Лейб-гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк Русской Императорской армии. 1908

Nov 19, 2020 05:41


На огромной - с негативом 110 х 60 см - фотографии запечатлён в полном составе Лейб-гвардии Кексгольмский императора Австрийского полк. Один из старейших в Русской императорской армии, возникший ещё при Петре I. Прошедший через 20 войн.

На фотографии более 1250 нижних чинов и офицеров. Для съёмки соорудили специальные леса - больше 20 рядов, по 50 человек в каждом. Одна лишь их расстановка по росту заняла несколько часов. Снимали гигантским объективом - 2,4 метра в длину и 1,4 - в ширину. Автор уникального снимка неизвестен. Неизвестно и время съёмки. Нижняя дата - 1907 год, когда появились защитные кителя, а один из изображённых офицеров осенью поступил в полк. Верхняя - весна 1909-го, когда в полку сменился командир. Поскольку снимок явно летний, фото, скорее всего, сделано в 1908 году. Можно высказать предположение и насчёт точной даты - 29 июня, полковой праздник святых апостолов Петра и Павла.







Лейб-гвардии Кексгольмский Императора Австрийского полк осн. 1710 г. Императором Петром I-м. Со дня основания полк участвовал в 20 войнах, провёл на них 50 лет и побывал в Швеции, Персии, Турции, Германии, Дании, Англии, Португалии, Греции, Австрии, Швейцарии, Румынии и Болгарии. В морских походах был в Атлантическом океане, в Балтийском, Немецком, Средиземном, Чёрном, Мраморном и Каспийском морях. Русскую землю исходил вдоь и поперёк до границ с Азией. За свою службу имеет знаки отличия: 2 серебряные трубы «за взятие в 1760 г. Берлина», гренадёрское звание за отличия в 1812 г., знаки на шапки «за отличие» за сражение при Ареи в 1814 г., двойные петлицы на мундиры в 1815 г., переведён в гвардейский корпус в 1831 г., ленты на знамёна за 100-летнюю службу в 1838 г., 4 Георгиевских знамени за войну в 1878 г., наименование Лейб-гвардией и Андреевские звёзды на шапки в 1894 г.. Фотоаппарат и объектив созданы Дж. Р. Лоуренсом и американской железнодорожной компанией Chicago & Alton Railway.

Многие из этих людей прошли через огонь Первой мировой войны - от ожесточённых сражений 1914 года в Восточной Пруссии (большая часть полка погибла или попала в плен в печально известной Восточно-Прусской операции) до последней разведки в августе 1917-го на реке Збруч. Потом была революция, разметавшая кексгольмцев по всему миру...



Генерал-майор Александр Ресин, командир полка (13-й справа в ряду офицеров). Участник Русско-турецкой войны, действительный член Императорского Русского географического общества, исследователь Чукотки. Кексгольмским полком командовал с февраля 1905 по март 1909 года. Позднее участвовал в Первой мировой войне. Умер в 1933 году в эмиграции в Югославии.

Полковник Павел Галдобин (14-й справа в ряду офицеров). Командир 4-го батальона. Вскоре после фотосъёмки пошёл на повышение, в августе 1910 года принял командование другим полком. В августе 1914 года, в бою при Гумбиннене, попал в плен. Окончил свои дни в 1934 году в Югославии - в Осиеке.

Полковник Алексей Недумов (16-й слева в ряду офицеров полка). Командир 3-го батальона. Составитель полковой истории. Путешественник, автор нескольких книг. В Первую мировую командовал запасным батальоном полка. Умер в эмиграции в Варшаве.

Полковник Константин Ягимовский (12-й справа в ряду офицеров полка). Заведующий хозяйством полка. Командовал батальоном. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Умер до Первой мировой войны.



Капитан Георгий Барковский (5-й слева в ряду офицеров). Командир 16-й роты. Представитель офицерской династии полка - один из братьев Барковских. Дослужился до генеральского чина, в годы Первой мировой командовал полком и дивизией. После революции попал по мобилизации в Красную армию, откуда бежал на Белый Юг, умер в 1929 году в Ницце. Младшие братья-кексгольмцы Иван и Андрей также окончили свои дни в эмиграции во Франции.

