Почти половина реэмигрантов разочаровалась в Латвии, назвав возвращение на родину ошибкой. Четверть вернувшихся, вкусив позабытый прибалтийский быт, снова планирует уехать. Большинство из этих пессимистов - молодежь. Если процесс эмиграции не будет остановлен, к 2060 году Латвия потеряет еще 30% населения, свидетельствуют оценки Еврокомиссии. Только вот правящие вспоминают о своих соотечественниках лишь тогда, когда те уже находятся за пределами родины.
Латвийские аппаратчики продолжают ломать голову, как им «реэмигрировать» уехавших. Получается не особо хорошо. Свою ложку дегтя в процесс собирания разбежавшихся латвийцев внес Центр изучения диаспоры и миграции Латвийского университета. По данным свежего
исследования со звучным названием «Возвращение в Латвию», 40% реэмигрантов жалеют о своем решении вернуться на прибалтийскую родину, еще 15% не смогли ответить на поставленный вопрос.
Университетские эксперты выясняли, как складывается жизнь у этих «возвращенцев»: трудно ли снова интегрироваться в латвийское общество и рынок труда, какие повседневные проблемы доставляют наибольший дискомфорт, каким видится будущее.
Оказалось, живется «новым-старым» латвийцам несладко. Снова адаптироваться к жизни в Латвии сложно или очень сложно, сообщили 44% опрошенных реэмигрантов. Основные препоны были связаны с поиском работы и различиями в рабочей культуре, с налоговыми «непонятками» и вопросом образования детей.
С наибольшими трудностями столкнулись те, кто не владеет государственным языком свободно. Лишь у 15% респондентов не было никаких проблем с «акклиматизацией» на родине.
Эмигрировавшие латвийцы возвращаются главным образом потому, что скучают по друзьям и семье, гласит один из выводов исследования. Относительно малая часть едет назад по причинам, связанным с бизнесом и работой. Растет число тех, кто возвратился по состоянию здоровья. При этом задерживаться дома собираются далеко не все приехавшие. Четверть реэмигрантов, вкусив позабытый латвийский быт, сообщили, что снова уедут из страны. Среди таких пессимистов преобладает молодежь и нелатыши.
Родственные и дружеские связи, таким образом, служат базовой причиной, заставляющей основную массу разъехавшихся латвийцев возвращаться домой, оставаться или задерживаться там на определенное время - до тех пор, пока не закончатся заработанные на чужбине деньги. Уезжали ведь из финансовых соображений: самая массовая волна новейшей эмиграции, связанная с экономическим кризисом 2008-2010 годов, имела «колбасный» характер. Хотели жить лучше, зарабатывать больше или же просто «эвакуировались», оставшись без работы и средств к существованию.
«Землей обетованной» за время их отсутствия Латвия так и не стала. С экономической точки зрения предложить эмигрантам, осевшим в странах Старого Света, прибалтийской республике попросту нечего. А в отсутствие денег только и остается, что взывать к патриотизму.
В течение четырех лет государство впустую разбазарило более миллиона евро, пытаясь «достучаться» до уехавших латвийцев. Как только не изворачивались латвийские правящие, придумывая рецепты их возвращения. Дотационные вакансии для молодых реэмигрантов в самоуправлениях, социальная кампания «Хочу тебя обратно», повышение минимальной заработной платы.
Едва ли кто-то ожидал положительных результатов от этой бурной, но малоосмысленной деятельности. Одними красивыми словами вернуть бежавших за «длинным евро» невозможно. Рост «минималки», который в латвийских реалиях лишь ляжет дополнительным бременем на предпринимателей, способен только ускорить эмиграционный процесс, что понятно любому грамотному экономисту. До европейских зарплат и соцгарантий прибалтийской республике пока далеко. Значит, будут уезжать.
По
оценкам демографической ситуации в Европе на срок до 2060 года, опубликованным Еврокомиссией, в последующие 40 лет численность населения Латвии может сократиться еще на 30%, с 2 до 1,4 млн человек.
Местным функционерам следовало бы больше думать не о возвращении разъехавшихся, но о том, как удержать в стране тех, кто еще остался. Стипендии реэмигрантам, бесконечные планы собирания латвийцев и с десяток дорогостоящих исследований - всё это выглядит несколько нечестно по отношению к тем, кто пока не покинул Латвию и платит налоги, финансируя неработающие «реэмиграционные» мероприятия правящих. Власти посылают этим людям неприятный сигнал: государство задумается о вас лишь тогда, когда вы уедете. Подобное отношение только множит число покидающих страну.
А ведь ресурсы без труда можно было бы перенаправить на «механизм удержания». Например, разработать адекватную программу поддержки приобретения первого жилья для молодых семей. Собственная недвижимость, а также связанные с ней обязательства, и есть тот «якорь», который удерживал бы молодежь в Латвии, попутно с эмиграционной проблемой решая проблему рождаемости.
Источник