Милан Кундера: «Смешные любови»

Dec 20, 2010 15:00



О Милане Кундера пишут много. Современная критика склонна относить творчество писателя к европейскому варианту магического реализма. Также Кундера увенчан титулом классика литературы XX века и одного из великих романистов вообще. Фредерик Бегбедер пишет, что  Милана Кундера - это продукт «чешского импорта, родившийся в 1929 году, живущий в Париже с 1975‑го и получивший французское подданство в 1981‑м». Бегбедер в своей книге «Лучшие книги XX века. Последняя опись перед распродажей» пишет про роман «Шутка» Милана Кундеры: «Нужно перечитать «Шутку» сегодня, чтобы уяснить себе одну вещь: она уже содержит в себе зародыш всего последующего творчества Кундеры, а именно виртуозное искусство смешивать роман и философию, идеи и фантазию, серьезность и фривольность. Кундера делает политику из постельных историй. Разумеется, контекст устарел, железный занавес разрушен, и в наши дни атмосфера всеобщей подозрительности, царившая в коммунистических странах, составляет главную шутку книги. Трудно поверить, что Людвика, героя романа, могли приговорить к шести годам каторжных работ в шахте из‑за простой открытки, в которой он написал: «Оптимизм - опиум для народа, здоровый дух воняет идиотизмом». Трудно понять, отчего слова «интеллектуал» или «индивидуалист» могли считаться в этих странах оскорбительными, почему адюльтер рассматривался как преступление против партии. В сущности, Кундера, сам того не желая, уподобился Кафке: он рассказывает те же абсурдные, жестокие истории, что и его знаменитый соотечественник, - с той лишь разницей, что у него‑то они - подлинные».

Милан Кундера родился 1 апреля 1929 года в Брно, Чехословакия. Закончил школу в 1948 году и начал учиться на философском факультете Карлова университета (Прага), где изучал музыковедение, кино, литературу и эстетику. После двух семестров перевёлся на факультет кино Пражской академии. В 1950 году прервал обучение по политическим причинам, однако всё-таки закончил его в 1952 году. Работал ассистентом и позже профессором академии на факультете кино, преподавал мировую литературу. В то же время он вступил в редакционные советы литературных журналов «Literarni noviny» и «Listy». В 1953 году опубликовал свою первую книгу. До середины 50-х занимался переводами, эссе, драматургией. Стал известен после выпуска собрания стихов и выхода цикла новелл «Смешные любови», написанных и опубликованных в 1958-1968 годы. В 1965 году он пишет свой первый роман под названием «Шутка», который Луи Арагон назвал одним из лучших романов XX столетия. Милан Кундера - автор девяти романов, четырех пьес, трех поэтических сборников, девяти эссе. Самый любимый роман Кундеры «Бессмертие» (дописан в 1988, впервые опубликован на французском языке в 1990 году). «Бессмертие» - это последний роман, написанный на чешском языке.

Сборник «Смешные любови» состоит из семи небольших новелл: «Никто не станет смеяться», «Золотое яблоко вечного желания», «Ложный автостоп», «Симпозиум», «Пусть старые покойники уступят место молодым покойникам», «Доктор Гавел двадцать лет спустя», «Эдуард и Бог». Эти новеллы вызывают смешанные чувства, переходящие от грусти к наивной улыбке, от радости к унынию. В центре внимания автора любовь (или нелюбовь) между мужчиной и женщиной, проблема времени и возраста, желаемого и реального, ложного и подлинного. С философской точки зрения раскрыта проблема страсти, влечения, воли к власти, страха, бессилия что-либо изменить, безысходности, обреченности... Про все это, да и не только про это, автор рассказывает со свойственной ему легкостью, простотой, наивностью. Читателя может приятно удивить, как автору удается находить блестящие примеры  триумфа и трагедии любви, мимо которых мы так часто проходим, не обратив на них ни малейшего внимания. Сборник поражает разнообразием мыслей и поступков героев. Приходишь к выводу, что все люди абсолютно разные. Однако, искусно показывая, что все его герои могут поступать по-разному, в конечном итоге Кундера все сводит к одному: отношения между людьми начинают обесцениваться.

Кундера говорит: «Только литературная работа, раскрывающая, разоблачающая неизвестные фрагменты человеческой жизни, имеет право на существование. Быть писателем не значит проповедовать правду - это значит раскрывать правду». Писатель в одном из своих интервью признался, что на его творчество повлияли такие писатели как Рабле и Дидро. Великими романистами считает Кафка, Брох, Музиль, Гомбрович. Говорит, что он объединяет их в плеяду центрально-европейских великих писателей-романистов. А на вопрос: «Богатая впечатлениями и опытом жизнь делает Ваши романы автобиографичными?», Кундера ответил: «Ни один из героев моих романов не является моим автопортретом, как ни один из моих героев не является портретом какого-то реального, живого человека. Я не люблю притворные, лживые автобиографии. Любой, кто выставляет напоказ чью-то интимную жизнь, заслуживает критики. Мы живем в век, когда понятие приватности, личной жизни разрушено. Полиция разрушила его в коммунистических странах, журналисты угрожают частной жизни в демократических странах, - и постепенно люди сами теряют вкус к личной жизни, своё ощущение её».

Писатель очень закрытый человек. Он хранит подробности своей личной жизни, ибо они, как он однажды сказал, «никого не касаются». Кундера строго контролирует публичную информацию о своей жизни. Например, в последних французских изданиях его книг «официальная биография» Кундеры состоит всего из двух предложений: «Милан Кундера родился в Чехословакии в 1929 году и с 1975 живет во Франции».

Милан Кундера

Previous post Next post
Up