Капитан Владимир Бауэр (Бауер) (2-й справа в ряду офицеров). Командир 6-й роты. В бытность полуротным командиром в Московском военном училище был наставником будущего Маршала Советского Союза Бориса Михайловича Шапошникова, которому крепко запомнился и полюбился. По словам Шапошникова: «Бауэр был хорошим строевиком и отличным воспитателем. На юнкеров он смотрел как на будущих офицеров, поэтому старался привить нам качества начальника. Прежде всего он требовал от нас правды. Будущий офицер не имел права лгать или изворачиваться... Второе, что прививал нам Бауэр, - это ответственность... Лично я, следуя на службе его принципам, в отношениях с подчинёнными всегда достигал успеха». В маршальских воспоминаниях упоминается и последний бой полковника: «В дальнейшей жизни мне не пришлось встретиться с Бауэром, но имя его осталось в сохранившихся архивах Первой мировой войны, рассказывающих о трагедии армии Самсонова под Сольдау. В 1935 году мне пришлось прочитать в архивах доклад одного из офицеров Лейб-гвардии Кексгольмского полка, участвовавшего в этой операции. В докладе говорилось, что группа бойцов этого полка под командованием полковника Бауэра долго сдерживала наступление превосходящих сил немцев, но потом была рассеяна артиллерийским огнём противника, и участь Бауэра осталась невыясненной». На самом деле Бауэр выжил. Он попал в германский плен в августе 1914-го. Умер в Варшаве не позднее 1934 года.

Капитан Георгий Буланже (7-й справа в ряду офицеров полка). Командир 4-й роты. Сын француза. Дослужился до полковника. При окружении полка в Восточной Пруссии в 1914 году попал в плен. В плену сохранял часть полкового знамени. В 1935 году арестован в Ленинграде, выслан в Саратов. Вновь арестован в Саратове в 1937-м и расстрелян. Реабилитирован в 1989 году.

Капитан Владимир Верцинский (10-й справа в ряду офицеров). Командир 10-й роты. Дослужился до подполковника. В 1935 году, уже пенсионер, был арестован в Ленинграде и сослан на пять лет в Казахстан. Реабилитирован в 1989 году. Намного известнее его родной брат Эдуард, ставший генералом и оставивший воспоминания.



Капитан Николай Марков (18-й слева в ряду офицеров полка). Отец поручика Юрия Маркова (он тоже на снимке). Дослужился до полковника. В Первую мировую командовал 198-м пехотным Александро-Невским полком. 2 ноября 1914 года получил тяжёлое ранение и через день умер.

Капитан Владимир Чашинский I-й (14-й слева в ряду офицеров). Получил блестящее образование - помимо кадетского корпуса и военного училища окончил Николаевскую академию Генерального штаба и Офицерскую стрелковую школу. Командир 15-й роты. В начале Первой мировой войны, будучи раненным и контуженным, оказался в плену. Позднее вернулся в Россию, примкнул к Белому движению на юге страны. Занимал пост коменданта Ставрополя. Эмигрировал в Польшу, умер в Варшаве в 1936 году. Варшава в судьбе Чашинского, Бауэра и других офицеров - не случайный пункт. Именно в этом городе до войны стоял Кексгольмский полк. Сюда же после войн и революций возвращались кексгольмцы, связавшие всю жизнь с родной частью.

Капитан Николай Чашинский II-й (4-й слева в ряду офицеров полка). Начальник полковой учебной команды. Младший брат капитана Владимира Чашинского, также присутствующего на фото (14-й слева в ряду офицеров). В 1912 году уволен со службы по болезни с производством в полковники.

Капитан Василий Щитинский (15-й слева в ряду офицеров полка). Вышел в отставку до Первой мировой войны, в войну служил в ополчении.



