В минувший уикенд [15-16 ноября 2002 г.] воздух в городе Санкт-Петербурге был особенно свеж. Нeумолимый ноябрьский ветер, сгоняющий с невских набережных самых упорных туристов, ненадолго сменил гнев на милость. Весной, конечно, не пахло, но можно было гулять, не утыкаясь носом в шарф, и дышать полной грудью. И никакого «фервекса» на ночь и утром. Что-то здоровое витало в атмосфере обычно простуженного в это время года города.
Решением ЮНЕСКО с 2002 года третий четверг ноября объявлен Всемирным днём Философии, этот день отмечают более чем в 70 странах-членах ЮНЕСКО. С 2010 года по инициативе Санкт‑Петербургского философского общества «Дни философии» включены в официальный перечень праздников и памятных дат Санкт‑Петербурга
Было ли то знаком благорасположения со стороны гения места - не знаю, но устроители «Дня петербургской философии», ради которого и пришлось уехать из слякотной Москвы в продуваемый Питер, казалось, решили не просто отчитаться за очередное плановое мероприятие, а ни много ни мало воплотить в жизнь старинный тезис, что «философия - это путь к здоровью». Духовному, душевному и не в последнюю очередь физическому. Митинг на свежем воздухе на набережной перед Академией художеств 15 ноября, танцы под этномузыку 16-го, да ещё стаканчик доброго пива от спонсора - что лучше снимает костную усталость от непременного, пусть даже сведённого к минимуму - пленарного официоза и научных прений? Тем более что для всех этих приятных неакадемических вещей был свой, сугубо академический повод.
Ровно 80 лет назад, 16 ноября 1922 года, из Петербурга ушёл последний «философский пароход». На нём уехали в эмиграцию 25 семей петербургской интеллигенции. Среди них - философ Николай Лосский, историк и философ Лев Карсавин, неокантианец Иван Лапшин и один из авторов «Вех» Александр Изгоев. Это были последние из «несговорчивых». Несколькими месяцами раньше уехали Николай Бердяев, Семён Франк, Иван Ильин и Питирим Сорокин. Это только самые громкие имена из числа подвергшихся остракизму.
Сегодня очевидно, что их изгнанничество на поверку обернулось культурным десантом. Не попади Сорокин в США, американская социология ещё долго бы искала подступы к эмпирическому исследованию общества. История западноевропейской философии развивалась бы иначе, не посещай Сартр лекций Александра Кожева (Кожевникова) по гегелевской «Феноменологии духа» и не прочти Камю Льва Шестова. Так что Россия и после свержения самодержавия продолжала существовать о двух головах: есть «Россия советская» и есть «Россия эмигрантская». Поэтому сегодня дату трагической высылки «философского парохода» можно отмечать, пуская с берегов Невы белые бумажные кораблики - символы торжествующей мудрости и интеллектуального потенциала нации.
Юбилейная дата - удобный случай подтвердить преемственность традиции, к которой, оказывается, никто в городе не равнодушен. Студенты рисуют плакаты для акции на набережной и рассуждают о пользе и вреде философии на заседаниях СНО (студенческого научного общества), факультетское начальство проводит конференцию и круглые столы, городское начальство неожиданно быстро утверждает идею поставить в честь 80-летия «философского парохода» памятный знак. Если так пойдёт дальше, то банальный день факультета в будущем обещает превратиться в общегородской праздник.
15 ноября 2003 г. на набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге установлен памятный знак «Философский пароход». Как явствует из надписи на гранитной стеле «отправились в вынужденную эмиграцию выдающиеся деятели отечественной философии, культуры и науки». Памятный знак появился по инициативе Санкт-Петербургского философского общества по проекту архитектора А.В. Сайкова
Итак, «День петербургской философии». Он длился два дня. Утром 15-го - пленарное заседание под непрозрачным названием «Философия: призвание и ответственность». Вечером этого же дня и утром 16-го - заседания секций и круглых столов. Вот тут-то петербургское философское сообщество и само разгулялось, и дало другим погулять. Помимо стандартных, хотя и научно оправданных тем вроде «Философия политики», «Философия культуры» и «Философская антропология», были и совсем нетрадиционные - от «Анекдота в культуре» до «Антропологии музыки» и «Философии пива». На «Анекдоте» и в самом деле травили анекдоты, на «Музыке» сами себе играли, сами себя слушали и сами себя интерпретировали члены университетской группы «Бестиарий» и их поклонники, а на «Пиве» и взаправду пили пиво. Но не просто так, а с философской рефлексией и с философской мотивацией. Гость конференции декан философского факультета Уральского госуниверситета профессор Александр Владимирович Перцев произнёс темпераментную речь, в которой и показал непререкаемую связь весёлой науки с питейным искусством. Его выступление щедро наградили аплодисментами и много пересказывали в кулуарах.
В общем, покуда Москва блюдет самообраз Третьего Рима, Санкт-Петербург пробуется на роль Новых Афин. Но это ещё не всё. Памятуя о том, как благотворно сказалась на философии древних традиция агона, петербургское философское общество решило учредить премию, которая будет вручаться раз в год за философские тексты и за вклад в развитие философии города. Называли они её «Вторая навигация», что на языке платоновской философии означает способность человека к умозрению и рациональному, сверхчувственному знанию. И 15 ноября вручили её девяти своим лауреатам по 7 номинациям. Лауреаты - все питерцы, потому как общество намерено поощрять только своих членов. Ну а станет ли Питер и в самом деле Новыми Афинами и выведет ли их «Вторая навигация» Россию из интеллектуального варварства, пока предсказывать не берусь. Жизнь покажет.
■
Наталия Оосминская. «Независимая газета.
Ex Libris». 21 ноября 2002 г.
■
Евгений Коган. «Философский пароход в цифрах». Arzamas