Что такое ЦАР и за что там воюют

Aug 12, 2018 14:36

• Европейцы (французы и бельгийцы) начали появляться здесь в 1884-1885 годах. В 1889 году у порогов реки Убанги был основан форт Банги. В 1893 году рядом с фортом обосновалась первая католическая миссия. В 1894 и 1897 годах Франция заключила договоры соответственно с Германией и Англией о начертании границ между колониальными владениями. В результате были оформлены современные восточная и западная границы нынешней ЦАР. В 1903 году было официально оформлено формирование колониальной территории Убанги-Шари. В 1907, 1919-1921, 1924-1927, 1928-1931 годах на территории современной ЦАР отмечались восстания коренного населения, подавлявшиеся чрезвычайно жестоко, в ряде районов население сократилось на 60-80%.

С начала 1920-х годов французские колонизаторы внедрили в стране новые сельскохозяйственные культуры - хлопок и кофе. Были открыты месторождения золота и алмазов. Возникла буржуазия из местных жителей ─ африканцев. В послевоенный период была создана первая партия и избран первый депутат от Убанги-Шари во французский парламент. Им стал Бартелеми Боганда, который считается отцом-основателем ЦАР. Незадолго до обретения ЦАР независимости Боганда погиб в авиакатастрофе. 13 августа 1960 ЦАР провозглашена независимым государством. Первым президентом стал Давид Дако. В ЦАР была установлена однопартийная система: партия МЕСАН (Движение социальной эволюции Чёрной Африки) объявлена единственной политической партией страны.




• Центрально-Африканская Республика одна из беднейших стран мира, которая сейчас находится под контролем полутора десятков враждующих между собой военно-политических образований. В смысле политической стабильности и рисков безопасности ЦАР представляет собой гораздо более яркий пример failed state [англ. несостоявшееся государство], чем Сомали, где на отдельных территориях действуют вполне дееспособные государственные структуры. В течение всего периода независимости c 1960 года ЦАР оставалась в неформальной зоне ответственности бывшей метрополии ─ Франции, но отношения между Банги и Парижем редко были доверительными.

ЦАР располагается в самой сердцевине Африканского континента, но никаких особенных преимуществ и уж тем более "стратегического значения" это ей не даёт. Наоборот, как типичная landlocked country [англ. страна без выхода к морю] ЦАР традиционно отставала от имеющих выход к морю соседей. Исторически на территории Убанги-Шари (колониальное название страны) чрезвычайно пёстрое в этническом и языковом смысле население; отдельные группы мигрировали из прибрежных районов, уступая давлению колониальных держав, буквально 100-150 лет назад, что добавило государству неустойчивости.

При населении около 5 млн человек в ЦАР насчитывается более 80 обособленных культурно-языковых общностей, находящихся на самых разных стадиях развития. Крупнейшие группы: гбайа и банда (около 30% каждая), манджила и сара (более 10% каждая). В отсутствие преобладающего этноса доступ к власти, ресурсам и безопасность в ЦАР определяется сложным взаимодействием многочисленных меньшинств, создающих ситуативные политические альянсы.

C 1981 по 1993 год у власти в стране был Андре Колингба (André Kolingba), представлявший южную этническую группу якома численностью 100 тысяч человек. На смену ему пришёл Анж-Феликс Патассе (Ange-Félix Patassé) из народности каба (общая численность группы 72 тысячи человек) с севера. В период правления Патассе (1993 по 2003) противостояние этих двух групп, составлявших абсолютное меньшинство даже в районах своего компактного проживания, оформилось в общенациональную конфронтацию по линии север─юг.

В конфессиональном плане ЦАР также представляет крайне неоднородную картину. Номинально до 80% населения относятся к христианским церквям, а остальные исповедуют традиционные религии и ислам суннитского толка. В действительности местное христианство, в том числе католицизм, густо разбавлено традиционными этническими верованиями. То же самое можно сказать и про местный вариант ислама. Поэтому описание конфликта в ЦАР как борьбы христиан и мусульман как минимум не вполне корректно, поскольку на религиозную принадлежность накладывается этническая и региональные идентичности.

Около половины территории страны контролируется вооружёнными группами с исламистскими лозунгами, и сопротивление экспансии мусульманского меньшинства становится важным сплачивающим фактором для государственной системы. Франция и ООН настаивают на равенстве представителей "мусульманских" и "христианских" вооружённых фракций в мирном процессе, несмотря на то что доля мусульман в населении не превышает 15%.

