Документальный фильм «Русская культура: история подмены». 2022

Jan 05, 2024 21:37


Традиционная русская культура является неотъемлемой частью как русской национальной идентичности, так и всего культурного многообразия народов России. Увы, слом традиционного уклада жизни, что случился в ХХ веке, оторвал подавляющее большинство русских людей от традиционной культуры. Знания собственных традиций стали обрывочными и искажёнными. Возникли спекуляции, а то и откровенные подлоги под видом «традиционной культуры». Это приводит к трансформации и разрушению национальной идентичности, а также к обеднению и утрате колоссального культурного наследия. В фильме наглядно продемонстрированы отличия подлинных русских традиций от эстрадных новоделов и коммерческих спекуляций, а также раскрыты возможности традиционной культуры в деле укрепления семейных ценностей и связи поколений, анонсировано молодёжное фольклорное движение.

image You can watch this video on www.livejournal.com



Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. (Конституция РФ, статья 44, часть 3)

Однако ещё в ХХ веке это было не так.

До 60-х со всем этим боролись. Лапти стали символом отсталости. <...> Произошла перекодировка традиции. Боялись христианства и стали обращаться к язычеству. Музею запрещалось говорить о Пасхе, но о Радунице было можно. Масленицу можно, но Троицу нельзя. [1]

Наиболее ярко перекодировка видна на примере современной «традиционной» Масленицы, для которой блины и сожжение чучела стали неотъемлемым атрибутом. Но ещё в середне ХХ века это было не так. Например, «в Угличском районе Ярославской области в деревне Улейма в последний день под рогожей вывозили масленицу - человека, одетого в вывороченную шубу, выволакивали из саней и уходили». [2]

Традиционная Масленица очень многообразна: это театр Петрушки и катание с горы, масленичный столб и кулачные состязания, взятие снежной крепости и то, что было повсеместным, - величание молодожёнов. А вот блины или сжигание масленичного чучела встречались далеко не везде. Главное, что было у традиционной культуры, - это взаимное участие, когда нет деления на зрителей и исполнителей. Вот этого не хватает тем формам, которые возрождаются сегодня. [3]

Обо всём об этом мы [авторы фильма] и собираемся рассказать. Рассказать, что «наряду с традиционной культурой есть ещё и «как бы народная». В какое-то время развитие этой псевдонародной культуры достигло поистине катастрофических масштабов. Но фокус в том, что здоровый человек интуитивно видит фальшь и не принимает ложное. Другое дело, что и истинное, искреннее, честное и настоящее найти тоже бывает непросто. Но нужно пытаться»[4]. Данный фильм - это отличное, а главное наглядное подспорье для всех, кто интересуется подлинной традиционной культурой и ищет пути её актуализации в современном мире.

Цитаты:
1 - Баранов Д.А., к.и.н., зав.отделом этнографии русского народа Российского этнографического музея. Интервью
2 - Славянский и балканский фольклор: Генезис. Архаика. Традиции. М.: Издательство «Наука», 1978 - с. 52
3 - Крапчунов Д.Е., к.ф.н., проректор НовГУ. Интервью
4 - Старостин С.Н., председатель правления Российского фольклорного союза. Интервью 

русские, история, творчество, доккино, традиции, Россия, искусство

Previous post Next post
Up