - князь В.Н. Орлов, рядом с ним - А. Кегресс. Красное Село, 1909 г.





Императорская чета выходит к автомобилю «Роллс-Ройс» 40/50НР. Воронеж. Декабрь 1914 г.





Цесаревич Алексей в подаренном ему «Бебе-Пежо». 1910 г.

■ по материалам журнала «Город 812» [ссылка] и др. источников 

история, Российская Империя, фото, авто, Романовы, СПб

Previous post Next post
Up