Ключевая линия противостояния в ЦАР сводится к противоборству организаций, созданных на базе исламистской коалиции "Селека" (Séléka; на языке санго ─ союз), официально распущенной ещё в 2013 году, и боевиков представленного христианами и приверженцами традиционных верований объединения "Анти-Балака" (Anti-Balaka; на языке гбайа ─ разоружение), также разнородного. За крупнейшими группами из состава бывшей "Селека" стоит фигура самопровозглашённого президента ЦАР в 2013-2014 годах, выпускника Университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы Мишеля Джотодии (Michel Djotodia), за "милициями" "Анти-Балака" ─ бывшего президента (2003-2013) Франсуа Бозизе (François Bozizé). Всего в инициативе Африканского союза по установлению мира и примирению в ЦАР, запущенной в ноябре 2017 года, участвует 14 официально признанных вооружённых групп (по семь от бывшей "Селека" и "Анти-Балака"), а их общее число превышает двадцать.

Все противоборствующие стороны в ЦАР обвиняются международными институтами в неизбирательных убийствах гражданских лиц, нападении на персонал и базы гуманитарных организаций, использовании детей-солдат в массовых актах сексуального насилия, которые применяются как тактика устрашения и деморализации противника. Часть лидеров действующих в ЦАР группировок внесены в международные или национальные санкционные списки. Решается вопрос о начале работы Специального уголовного суда по ЦАР, учреждённого в 2015 году, но он до сих пор не обеспечен необходимыми нормативными актами.

Действующий президент ЦАР с 30 марта 2016 года ─ Фостен-Арканж Туадера (Faustin-Archange Touadéra), христианин, представляющий этническое меньшинство ─ нгбака-манджа. Он был ректором главного университета страны, получил докторскую степень по математике во Франции. В 2013 году Туадера ушёл в отставку в рамках мирных договорённостей с коалицией "Селека", но на новом этапе мирного урегулирования в 2015 году выставил свою кандидатуру на президентских выборах как самовыдвиженец и выиграл, получив 63% голосов.

Интересы России в Центральной Африке

Интересы России в Африке традиционно лежат севернее (арабские постсоциалистические режимы) и северо-восточнее (Судан, Эфиопия) либо южнее (выросшие из антиколониальных войн и борьбы с апартеидом режимы в ЮАР, Намибии, Анголе) региона Центральной Африки. Относительно интенсивное взаимодействие развивается с Угандой и Южным Суданом ─ в основном это поставки вооружения. Кроме того, российские компании работают в нефтегазовой отрасли Камеруна, Габона и Экваториальной Гвинеи.

Центрально-Африканская Республика с 1970-х годов и вплоть до последнего времени была на периферии политических и экономических интересов СССР/России в Африке. Наиболее продуктивный период сотрудничества между СССР и ЦАР пришёлся на правление Жан-Беделя Бокассы (1966-1979), неординарного даже по африканским меркам лидера, строившего государственность ЦАР с опорой на многовекторную внешнюю политику. Отчасти из-за этого во французских, а затем и в остальных СМИ он был выставлен в шутовском образе "диктатора-людоеда". Обвинения в каннибализме впоследствии не были подтверждены судом, и у себя в стране он по-прежнему пользуется определённой популярностью как император Бокасса I и "строитель нации". После свержения Бокассы при поддержке Франции СССР прекратил дипломатические отношения с ЦАР, которые были возобновлены только в 1988 году.

Новое оживление в отношениях России и ЦАР началось совсем недавно. Девятого октября 2017 года президент ЦАР Фостен-Арканж Туандера встретился в Сочи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Официально стороны "подтвердили заинтересованность наладить сотрудничество" в "политической, торговой, экономической и культурной областях", отметив "значительный потенциал партнёрства" и так далее. Неофициально ─ по-видимому, договорились об участии российских предприятий в укреплении государственной власти и о мерах дипломатической поддержки этой работы.

В декабре 2017 года Россия получила исключение из эмбарго ООН на поставку вооружений и военной техники в ЦАР для передачи армии 900 пистолетов Макарова, 5200 автоматов и 840 пулемётов Калашникова, 140 снайперских винтовок, 270 ручных противотанковых гранатомётов и 20 ПЗРК, а также боеприпасов к ним. В марте 2018 года замдиректора Департамента информации и печати МИД РФ Артём Кожин сообщил, что Россия изучает возможности "взаимовыгодного освоения природных ресурсов ЦАР". В 2018 году, по его словам, началась "реализация поисковых горнорудных концессий". В июле 2018 года издание Africa Intelligence опубликовало материал о том, что Россия получила права на разработку месторождения золота Ндассима в обмен на обеспечение безопасности в прилегающем районе. Именно этот объект собирались снимать Джемаль, Расторгуев и Радченко при помощи фиксера из Миссии ООН.

