Каждая эпоха оставляет свои следы, и самыми весомыми из них, самыми заметными и «долгоиграющими» становятся памятники архитектуры и монументальной скульптуры, иной раз переживающие тысячелетия. Советский Союз канул в Лету не так уж давно, и его наследие не успело еще обрасти вековой пылью наподобие пирамид и иже с ними, но он оставил пусть и не столь величественные, но вполне себе узнаваемые следы на телах городов не только России, но и бывших своих республик.
Каждый россиянин, что ни день, проходит мимо каменных образцов ушедшей эпохи, по привычке не замечая их. К примеру, в Калининграде этакая архитектурная доминанта, всем привычная, хоть и мозолящая глаза почти из любой точки центра, - Дом Советов.
Дом Советов
А как обстоят дела с реликтами прошлого у наших соседей? Сохранились ли подобные сооружения в бывших советских республиках, или уже давно снесены и на их месте высятся иные постройки, более соответствующие облику современного европейского города? Оказывается, вполне себе сохранились и ныне «здравствуют».
Например, наши ближайшие соседи - жители Литвы - могут похвастаться их наличием во многих городах своей страны.
Конечно, большинство зданий советского периода представляет собой привычные и обычные жилые дома блочного и панельного типа, которые литовцы теперь, как и жители других стран, где имеется подобного рода застройка, именуют commiblocks. Этаким «кольцом Сатурна» из спальных районов трудно кого-то удивить. Но встречаются и настоящие «жемчужины стиля», порой - поражающие воображение.
Спальный район в Вильнюсе
Больше всего изобилуют зданиями в стиле конструктивизма Каунас, Друскининкай, Шяуляй и, конечно, Вильнюс - здесь масштабы подобной застройки были самыми впечатляющими.
Одним из интереснейших объектов подобного толка можно назвать галерею Миколаса Жилинскаса в Каунасе, построенную в 70‑е годы.
Тогда городу срочно понадобилось новое большое здание, чтобы разместить все подаренные городу отбывающим в эмиграцию богатым коллекционером экспонаты. Галерея получила его имя, а городские виды обогатились необычным строением. У входа в галерею высится торжественно раскинувшая руки в экстазе освобождения статуя «Человек» работы скульптора Петраса Мазураса.
Галерея Миколаса Жилинскаса в Каунасе
Пожалуй, самые необычные постройки советских времен достались Друскининкаю. Здания, спроектированные поклонником Антонио Гауди Ромуалдасом Шилинскасом, производят совершенно фантастическое впечатление.
Удивительнейшее из них раньше служило корпусом одного из здешних многочисленных санаториев, теперь же тут расположена гостиница «Сосновый лес».
Увидев его впервые, трудно поверить, что оно является детищем советской эры, а не какой-нибудь экзотической страны и эпохи. Впрочем, другие произведения этого архитектора едва ли уступают вышеназванному в самобытности.
Гостиница в Друскининкай
Это и санаторий «Вильнюс», претерпевший в последнее время некоторые изменения, но сохранивший неповторимый стиль.
И поистине мегалитический комплекс бывшей водолечебницы, где сейчас находится гостиница Aqua Meduna и гигантский аквапарк.
Особенно впечатляюще комплекс смотрится сверху, когда становится возможным обозреть его весь целиком. С некоторых ракурсов вообще не верится, что это грандиозное сооружение - плод человеческих усилий, а не памятник инопланетной цивилизации.
Санаторий «Вильнюс»
Из работ других архитекторов стоит отметить ныне пустующий санаторий «Неман», линии которого изысканно выгнуты дугой благодаря фантазии архитекторов Э. Тамошевичюса и П. Адомайтиса. А также один из корпусов, а именно лечебный, санатория «Беларусь», построенный знаменитым советским зодчим Виктором Крамаренко в 1973 году. Интересно, что в Шяуляе, бывшем при СССР промышленным городом, в 70‑х годах появился один из первых пешеходных бульваров во всей Европе, а уж в стране он и подавно стал пионером: его открытие состоялось в 1975 году, на несколько лет раньше, чем Арбата в столице.
