Тот Кого Нельзя Показывать И Обсуждать

Mar 14, 2010 23:50



Не затихает обсуждение фильма «Аватар»: и предательство, и спецэффекты, и «Оскара» бедняги не дали, и еще много всего разного. Фильм зацепил. А почему?

Никаких особо умных мыслей, сюжетов и просто персонажей там нет, чувства стандартные, логических ошибок столько же, как в обычных американских боевиках .  А «Оскара» не получил, не смотря на огромный успех. В чем провинился?

Вспомним старика Фрейда, и не будем ограничиваться воздействием фильма только на сознание. Раз мы заговорили о подсознании, то должны и рассматривать фильм по его законам: наиболее яркие и наиболее приближенные к реальности картинки станут нашими маяками.

Наиболее правдоподобные образы - люди. Разговаривают, как американцы, ведут себя как американцы, выводы делают по американскому культурному шаблону, а, следовательно, весь фильм об американцах. Что они делают главное в своей жизни? Шпионят, осваивают чужое добро,  добывают его для себя, продают и воюют, иногда соблазняют прекрасных незнакомок.

Ключевое слово - война. Этому уделено много внимания в американской культуре и пройти мимо режиссер не сможет, если даже все забудет. Война с себе подобными  вообще противна человеческой природе и требует представить противника нечеловеком. Но саму войну рационализовать не удается, а особенно такую: агрессивную, захватническую, подлую, с массовыми убийствами мирных жителей, с частными армиями против заведомо слабейшего противника. Любить ее по всем законам невозможно. А прославлять такую войну можно сознательно только законченным негодяям.

Кто воюет против американцев? Технически отсталая нация. Таких полно. Воюет в джунглях. Круг существенно сужается. Американцев  бесспорно бьют. Остается одна страна - Вьетнам. Сознание маскирует такую мысль: там желтые, а в фильме синие, там низенькие, а фильме  высокие.

Подсознание здорового человека не может оправдывать несправедливость, подлость и садизм к женщинам и детям, а сознание запрещает явно осуждать злодейства своих элит. У художника это прорывается наружу. А критики, на то они и профессионалы, видят невысказанное разумом, но переданное подсознанием.

Остается решить еще одно логическое противоречие: как технически отсталая нация выиграла у настолько технически передовой. Что это за нечто, к которому взывает главный герой и которое помогает в критический момент? Долго запрягает, но потом помогает, в том числе сбить всю американскую воздушную армаду? Картина сознательно запутывается и на первый взгляд кажется, что главный истребитель -  наш храбрый летчик Ли Си Цын перебежчик.  Вы верите в сказки?

Вот простой американский солдат влюбился во северовьетнамскую девушку и из-за мук совести сбежал с ней в деревню (безусловно, крайне маловероятное событие), попал под ковровую бомбардировку и кого он должен вызывать по рации для спасения людей?

Поэтому полковнику на главном бомбардировщике в сценарии и мерещатся миги (в фильме это пришлось вырезать - сознание во власти цензуры).  Однако, призрак бродит по Пандоре.  Тот Кого Нельзя Показывать И Обсуждать!

Оскар, психоанализ, Аватар, интеллигенция, война, империализм

Next post
Up