23 мая 2018 года президент ЦАР Туандера встретился с Владимиром Путиным на Петербургском экономическом форуме. Обсуждали развитие сотрудничества в экономической и гуманитарной сферах. Выступая на сессии "Россия ─ Африка", президент ЦАР назвал Россию "моделью мирового успеха". По официальным данным МИД РФ, сейчас на территории ЦАР находятся 175 российских инструкторов, из них только пять военнослужащие. Остальные ─ это гражданские лица, обучающие местные кадры пользоваться оружием, которое Россия бесплатно поставила в ЦАР в начале 2018 года. Поставки проводились в рамках решения Комитета Совбеза ООН №2127 по ЦАР при взаимодействии с Многопрофильной комплексной миссией ООН по стабилизации в ЦАР и при участии наблюдателей от Европейской военно-тренировочной миссии и Службы ООН по вопросам разминирования.

По состоянию на август 2018 года российские специалисты подготовили шестьсот военнослужащих центральноафриканских вооружённых сил и Президентской гвардии. В марте 2018 года посольство РФ в ЦАР сообщало о торжественной церемонии выпуска двухсот центральноафриканских военнослужащих, прошедших двухмесячный курс военной подготовки под руководством российских инструкторов в лагере Беренго (бывшая резиденция императора Бокассы, префектура Лобайе). По данным ООН, Россия обучала военнослужащих ЦАР также на территории Судана.

По данным ООН, российские инструкторы базируются в городах Сибю и Бангасу, где они оказывали помощь в развёртывании вооружённых сил ЦАР. Но о каком-либо силовом контроле со стороны россиян в ЦАР говорить не приходится. В июне 2018 года армейская колонна ЦАР в сопровождении российских инструкторов двигалась по дороге через Бамбари в Бангасу, когда на неё напали боевики Союза за мир в Центрально-Африканской Республике (СМЦАР). Один инструктор и двое военнослужащих получили ранения. В итоге российской делегации пришлось договариваться о гарантиях безопасности с лидером СМЦАР Али Дарассой.

Гражданин России Валерий Захаров действительно был назначен на должность советника президента ЦАР по вопросам национальной безопасности, после чего неоднократно встречался с лидерами вооружённых групп, чтобы обсудить вопросы разоружения, демобилизации и реинтеграции, а также "распределения доходов от эксплуатации природных ресурсов между местными и национальными органами власти". При этом ООН отмечает, что лидеры вооружённых групп "не считают эти дискуссии прямыми переговорами с правительством, а рассматривают их скорее как переговоры с иностранным партнёром правительства".

В целом информация о решающем влиянии России на ситуацию в ЦАР и лично на президента страны, а также о нелегальной бизнес-активности российской стороны представляется как минимум преувеличенной. Самостоятельным силовым потенциалом представители РФ в ЦАР не обладают, координируют свои действия "на земле" с международными организациями, а для обеспечения собственной безопасности вынуждены договариваться с отдельными лидерами местных вооружённых группировок.

Алмазы, золото и уран: за что борются в ЦАР

Российские военные и гражданские специалисты далеко не единственные вооружённые иностранцы в ЦАР. В стране присутствуют миротворцы ООН, военно-тренировочная миссия ЕС. До конца 2016 года в ЦАР была французская военная миссия, военнослужащие которой оказались замешаны в многочисленных скандалах, связанных с сексуальным насилием. Также до начала 2017 года в приграничных с Угандой районах размещались военные Уганды и американские военные советники, проводившие операции против отрядов Армии сопротивления Бога. В 2013 году неудачную попытку вооружённого вмешательства в конфликт в ЦАР предпринимала ЮАР.

Многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации в ЦАР была учреждена в апреле 2014 года. Она сменила аналогичную миссию Африканского союза. По состоянию на апрель 2018 года численность военного и полицейского персонала миссии составляла 12,3 тысячи человек (преимущественно военнослужащие африканских стран, а также контингенты из Пакистана и Бангладеш). Из миротворческого бюджета ООН 2018-2019 годов общим объёмом $6,9 млрд на миссию в ЦАР приходится $930 млн (то есть 13% от общемировых расходов). В 2014-2018 годах на деятельность миссии было выделено $3,2 млрд ─ больше, чем последние доступные оценки ВВП ЦАР.

