Перед азиатскими государствами стоит задача сформулировать свою роль в новых международных условиях, когда гегемония Запада уступает место многополярности.
кликабельно
Слом, перестройка или «осыпание» мирового порядка, о которых стали говорить на волне конфронтации между Западом и Россией, пока не находят своего отражения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Происходящие в Европе события затрагивают АТР только по касательной. Возникшее в конце февраля текущего года в Европе геополитическое цунами оказывает разрушительное влияние на международную систему и миропорядок, на Европу, но в АТР, в силу его географической удалённости, всё ещё проявляет себя лишь мелкой рябью на региональном пространстве.
Процессы, запущенные нынешним военно-политическим конфликтом, не оказывают принципиального влияния на АТР, не приводят к слому регионального порядка. На современном этапе в регионе продолжают развиваться процессы, импульс которым был во многом задан инициированным в 2009 году Бараком Обамой в ответ на возвышение Китая курсом на «возвращение» США в Азию. В регионе продолжает расширяться военно-политическое присутствие США, по-прежнему происходит гонка вооружений и увеличение оборонных расходов, а соперничество между США и Китаем за приоритет модели региональной экономической интеграции, характерное для периода президентства Обамы (ТТП vs. ВРЭП), переходит в плоскость соперничества за приоритет модели экономической и технологической региональной взаимосвязанности.
Принципиальными, хотя и не единственными, факторами, влияющими на развитие региональных процессов, выступают возвышение Китая, нарастание соперничества и конфликтности между США и Китаем и американская политика сдерживания Китая. Политика сдерживания региональных устремлений Китая начала применяться Вашингтоном ещё с 2009 года. Она была усилена при Дональде Трампе, когда с 2018 года была инициирована торговая и технологическая война против Китая. При Джозефе Байдене проводится курс на укрепление союзнических отношений и партнёрств Вашингтона со странами АТР, создание и укрепление минилатеральных механизмов сдерживания Китая, типа AUKUS или QUAD. О стремлении Вашингтона продвигать собственную модель экономической и технологической региональной взаимосвязанности в АТР в целях восстановления экономического лидерства США в регионе и сдерживания Китая свидетельствует выдвижение в мае текущего года инициативы о создании Индо-Тихоокеанской экономической структуры (Indo-Pacific Economic Framework).
Указанная группа факторов отнюдь не является единственной, задающей региональную динамику. Так, например, в сфере безопасности большое влияние на развитие региональной ситуации оказывает деятельность Северной Кореи по развитию ракетно-ядерной программы. Только с января текущего года КНДР совершила по меньшей мере 34 пуска баллистических ракет. Такая активность Пхеньяна обуславливает рост опасений со стороны Японии, США и Южной Кореи, давая этим странам аргументы в пользу наращивания оборонных расходов, проведения масштабных военных учений, постановки вопросов об увеличении количества размещённых в регионе американских систем THAAD. В конце августа 2022 года были возобновлены после четырёхлетнего перерыва, последовавшего за первым саммитом Трампа с Ким Чен Ыном, совместные военные учений США и Южной Кореи Ulchi Freedom Shield. Со стороны Сеула стали звучать заявления о возможности дополнительного развертывания американских систем THAAD на территории Южной Кореи и пересмотра политики в отношении Китая, если тот не начнёт оказывать комплексное давление на северокорейскую сторону.
■
Яна Лексютина. Международный дискуссионный клуб «Валдай»
15 декабря 2022 г.