Знаменитый «Кишинёвский погром 1903 года» тоже сразу обескуражил мировую общественность количеством жертв и шокирующими подробностями. К Пасхе 1903 года между православным и еврейским населением столицы Бессарабской губернии [в губернии числилось 1782,2 тысяч православных (преимущественно молдован) и 247,2 тысячи иудеев (преимущественно городских жителей)] нарастало противостояние. Было несколько стычек между православной молодёжью и еврейской «самообороной». В местной прессе появился вброс, о том, что в Дубоссарах евреи в ритуальных целях убили русского мальчика. Информацию тут же опровергли, губернатор Бессарабии вызвал представителей всех общин города, разъяснил ситуацию. Все вроде как успокоились, претензий друг к другу не имели. Тем не менее, напряжение росло.
Иллюстрация 1. «Россия на «Суде мирового презрения». Председательствует Дух Цивилизации». Высокомерная агитка США 1903 года
Рапорт прокурора Одесской судебной палаты гласил:
Две трети населения города Кишинёва состоит из евреев, которые занимаются торговлей, разного рода мастерствами и отдачей денег в долг. Большая часть землевладельцев и поселян находятся в долгу у евреев, которые их эксплуатируют.
В Кишинёве появился поддельный царский манифест, разрешающий громить евреев, расклеивались листовки, призывающие покончить с еврейским населением города. В итоге на Пасху погром всё-таки начался. Еврей-карусельщик толкнул православную с ребёнком, ребёнок упал, еврея побили. И понеслось. Беспорядки удалось подавить, но погиб 51 человек: 2 православных, 49 иудеев. Ещё 500 человек были ранены. И тут же в западной прессе появилась информация самого фантастического характера. Сначала написали о том, что «всё еврейское население Кишинёва уничтожено». А это пятьдесят тысяч человек. Потом основной версией стало 300 убитых и «приказ министра иностранных дел Плеве», соблюдая который местные власти и устроили погром. Этот поддельный приказ даже опубликовала «The Times» (Лондон). Публиковались самые жуткие очерки произошедшего. С описаниями расчленёнки, разного рода изуверств и массовых сексуальных насилий, творимыми над евреями, что в итоге не подтвердились.
Иллюстрация 2. Литография США 1904 года. Выпущена после «еврейских погромов» в Российской Империи с требованием прекратить «жестокое угнетение евреев»
К тому времени, как было установлено реальное количество жертв и непричастность властей к этому мероприятию, дело было уже сделано. Американский президент Теодор Рузвельт, видевший в русско-американском союзе самые широкие возможности, под давлением еврейской общины, был вынужден охладить отношения с Санкт-Петербургом. Характерная карикатура того времени. «Дух цивилизации судит Россию» (илл. 1). Даже вон турок в шоке («49 жертв погрома? У нас в Турции мы это называем «вторник»!).
■ историк-алкоголик (
телеграм). 12 октября 2023 г.