Основные разведанные минеральные ресурсы ЦАР ─ это золото и алмазы, известно перспективное месторождение урана. Крупнейший источник валютных поступлений ─ экспорт тропической древесины. Экспорт золота и алмазов идёт в основном контрабандой. Общий масштаб существующих в стране бизнес-активов, способных генерировать экспортную выручку и представляющих хоть какой-то коммерческий интерес, крайне незначителен. Общий объём экспорта (за 2016 год) ─ $166 млн, из них $44,5 млн (27%) ─ круглый лес; $37,9 млн (23%) ─ ранее поставленные по гуманитарным программам грузовики и запчасти к ним; $17,3 млн (10%) ─ пиломатериалы.

С начала 2016 года некоторые иностранные компании (либо напрямую, либо косвенно через подрядчиков, связанных с Китаем) получили разрешение на добычу алмазов и золота в Центрально-Африканской Республике полумеханическим или промышленным способом. В условиях ЦАР это означает не столько расширение базы налоговых поступлений центральных властей, сколько обеспечение стабильного финансирования многочисленных вооружённых формирований, контролирующих те или иные районы.

Официальный экспорт золота из ЦАР в 2017 году достиг рекордного уровня 108 кг, с января по май 2018 года ─ 65 кг. До начала активной фазы вооружённого конфликта экспорт находился на уровне 55-60 кг в год. Но все это рекорды местного масштаба. Даже учитывая, что основной поток золота из ЦАР идёт контрабандой в Камерун, где реализуется по ценам около $40-44 за грамм, весь оборот золотодобывающей промышленности ЦАР не превышает $10-15 млн.

Потенциальные выгоды от участия в добыче золота или алмазов в ЦАР, которую затрудняют не только соображения безопасности, но и чисто технические обстоятельства (необходимость инвестиций в оборудование, геологоразведку и прочее), несопоставимы с финансовыми потоками, которые проходят через миротворческие и гуманитарные организации, работающие в стране. Эти финансовые потоки, которые распределяются среди зависимого от вооружённых формирований населения и местных подрядчиков в конечном счёте определяют благосостояние лидеров формирований. Они, в свою очередь, обеспечивают своей активностью raison d'etre [фр. смысл существования] для миротворцев.

Урановый проект на месторождении Бакума (Bakouma), которое разрабатывали ещё в 1960-1970-х годах, был заморожен французской компанией Areva в 2012 году после нападения на производственный лагерь. Хотя основной причиной было изменение конъюнктуры мирового рынка урана и экономическая нецелесообразность разработки.

Как Россия возвращается в Африку

Использование негосударственных акторов для решения отдельных задач в ходе вооружённых конфликтов ─ распространённая практика, и Россию вряд ли можно назвать пионером в этой сфере. В Африке российская сторона уже обладает соответствующим положительным опытом: в 2017 году частная российская компания "РСБ-Групп" выполнила заказ на разминирование производственного комплекса Ливийской цементной компании в Бенгази. Другая компания с российским участием ─ EFORCE Intersevice ─ известна контрактом с нигерийским правительством на подготовку подразделений специального назначения, которые сыграли решающую роль в борьбе с террористическими группами "Боко Харам".

Тем не менее целостной африканской повестки у России пока нет ─ это касается как всего континента в целом, так и отдельных стран вроде ЦАР. Политика состоит по большей части из реакции на запросы и обращения африканских партнёров и зависит от стечения обстоятельств, настойчивости и последовательности представителей африканской стороны и частных акторов. Россия в Африку пока не торопится, хотя и внимательно к ней присматривается.

Вовлечённость России в дела некоторых стран Африки предсказуемо становится предметом преувеличения со стороны политиков и спецслужб Франции, США и Великобритании. В основе такого преувеличения может быть не только искреннее заблуждение, но и корысть: Россия удобный оппонент, которому привычнее и проще противостоять, чем Китаю или исламистам, на такое противостояние легче получить финансирование.

Вместе с тем разграничение "китайской" и "европейской" Африки стабилизировалось в последние годы по линии ДР Конго ─ ЦАР ─ Южный Судан. Южная половина континента становится всё более ориентированной на Китай, а страны к северу от этой линии в большей степени оказываются под влиянием Запада или группировок политического ислама различного толка. В отдалённой перспективе российское силовое присутствие в ЦАР может трансформироваться в политический проект в контексте, например, повестки БРИКС, но пока это простая бизнес-история не больше чем на несколько десятков миллионов долларов.

○ По материалам Carnegie.ru и Википедии

• В качестве дополнения. Документальный фильм "Посол" (The Ambassador), 2011. Авантюрный фильм-эксперимент Мадса Брюггера о том, как простому белому европейцу можно купить дипломатический паспорт страны "третьего мира", стать послом Либерии в Центрально-Африканской Республике и попытаться вывезти алмазы.

image Click to view



история, экономика, Африка, география, геополитика

Previous post Next post
Up