Штабс-капитан Акоп (Яков) Багратуни (17-й слева в ряду офицеров полка). Командир 14-й роты. Впоследствии - генерал-майор. Участник Русско-японской войны. Выпускник Николаевской академии Генерального штаба, герой Первой мировой войны, награждён Георгиевским оружием и орденом Св. Георгия 4-й ст. В день большевистского переворота, 25 октября 1917 года, на Багратуни были возложены обязанности главнокомандующего войсками Петроградского военного округа. Арестован. После революции - армянский военный комиссар в Петрограде. Руководил обороной Баку от турок в 1918 году. Один из создателей Армянского корпуса. Умер в 1943 году в Лондоне.

Штабс-капитан Виктор Жмилёв (2-й слева в ряду офицеров полка). Командир 8-й роты. Дослужился до полковника. В Гражданскую войну служил на «белом юге». Галлиполиец. Эмигрировал в Болгарию. Умер в 1943 году.

Штабс-капитан Александр Станиславский (стоит с аксельбантом за офицерами полка). В 1907 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба, после которой направлен в Кексгольмский полк для прохождения строевого ценза (практики) командования ротой, поэтому стоит отдельно от полковых офицеров. В январе 1908 года ездил с депутацией полка для поднесения шефу полка - австрийскому императору Францу Иосифу I - юбилейного альбома по случаю 60-летия шефства. Умер в 1912-1913 годах.

Штабс-капитан Давид Хилинский (5-й справа в ряду офицеров полка). Командир 2-й роты. Хранитель полкового музея. После революции служил в грузинской армии. Командовал двумя ротами восстановленного на юге России при «белых» Кексгольмского полка. В 1932 году арестован в Горьком, где работал счетоводом-кассиром. Дальнейшая судьба неизвестна.

Штабс-капитан Александр Эггерт (9-й справа в ряду офицеров полка). Участвовал в Русско-японской войне. При окружении полка в Восточной Пруссии в 1914 году попал в плен. По возвращении из плена участвовал в Гражданской войне. Дослужился до полковника, участвовал в Белом движении на юге России, эвакуировался из Крыма, умер в Константинополе.



Поручик Василий Гапонов (13-й слева в ряду офицеров). Начальник пулемётной команды. В рядах полка дослужился до полковника. Участвовал в Белом движении на юге России в рядах марковцев. Эмигрировал во Францию. Руководил отделом полкового объединения кексгольмцев в Европе. Умер в Норвегии.

Поручик Юрий Марков (7-й слева в ряду офицеров полка). Сын капитана Николая Маркова (он тоже на снимке). Заведующий школой солдатских детей и делопроизводитель. В Гражданскую войну служил в гетманской армии. Умер в эмиграции в Варшаве.

Поручик Константин Редзько (12-й слева в ряду офицеров полка). Полковой квартирмейстер. Дослужился до полковника. Кавалер ордена Св. Георгия 4-й степени. В Гражданскую войну - в Красной армии. Комендант Тамбовского укрепрайона. Вступил в РКП(б). Умер в Москве в 1959 году, похоронен на Донском кладбище.

Поручик Дмитрий Ядыгин (11-й слева в ряду офицеров полка). Дослужился до полковника. Командовал батальоном полка. Погиб в бою 15 июля 1916 года, в возрасте 36 лет. Посмертно произведён в генерал-майоры и награждён орденом Св. Георгия 4-й степени.



Подпоручик Владимир Витковский (10-й слева в ряду офицеров). Адъютант 3-го батальона. С  1905 по 1917 год вместе с Кексгольмским полком прошёл путь от подпоручика до полковника. Храбро сражался и был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени за взятие после жестокого боя деревни Трыстень. Позднее участвовал в Белом движении на Юге России в рядах дроздовцев, командовал Дроздовской дивизией. Уже в Крыму, при генерале П.Н. Врангеле, командовал корпусом. Закончил Гражданскую войну генерал-лейтенантом. Врангель так писал о Витковском: «Генерал большой личной храбрости, прекрасно разбиравшийся в обстановке, исключительно хороший организатор». Эвакуировался с белыми из Крыма, позднее попал в лагерь в Галлиполи. Перебрался в Болгарию, затем - во Францию и в США. Умер в 1978 году, похоронен на Сербском кладбище недалеко от Сан-Франциско.