И хотя его длина всего километр с четвертью, Шяуляйский бульвар - одна из важных достопримечательностей города, любимейший среди жителей маршрут для пешеходных прогулок.
Появился он благодаря проектировщику Виргинии Тауянскене, выделившей для этой цели отрезок улицы Вильняус, и, хотя бульвар и претерпел значительные изменения во время реконструкции в начале 2000‑х годов, корни его также уходят в историю советской Литвы.
Шяуляйский бульвар
Характерен и комплекс технологического факультета Шяуляйского университета, в который входит художественная галерея, здание бывшего обкома партии, многочисленные угловые здания, построенные в основном в 1950‑х годах, и типовые школы, узнаваемые в любой бывшей республике. Все они в неплохом состоянии и используются. А вот советской скульптуре так не повезло.
И если скульптурная группа художника А. Толейкиса под названием «Материнство» не вызывает никаких кривотолков, то памятника погибшим в Великую Отечественную войну советским воинам, представляющего собой черную стелу на городской площади, может вскоре не стать.
Планы по реконструкции центра города его не предусматривают, а мэр Артурас Висоцкас считает, что нечестно оккупировать всё занимаемое монументом место, потому что похоронены там не только советские солдаты, но и другие люди.
Памятник погибшим в Великую Отечественную войну советским воинам
Литовскую столицу стоило приберечь «на сладкое». Вильнюс сумел сохранить не только архитектуру исторического «Старого города», но и небезынтересные советские образцы. Даже если оставить в стороне «город в городе» - микрорайон Ладзинай, где проходили съемки культового советского фильма «Приключения Электроника», и останавливаться только на отдельных характерных постройках, здесь есть на что посмотреть.
Начать можно со здания НИИ экономики сельского хозяйства, построенного в 1978 году по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса.
Сложной конфигурации здание, сочетающее плавные обводы овального фасада и кубистические, почти лишенные окон корпуса, в настоящее время вмещает несколько сельскохозяйственных учреждений.
Здание НИИ экономики сельского хозяйства
Не менее необычно и здание Дворца спорта: если бывший НИИ напоминает своеобразный бастион или крепость, то эта постройка, возведенная в 1971 году, скорее похожа на вздымающийся морской вал.
Схожи они тем, что относятся к практически отсутствующему направлению в архитектуре, называемому «брутализм».
Вильнюсский Дворец спорта называют еще «младшим братом»
аналогичного минского заведения, но стоит отметить, что белорусский собрат куда более сдержан и консервативен в плане форм и линий, а также что заложены они были практически одновременно, просто минский Дворец спорта строился быстрее и был закончен к 1966 году.
Здание Дворца спорта
Говоря о советской архитектуре Вильнюса, нельзя не упомянуть и здание телебашни, как самое высокое во всей Литве.
Его высота составляет триста двадцать шесть с половиной метров, но глянуть на город удастся только со ста шестидесяти пяти: именно здесь находится смотровая площадка.
К слову сказать, телебашня располагается посреди района, практически полностью застроенного панельными домами, в том числе дорогими сердцу ностальгирующего россиянина «свечками». Район этот носит название Каролинишкес, но в народе, особенно среди пожилой его части, до сих пор бытует прозвище «Крокодилишкес», - видимо, из-за внешней непрезентабельности однообразных домов.
Здание телебашни
Завершить наш далеко не полный обзор литовского строительного прошлого хочется Национальным театром драмы, расположенным на проспекте Гедиминаса. Сам комплекс театра скрывается внутри квартала, занимая его практически целиком, а наружу выглядывает только узкий фрагмент стены с главным входом, над которым высятся фигурирующие во всех путеводителях «Три музы» работы Станисловаса Кузмы.
За разработку архитектурного проекта, превратившего старое обветшавшее здание в дворец искусства, братья Альгимантас и Витаутас Насвитисы в 1981 году получили Госпремию СССР.
Национальный театр драмы
Источник