Валентин Непомнящий (1934-†2020). Александр Пушкин. «Евгений Онегин»

Sep 16, 2023 18:49


Публицистический цикл выдающегося литературоведа-пушкиниста Валентина Непомнящего [ссылка, Википедия] о романе «Евгений Онегин», в котором автор, размышляя о том, что же такое в сущности Александр Пушкин (1799-†1837) для нас, приходит к выводу, что сáмого знаменитого русского поэта, названного философом Иваном Ильиным (1883-†1954) «солнечным центром нашей истории», может понять только тот, кто хорошо знает Русский язык, знает и любит Россию. Режиссёр 18-серийного документального фильма - Нелли Шевченко. Оператор - Геннадий Зубанов. Премьера состоялась на телеканале «Россия Культура» 21 января 2008 года.




• Валентин Непомнящий читает первую главу романа, в которой мы знакомимся с главным героем…



• Валентин Непомнящий продолжает чтение первой главы романа. Автор программы подводит зрителей к мысли, что главных героев романа на самом деле два - не только Евгений, но и сам Пушкин. Александр Сергеевич противопоставляет себя Онегину, сам находясь на духовном подъёме, показывает, что потребительское отношение Евгения к жизни непродуктивно, оно приводит лишь к хандре и разочарованию…



• Непомнящий продолжает размышлять о любимом пушкинском герое. Чем же этот скучающий, эгоистичный герой дорог Пушкину? Автор программы приходит к интересному выводу: душа человека знает и чувствует то, что сам человек может не знать и не чувствовать. Душа русского человека всегда стремится к идеалу, к высокой цели существования, а если чувствует себя непричастной этому - страдает. Пушкин любит Онегина за то, что душа его выбирает страдание. Непомнящий начинает чтение второй главы романа - до появления главной героини…



• Валентин Непомнящий размышляет о том, что «Евгений Онегин» - не просто русский роман, а русский деревенский роман: события пяти глав из восьми происходят в деревне. Автор приводит слова Пушкина: «Петербург - прихожая, Москва - гостиная, деревня есть наш кабинет». Непомнящий называет деревню местом «эпическим», где человек «живёт крупно». Оказавшись там, Онегин «очищается», проявляются его простые человеческие черты…



• Валентин Непомнящий продолжает комментировать вторую главу романа. Появление Татьяны он называет «чудом», «неожиданностью» - даже для самого Пушкина. Неслучайно её появление предваряет многократное повторение слов «тайна», «тайный». Теперь роман может двигаться дальше… Начинается чтение третьей главы…



• Автор продолжает чтение третьей главы романа, основное событие которой - письмо Татьяны к Онегину - и комментирует прочитанное, называя роман дневником души поэта. Каркас главы, по мнению писателя, - диалоги, драма, артистическое перевоплощение Пушкина. Бытие поэт понимал как диалог человека с миром. Поэт бросает Татьяну в костёр страсти и следит за происходящей в её душе борьбой…



• Говоря о необходимости разбирать поэзию Пушкина, Валентин Непомнящий продолжает комментировать третью главу романа. Размышляет о безыскусности чувства Татьяны, высказанного в письме к Онегину. О влечении, преобразившемся в любовь к Онегину как идеалу. Читает четвёртую главу романа…



• Валентин Непомнящий читает четвёртую главу романа и затем комментирует её, размышляя о тяжкой в целом атмосфере главы, об эгоизме Онегина, о переживаниях Татьяны и чувствах Ленского…



• Валентин Непомнящий продолжает комментировать четвёртую главу романа «Евгений Онегин», отдельные фразы героев, их жесты, поступки. Размышляет о мастерстве Пушкина-пейзажиста, об историческом контексте главы и духовном масштабе всего произведения. Начинает читать пятую главу романа…



• Валентин Непомнящий продолжает читать пятую главу романа, основное событие которого - бал в честь именин Татьяны, ревность Ленского. Автор размышляет о неожиданном повороте сюжета, о мастерстве Пушкина-писателя, -пейзажиста, -психолога. Делится своими соображениями о суеверности Пушкина, о таинственности Татьяны, о её сне, растолковывает образы сказок и снов…



• Валентин Непомнящий продолжает комментировать содержание пятой главы романа: сон Татьяны как отражение любви к Онегину, как реакцию её на флирт Онегина с Ольгой. Затем читает шестую главу романа: окончание бала, вызов Ленского, подготовка бывших друзей к дуэли…



• Валентин Непомнящий продолжает чтение шестой главы, в которой основное событие - дуэль и гибель Ленского. Затем автор комментирует содержание шестой главы романа, размышляет о гибели поэта, о том, что привело к дуэли - злая шутка Онегина и его бездумное согласие на дуэль, о понятии чести, о тоске русских людей по идеалу, о христианской истине, по которой человеку жизнь не дорога…



• Валентин Непомнящий размышляет о русской литературе как литературе совести, о взаимоотношении человека со своей совестью. О ценности слова и его силе. О написании Пушкиным стихотворения «Пророк». Начинает чтение седьмой главы романа…



• Валентин Непомнящий продолжает чтение седьмой главы романа, основными событиями которой стали посещение Татьяной кабинета Онегина и отъезд Лариных в Москву, житьё в Москве, разъезды по балам, театрам, тоска Татьяны по родным полям. Далее автор комментирует события главы, которая писалась мучительно и долго - это было время острого духовного кризиса поэта…



• Валентин Непомнящий размышляет о Пушкине, сравнивая его со Вселенной, о симметричности в построении романа. Продолжает комментарий седьмой главы - прощание Татьяны с «милыми долинами» и лесами. Рассказывает о замысле Пушкина написать о путешествии Онегина. Далее читает восьмую главу романа, основное событие которой - возвращение Онегина из путешествия и встреча его с Татьяной, светской дамой, женой генерала…



• Валентин Непомнящий продолжает чтение восьмой главы, основные события которой - письмо Онегина Татьяне, их встреча и её ответ. Далее автор комментирует события последней главы, делится своими размышлениями об Онегине, которого изменила любовь к Татьяне, о том, что эта глава впитала в себя все темы романа. Непомнящий сравнивает два письма: её - к Онегину и его - к Татьяне…



• Валентин Непомнящий называет роман Пушкина попыткой понять, что такое человек, для чего он живёт. В образе Татьяны Пушкин сумел воплотить христианскую мысль о необходимости любить другого человека больше, чем себя. По мнению автора, Татьяна своим отказом спасает Онегина от гибели, ведь в случае её согласия, их любовь, превратившись в банальное приключение, была бы втоптана в грязь. Автор сравнивает Онегина со Ставрогиным из романа Достоевского «Бесы», считая пушкинского героя его предтечей. Размышляет о психологии современного человека и людей пушкинской поры, о миссии России дать человечеству урок…

Пушкин, литература, классика, доккино, русофилия, поэзия, XIX век, публицистика, просвещение, жзл, Россия, язык

Previous post Next post
Up