Подпоручик Михаил Гринцевич (предположительно 6-й слева в ряду офицеров полка). Дослужился до полковника. Участник Белого движения на юге России. Умер в Берлине в 1941 году.

Подпоручик Григорий Кандыба (крайний слева в ряду офицеров полка). Дослужился до капитана. В Гражданскую войну служил на «Белом юге». Погиб в январе 1920 года при эвакуации из Одессы.

Подпоручик Евгений Янковский (8-й слева в ряду офицеров). Полковой адъютант, на фотографии выделяется адъютантским аксельбантом. Тоже не избежал плена в 1914 году. Тоже участвовал в Белом движении на юге России. Карьеру завершил в чине полковника. Эмигрировал в Югославию. В годы Второй мировой войны служил в Русском корпусе, позднее перебрался в США. Умер в 1977 году. В эмиграции редактировал журнал «Кексгольмская быль» и многое сделал для сохранения реликвий полка.



  • В истории удивительного снимка Кексгольмского полка возможен шпионский след

В Российском государственном военно-историческом архиве сохранилась подённая «Хроника полковой жизни» Кексгольмского полка с 1905 по 1910 год. В ней упоминаются абсолютно все, даже самые мелкие события и происшествия (например, как нижние чины играли в городки и один из них получил травму), но нет ни строчки о беспрецедентной фотосъёмке. Почему? Возможный ответ находим в изданной в 1940 году в Париже полковой истории 3-го драгунского Новороссийского Её императорского высочества великой княгини Елены Владимировны полка:

Любопытный случай произошёл в 1910 году. Собирает как-то господ офицеров помощник командира полка полковник Карпович и сообщает, что приехал фотограф, предлагающий снять эскадроны, команды и сделать всякие другие снимки. Показанные образцы были великолепны. Цена была что-то исключительно низкая... И вот в расположении полка появился низенький чёрненький еврейчик-фотограф, который со своим аппаратом переходил из эскадрона в эскадрон, где он делал различные снимки, которые выходили прекрасными и составляли альбом для каждого эскадрона и команды. Сделан был прекрасный снимок господ офицеров во главе с командиром полка... Фотограф предложил сделать снимок полка в конном строю, но для этого ему нужно построить вышку... И вот как-то мы видим, что на нашем полковом плацу построена в добрый трёхэтажный дом вышка... Полк был построен перед ней в конном строю... Фотограф влез на неё по системе лестниц, а его чудовищно большой аппарат подняли туда на блоках... Провели к нему телефон, по которому он, накрытый чёрной материей, отдавал указания, как надо перестроить полк, чтобы он поместился в объективе. Эти перестроения продолжались довольно долго, но, наконец, полк снят. Фотограф и аппарат спустились прежним способом на землю... Получился, действительно, прекрасный снимок... Фотограф уехал и только через несколько недель мы узнали новость: он где-то в другом городе также кого-то снимал и... там же его поймали и повесили... Оказалось, что его большой аппарат имел объективы на все четыре стороны и, ясно, снимая наш полк в конном строю, он с целью долго возился с перестроениями полка, снимая в это время всю окружность. А так как уж наша Зелёная гора господствовала над городом, то с этой вышки видны были почти все форты и... Картина ясна!

Не правда ли, очень похоже на фотосъёмку Кексгольмского полка? Едва ли в то время было много фотографов с гигантскими аппаратами, способными снимать больше тысячи человек. И даже если повешенный фотограф шпионом не был, кексгольмцы вполне могли стереть из своей истории компрометирующий эпизод. А фотография осталась...

Журнал «Родина» - «Российская газета». 2018-2020 

русские, история, 1908, XX век, армия, Российская Империя, фото, Россия

Previous post Next post
Up